Управление персоналом

"Нормы КСО": необходимы, но достаточны ли?

Одни компании, отдавая свой социальный долг, не стремятся излишне афишировать проекты, в которых принимают участие (PR таким способом они считают не совсем честным); другие, напротив, максимально используют медиаканалы и привлекают внимание общественности к проблеме, чтобы эффект не оказался разовым и у благородного дела нашлись последователи. Оба подхода имеют право на жизнь; главное, что российский бизнес все-таки идет по пути осуществления общественной миссии.

Одни компании, отдавая свой социальный долг, не стремятся излишне афишировать проекты, в которых принимают участие (PR таким способом они считают не совсем честным); другие, напротив, максимально используют медиаканалы и привлекают внимание общественности к проблеме, чтобы эффект не оказался разовым и у благородного дела нашлись последователи. Оба подхода имеют право на жизнь; главное, что российский бизнес все-таки идет по пути осуществления общественной миссии. Однако даже примеры успешной реализации тех или иных инициатив только подтверждают, что работы в этом направлении непочатый край.

Инна Лобцова, консультант по подбору персонала, рекрутинговая компания AVICONN:

В настоящее время вопросы взаимодействия бизнеса и общества становятся особенно актуальны.По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, культурологические и пр. От их комплексного решения зависит будущее цивилизации. Многие руководители современного бизнеса понимают значимость данного процесса и уделяют этим вопросам повышенное внимание.

Концепция корпоративной социальной ответственности сформировалась в середине прошлого века. Учеными-социологами был осмыслен феномен включения бизнеса в решение социальных проблем общества. Первое определение термина в 1953 году дал Г. Боуэн: «Социальная ответственность бизнеса состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества».

Существуют различные точки зрения на причины возникновения данного феномена. Одни исследователи утверждают, что бизнес занимается социальными проектами для более эффективного решения основной задачи — повышения конкурентоспособности, прибыльности. Реализация социальных проектов различного уровня улучшает репутацию компании, увеличивает доверие потенциальных клиентов, делает позицию бизнеса на рынке более устойчивой, позволяет привлечь лучших сотрудников и партнеров. Другие считают, что изначально цель любого предпринимателя и бизнесмена — преобразование мира с целью улучшения условий жизни людей. В соответствии с этим подходом социальная ответственность — естественное расширение предпринимательской активности.

Еще до возникновения концепции КСО существовало меценатство, которое реализовывало эту направленность и создавало условия для поддержки и развития образования, искусства и других социальных проектов. В наше время участие бизнеса в подобных инициативах — комплексный, многоуровневый процесс. Это не только взаимодействие с внешними социальными силами (поддержка образовательных, оздоровительных, инновационных программ в различных слоях общества), но и разработка развивающей социальной среды внутри компании, создание корпоративной культуры, основанной на принципах взаимоответственности, взаимопомощи, уважении.

Примером комплексной реализации такой программы может служить фармацевтическая компания Abbott. В интервью журналу «Устойчивый бизнес» директор по вопросам корпоративной и социальной ответственности Сьюзан Бэверли отметила, что принципы социальной ответственности интегрированы во все аспекты бизнеса. Эти принципы проявляются не только в благотворительности, но и таких проектах, как сотрудничество с Исследовательским институтом химического разнообразия (ИИХР), входящим в российскую исследовательскую и инвестиционную группу «ХимРар». Основная цель — разработка новых, более удобных форм выпуска лекарственных препаратов Abbott, которые позволят повысить приверженность пациентов терапии и снизить лекарственную нагрузку на организм. Задачи проекта будут достигнуты с помощью разработки и применения современных технологий и внедрения новых фармацевтических форм этих препаратов.

Также Бэверли отметила конкурс рисунка для детей, больных муковисцидозом, «Звездная кисточка», который прошел в 2012 г. Компания Abbott поддержала его организацию в рамках своей многолетней деятельности, направленной на обучение и повышение информированности о заболевании муковисцидоз в России, а также помощь пациентам и их семьям в ведении активного образа жизни. Конкурс был удостоен престижной премии фармацевтической отрасли «Платиновая унция» в номинации «Проект года».

Кроме того, одним из важнейших социальных проектов в компании считается обучение и развитие сотрудников, создание условий для их профессионального роста.

Это один из примеров современного подходя к развитию концепции КСО, который показывает, что сотрудничество бизнеса и общества — творческий и вдохновляющий процесс, ведущий к улучшению условий жизни всех его участников.

Мари Март, консультант по подбору персонала:

В то время как на Западе уже сейчас широко распространены non for profit organizations, то есть организации, созданные не ради прибыли, в России данное явление еще лишь развивается. В крупных производственных компаниях это направление также существует, подчиняясь основным целям предприятия. Государство не так давно начало создавать действительно благоприятные условия для организаций, которые ведут активную общественную деятельность. Но проблема не только в том, что до недавнего времени эта практика была нам незнакома (большую часть социальных функций выполняли муниципальные организации), но также и в том, что изменения нужно прежде всего внести в умы людей, которые тем или иным образом вовлечены в социально ориентированные проекты. Компании создаются в первую очередь для получения выгоды, и здесь многим может быть непонятно, в чем польза такого проекта для бизнеса.

Если мы будем мыслить широко, то увидим, что польза на самом деле огромна — как для предприятия, так и для людей, которые будут задействованы в этом проекте. С помощью социального предпринимательства можно решить проблемы трудоустройства инвалидов, воспитанников детских домов, многодетных и одиноких матерей. Повышение качества жизни каждого отдельно взятого гражданина и теперь уже сотрудника компании — благородная и благодарная цель, которая окупится в будущем. Ведь все это в целом влияет на экономику страны, в которой осуществляет свою деятельность компания, реализующая подобный социальный проект. Кроме того, бизнес продолжает получать прибыль за счет нового притока рабочей силы и расширения, попутно решая свои маркетинговые задачи, ведь появляется положительный резонанс в СМИ в масштабе города, области или страны, что влияет на репутацию и привлечение аудитории. И это только часть плюсов, которые может получить организация, уделяющая внимание миру вокруг себя. Донеся подобный позитивный посыл до каждого подчиненного, руководитель сможет ожидать максимального процента отклика и вовлеченности, что, безусловно, пойдет на пользу компании в целом.

Зоя Подпальная, заместитель руководителя отдела персонала City Express:

Миссия компании в полной мере отражает социальную ориентированность нашей деятельности: «Мы помогаем людям экономить время, делаем их жизнь лучше, осуществляя коммуникации как в бизнесе, так и в частной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы наши услуги стали эталоном качества в сфере доставки».

Задача нашего бизнеса крепко связана с потребностями общества. Практика клиентоориентированности и индивидуального подхода активно используется в работе. Каждый сотрудник компании знает, что нет вопроса, на который нельзя ответить, и нет проблемы, которую нельзя решить. Мы работаем для общества в целом и для каждого клиента в частности. За нестандартные решения, инициативу и креативный подход мы всегда отмечаем наших сотрудников, поощряем и призываем всех работать именно с таким отношением.

В ближайшее время мы планируем запуск внешнего проекта, который будет направлен на помощь социально незащищенным слоям населения. Она будет оказываться не только услугами в сфере доставки; наши сотрудники лично примут участие, не ограничиваясь денежными перечислениями. Пока проект разрабатывается, не будем больше ничего говорить о нем. Мы расскажем о конкретных делах.

От этого проекта мы ждем прежде всего большей сплоченности коллектива, ведь добрые дела объединяют. Конечно, не будем лукавить, это положительно повлияет и на наш бренд. Но все же главная цель — это помощь людям как внутри компании, так и за ее пределами.

Инна Алексеева, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:

Проще всего, конечно, приходится тем, кто может связать свою деятельность с чем-то социально значимым. В 2011 году наша компания разработала и реализовала концепцию общественного мероприятия для Kärcher — им стал субботник на территории природного заказника. Нам удалось привлечь внимание многочисленных журналов, онлайн-порталов и телеканала, а клиенту — подчеркнуть собственные принципы чистоты и порядка.

В России принципы КСО пока распространяются с трудом, поэтому приходится совмещать подобные мероприятия с другими элементами, представляющими интерес. Тот же субботник был совмещен с демонстрацией работы фирменных пылесосов для улицы — так были достигнуты и благородная цель, и бизнес-задачи. «Лето Банк», с которым мы сейчас сотрудничаем, также нашел способ связать свои задачи с нуждами общества, поставив в своих офисах урны для утилизации батареек. Вроде бы мелочь, но это и приятный бонус для тех клиентов, которые заботятся об экологии.

Можно с уверенностью сказать, что на любом рынке есть возможность быть социально ответственным и делать это с выгодой как для общества, так и для компании.

Сотрудникам надо давать возможность высказаться, если возникают какие-то сложности.

Юлия Губанова, директор департамента кадрового консультирования, ЗАО КГ «Бизнес-КРУГ»:

Многие компании, где я работала, занимались социальными проектами как сами, так и подключая к ним сотрудников. В частности, были проекты по обеспечению детских домов потребительской электроникой, помощь детям с ограниченными возможностями, включение сотрудников в сбор необходимых вещей для нуждающихся и т.п. Я знаю, что, например, у банка ВТБ 24 есть замечательный проект помощи детям, когда каждый сотрудник может взять под свое покровительство конкретного ребенка и помочь осуществиться его мечте. Сознание того, что компания, где ты работаешь, участвует и помогает конкретным людям, повышает лояльность персонала.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России