С предпринимательской точки зрения этот рынок выглядит так: 12,8 млн потребителей со специфическими запросами, которые хронически не удовлетворяются. Именно столько в России, согласно статистике, людей, которым официально присвоена инвалидность.
Правда, рынок этот по понятным причинам не отличается высокой платежеспособностью, и основной игрок здесь — государство, которое исходит из логики поддержки социально незащищенных слоев населения, но при этом не особенно горит желанием поощрять частную инициативу в том же направлении.
С другой стороны, государство на деле показывает, что готово крупно тратиться на эту сферу. Так, общий объем бюджетных ассигнований по госпрограмме «Доступная среда» на 2011–2015 годы уже достиг 168 млрд рублей. Не обходится, впрочем, и без присущих любому процессу освоения государственных средств казусов. Многим наверняка запомнился построенный в САО Москвы в рамках госпрограммы пандус для инвалидов, который ведет не к двери подъезда, а прямиком в глухую стену…
Коммерческих стратегий для частного бизнеса здесь может быть две: либо работать в системе госзакупок с государством как с крупным заказчиком товаров, услуг и инфраструктуры для инвалидов, либо ориентироваться непосредственно на конечных потребителей — людей с ограниченными возможностями, причем так, чтобы ценовое предложение оказалось им по карману. Есть еще особый путь — социального предпринимательства и чистого альтруизма, который российские предприниматели также нередко выбирают.
В любом случае предпринимателям вряд ли стоит рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны государства, налоговые льготы или субсидии. Да и механизмы, позволяющие бизнесу реализовывать проекты в социальной сфере и стимулирующие к социально ответственному поведению, в России либо не созданы, либо проворачиваются с большим скрипом. «У меня есть старый друг в США, ставший миллионером, у него в Лос-Анджелесе эвакуаторный бизнес и лимонадный цех, — рассказывает член Оргкомитета Союза инвалидов России Ахиллес Маврофиди. — И налоги он, естественно, платил большие. До тех пор пока не взял пустырь площадью в 2,5 га и не построил на нем дом престарелых на 70 мест. После этого от налогов его освободили. У нас, к сожалению, такое сегодня в принципе невозможно». Потому-то у российского бизнеса инициативы — калибром помельче. В МКА «Князев и партнеры», например, инвалидов и других социально незащищенных время от времени консультируют бесплатно. «Если бы существовали налоговые и другие преференции, то мы с коллегами могли бы больше работать с этой категорией людей», — говорит адвокат Владимир Юрасов.
Даже льготы, специально придуманные для того, чтобы предприятия трудоустраивали инвалидов, похоже, давно утратили свой стимулирующий эффект. Экономия работодателя на страховых взносах в сравнении с обычным работником оказывается не столь большой: на круг (взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС) получается 2,9% от фонда оплаты труда.
Одним словом, российский бизнес слабо вовлечен в решение проблем людей с ограниченными возможностями. «Бизнес-журнал» собрал три истории, рассказывающие о коммерческих проектах в сфере «товары и услуги для инвалидов», которые когда-нибудь наверняка станут прибыльными, а пока делаются на чистом энтузиазме. И постарался разобраться с мотивами их основателей.
Начать дискуссию