Ведение бизнеса

Жесткая посадка

Лето 2014 года запомнится серией громких банкротств туристических компаний. Однако эксперты считают, что унывать не стоит. Кризис пойдет рынку на пользу: возникнут новые форматы и откроются новые возможности для бизнеса.

Лето 2014 года запомнится серией громких банкротств туристических компаний. Однако эксперты считают, что унывать не стоит. Кризис пойдет рынку на пользу: возникнут новые форматы и откроются новые возможности для бизнеса.

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, этот год оказался самым кошмарным для туристической отрасли России — даже в сравнении с кризисным 2009‑м. «По разным оценкам и прогнозам, — говорит она, — по итогам 2014‑го нас ждет снижение спроса на туруслуги на 30–50 процентов». Рынок залихорадило еще зимой, а в самый разгар сезона начались банкротства тур­операторов, причем в список потерь попали и компании из Топ-20. Череду громких банкротств открыла турфирма «Нева», одна из старейших в России (24 года на рынке). Когда компания объявила в середине июля о приостановке деятельности, за рубежом находилось около 6,5 тыс. ее клиентов, а еще примерно 17 тыс. туристов частично или полностью оплатили путевки вплоть до конца года. На протяжении всего нескольких недель за ней последовали другие ветераны туррынка — «Роза ветров Мир», «Экспо-Тур», «Нордик Стар» и «ИнтАэр». Скандально закончила свое существование питерская фирма «Ветер странствий»: ее генеральный директор Любовь Агафонова сбежала вместе с семьей за границу.

Но больше всего туристов пострадало от августовского краха «Лабиринта». По данным Российского союза туриндустрии, на момент прекращения его деятельности около 25 тыс. туристов компании уже находились на отдыхе, еще около 40 тыс. оплатили путевки.

Эксперты отрасли затрудняются назвать точную сумму урона, который нанесла эта серия банкротств. Но примерное число пострадавших туристов оценивалось на конец августа в 80–90 тыс. человек: это и те, кто был вынужден отдых прервать, и те, кто еще не отправился в путешествие. Правда, степень страданий у всех разная. Ведь кого-то поставили перед фактом, что предстоящая поездка отменяется, но затраты будут компенсированы страховой компанией, а кого-то выселили из отеля или отказали в обратном перелете.

«К сожалению, это еще не конец кошмара: рынок ожидают и дальнейшие банкротства, в том числе заметных игроков», — делает неутешительный прогноз Ирина Тюрина. Ничего удивительного: туристы, напуганные массовыми банкротствами операторов, воздерживаются сейчас от рискованных трат, тем паче когда речь заходит о более отдаленной перспективе; мало ли что случится с турфирмой за это время? Туроператоры уже почувствовали это по сокращению количества ранних бронирований по своим осенним и зимним программам. По разным оценкам, на фоне последних событий падение ранних продаж доходит до 50% по сравнению с показателями прошлого года. А ранние бронирования приносят столь важную для оператора «кредиторку», которая позволяет производить текущие выплаты поставщикам услуг (отелям и авиакомпаниям).

При уменьшении глубины продаж турфирмы попадают в очень неприятную ситуацию кассового разрыва. «Нынешний туроператорский бизнес  — это, по сути, «пирамида», — объясняет Валентин Домбровский, сооснователь и руководитель нескольких тревел-стартапов (Excursiopedia, Travelatus и др.). — Одни туристы едут в отпуск сегодня за счет других, которые заплатили за путешествие на завтра. Накопление долга, которое возникает при недостатке новых туристов, желающих купить тур на завтра, и приводит к проблемам».

Причины банкротств кроются в фундаментальных проблемах, которые отчетливо проявились на рынке туризма в последние несколько лет. По мнению директора по маркетингу и продажам TUI Russia Ивора Вукелика, их две. Первая связана с избытком предложения на российском туристическом рынке: слишком много туроператоров, турагентств, чартерной авиаперевозки, и это абсолютно не соответствует реальной емкости рынка. «До настоящего момента, — говорит Вукелик, — с этим удавалось жить, потому что рынок показывал значительный рост с каждым годом. Но любой бизнес должен строиться на прибыли, а не на обороте. Сейчас же есть ряд туроператоров, которые работают не на прибыли, а на обороте: их цель — продать кресла в самолете, продать отели «на гарантии» и пустить деньги в оборот для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу». По мнению эксперта, демпинг — это показатель агрессивной стратегии, которую выбирали некоторые туроператоры для того, чтобы быстро занять долю рынка. В результате на туристическом рынке ключевым критерием принятия решения о покупке становится цена, а не сам турпродукт. «Однако в конечном итоге такая стратегия является провальной, и сегодня мы видим этому подтверждение», — заявляет представитель TUI Russia.

Вторая проблема — это отсутствие эффективного регулирования и контроля туристической отрасли. Финансовые гарантии ответственности туроператоров, которые действуют сейчас, безусловно, нужны, но их явно недостаточно. «Необходимо ужесточить критерии для получения лицензии туроператора так, чтобы ее могли иметь только компании, которые действительно в состоянии предоставлять качественный туристический продукт без сбоев и рисков», — полагает Ивор Вукелик.

Непосредственной причиной обвала рынка стало, по мнению специалистов, ухудшение общей политической и экономической обстановки в России и вокруг нее. Из‑за событий на Украине, санкций и кризисных ожиданий снизилась и туристическая активность: многие россияне предпочли не тратиться на поездки, а отложить путешествия до лучших времен. Кроме того, в начале года на фоне политической нестабильности резко подскочил курс основных иностранных валют, из‑за чего туристический продукт заметно подорожал. Сказались и введенные в некоторых госучреждениях (особенно в силовых структурах) ограничения на поездки сотрудников в европейские страны и в США. По некоторым оценкам, за год это даст сокращение выездного турпотока из России без малого на 4 млн человек (то есть почти на 10%).

Некоторые туристы «приняли на свой счет» санкции и не стали получать визы в европейские и североамериканские страны, опасаясь, что им откажут. «И это притом, что страны ЕС как раз, наоборот, стали охотнее выдавать многолетние мультивизы, причем максимально оперативно, — констатирует Ирина Тюрина. — Но турпоток из России в страны еврозоны все равно упал на четверть».

Однако нынешний кризис туристической отрасли имеет свои интересные особенности. Это кризис не столько самого туристического бизнеса, сколько его старых форм и бизнес‑моделей. Примечательно, что многие онлайн-сервисы по бронированию отелей и авиабилетов вовсе не считают 2014 год провальным. «Продажи у нас выросли на сто процентов по сравнению с прошлым годом, — рассказывает гендиректор крупнейшего в России поисковика авиабилетов Aviasales.ru Макс Крайнов. — Ведущие российские онлайн-агентства выросли минимум наполовину, хотя сам рынок — едва ли на 10–15%». Жертвами кризиса стали в основном традиционные агентства, полагает Крайнов.

С ним согласен и руководитель департамента по работе с отелями компании Ostrovok.ru Федор Егоров. Он тоже отмечает рост продажи мест в отелях: «В онлайне все хорошо, наблюдается заметный прирост числа клиентов, которые боятся сейчас бронировать через туроператоров».

Судя по всему, на фоне кризиса турфирм онлайн-проекты продолжат свою экспансию. Тем более что тут еще есть куда расти: по разным оценкам, в России на интернет-сервисы приходится всего 7–15% туристов, остальные пользуются по старинке традиционными агентствами. В США же, к примеру, более 60% людей путешествует, бронируя билеты и отели самостоятельно.

Впрочем, не надо спешить хоронить традиционных операторов: они еще поборются за существование. «Никто не спорит, доля тех, кто путешествует самостоятельно, будет расти, но до определенного предела, — говорят в самарском офисе сети «Магазин Горящих Путевок». — Россия не Америка, у нас еще мало кто говорит на английском, есть языковой барьер, неумение и боязнь пользоваться интернет-ресурсами для бронирования, «светить» свою карточку».

И тем не менее рынок значительно видоизменится, и эта трансформация происходит сейчас. «Рынок очищается от лишних игроков, от тех, кто выбрал заведомо неверную бизнес‑модель, — полагает Ирина Тюрина. — И Россия с таким опытом банкротств не уникальна: в других странах тоже был период превращения туротрасли в более цивилизованную. К примеру, во время похожего туристического кризиса во Франции «умерло» аж 130 операторов».

С обновлением рынка изменятся и форматы. Время классических туроператоров с пыльными каталогами и стандартным подходом, судя по всему, заканчивается. Карина Альмедова долгое время работала персональным тревел‑менеджером одного из руководителей госкорпорации: бронировала авиаперелеты, гостиницы, транспорт и услуги личного гида для индивидуальной экскурсионной программы. Как оказалось, такой индивидуальный подход к планированию путешествия востребован и на большом рынке, поэтому со временем она открыла свой бизнес. Ее нынешние клиенты, разумеется, не всегда выбирают самые дорогие отели и частные самолеты, но они готовы платить цену выше среднерыночной за то, чтобы поехать по маршруту, разработанному «вручную» специально для них. «Сейчас я понимаю, что не ошиблась в оценках перспектив, — говорит Альмедова. — Да, поначалу бизнес приходилось всячески тянуть, пользоваться наработанными в корпорации связями. Клиенты были «штучными», удавалось лишь отбивать аренду офиса и зарплату помощницы. Но сейчас я понимаю, что именно за таким форматом бутиковых агентств — будущее туротрасли».

Похожее мнение и у гендиректора волгоградской турфирмы «Позитив» Елены Баки: «Я начинала свою карьеру в туризме именно с путешествий «ручной работы», детально продуманных мной для маленьких групп туристов. Но потом оказалось, что основной заработок все-таки идет именно от массовых туристов, которые предпочитают просто прийти в офис и купить готовую путевку, а не морочить себе голову планированием путешествий. Но времена меняются. Сейчас, я чувствую, правильнее снова переключиться на индивидуальные программы».

Многие участники рынка согласны в одном: то, что происходит сегодня, — это не крах отрасли, а закономерная эволюция, связанная с разрушением демпинговой модели. «Мы вступили в стадию консолидации, и в ближайшие три–пять лет эта консолидация продолжится — как у туроператоров, так и у агентств, — уверен Ивор Вукелик. — В итоге крупные туроператоры с большим пулом направлений выживут, поскольку свои отели и свои чартеры дают им поле для маневра».

Однако наряду с классическими туристическими компаниями станут активно развиваться и новые бизнес‑модели. Будет расти количество бутиковых агентств, которые не продают туроператорский продукт, а разрабатывают собственный. «Турагентства, готовые собирать кастомизированные пакеты, останутся на рынке и будут процветать, — считает Макс Крайнов. — Турагентства, продающие однотипные продукты без какой-либо дифференциации, должны с рынка уйти».

Очевидно, что трансформация туристического рынка скажется и на ценах. Учитывая смену парадигмы и бесперспективность ценовых войн, можно прогнозировать повышение цен на туры в среднесрочной перспективе. «Умные туроператоры и так никогда сильно не демпинговали, а теперь всем придется вести бизнес правильно, — говорит Федор Егоров (Ostrovok.ru). — В целом можно ожидать, что некоторые предложения немного поднимутся в цене». Учитывая, что спрос на туристическом рынке эластичен по цене, первое время можно ожидать определенного спада продаж, однако через несколько лет покупатели адаптируются к новым ценовым уровням — и активность рынка снова начнет расти.

Начать дискуссию

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.