Экономика России

За импортомщение!

По стране идет большая амнистия неконкурентоспособных: встречные санкции Западу! Пока — неконкурентоспособных по «продовольственной статье». Но были бы неконкурентоспособные, а новые статьи у нас найдутся.

По стране идет большая амнистия неконкурентоспособных: встречные санкции Западу! Пока — неконкурентоспособных по «продовольственной статье». Но были бы неконкурентоспособные, а новые статьи у нас найдутся.

Раньше Россия защищала свой внутренний рынок от злокозненного импорта совестливо, с оглядкой на ВТО, и даже как-то фитосанитарно. А сейчас — размашисто и со всей удалью (но и фитосанитарно — тоже).

Не исключаю, что после столь решительных действий и само наше правительство ощущает себя немного амнистированным: вроде бы экономика полгода болтается «околоноля», того и гляди придется зафиксировать техническую рецессию, то есть снижение ВВП на протяжении двух кварталов подряд (статистики пока все еще мудрят с переоценкой квартальных показателей) — а тут такая уважительная причина: война санкций. Сразу всем-всем амнистия: и «пищевому» блоку правительства, и экономическому, и финансовому…

Главным словом наших дней стало «импортозамещение». Остается только понять, воспарим ли мы с ним над нолем, поскольку других волшебных и вдохновляющих экономический рост слов нам на ум уже не приходит.

Под сводами различных присутственных мест (а наипаче — в Минпромторге, ведущем санкционные списки) — необыкновенное оживление отраслевых лоббистов всех мастей и калибров. Странная штука эти продовольственные санкции: «амнистированные», которых вроде бы только что хорошенько защитили от иностранных конкурентов, уже выстроились в очередь — просить денег на импортозамещение. Задача-то государственная, под нее денег не жалеют!

Но гораздо важнее присмотреться к другой группе посетителей: тех, кто, напротив, пришел просить вывести что-либо из‑под санкций. Вот где главная слабость сектора, грозящая даже продовольственной безопасности страны. Семена, мальки, оплодотворенная икра, молодняк, элитные животные-производители, специальные корма… Мы так основательно подсели на западные агро- и зоотехнологии, что наши рыбо-, птице- и животноводческие комплексы и агрокомбинаты рискуют резко сбавить в производительности, если западным партнерам заблагорассудится надавить на нас по линии селекции и зоогенетики. Восстанавливать свою селекцию и зоогенетику — дело десятилетий. Агробизнес вообще основательный род деятельности, который живет инвестиционными циклами от пятнадцати лет и больше. И вряд ли вдохновится санкциями, которые объявлены на один лишь год. Даешь больше санкций!?

Быстрого импортозамещения в агросекторе и пищепроме явно не случится. Быстро своими санкциями мы лишь помогли нашим собратьям по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстану: их пищепром включился на полную мощность, перерабатывая дешевое сырье из Евросоюза и поставляя готовую продукцию на российский рынок. Да так, что наши переработчики за ними ни за что не угонятся.

Сможем ли мы импортозаместить? В конце концов, да. Не все, кривовато, при серьезной поддержке государства и с большими издержками для конечного потребителя. А пока нас, видимо, будет духовно поддерживать сладкое чувство свершившейся мести при виде телекартинки, на которой польские садоводы закатывают бульдозером в траншею урожай яблок, а прибалтийские фермеры сливают в канаву невостребованное молоко.

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Начать дискуссию