Это был бы отличный ответ Западу: «Ах, вы нам санкции? А мы за это сейчас ка-а-ак улучшим качество своих институтов! Как облегчим своему бизнесу налоговое бремя! Как приструним силовиков! И (чтобы совсем уж наповал) — как снизим долю госсектора в экономике!»
Но оставим фантазии: ввиду чрезвычайных внешних (санкции) и внутренних (отсутствие роста) обстоятельств российские власти все больше держат курс на экономику мобилизационного типа. То есть такую, в которой все имеющиеся у государства ресурсы собраны в кулак и направлены на достижение короткого перечня приоритетных целей — часто в ущерб всему остальному.
В последний год экономический блок правительства усердно искал и находил новые источники пополнения бюджета. Лишь немногие фискальные инициативы — вроде налога с продаж — не прошли. Летом появилась другая забота — правильно тратить. Потому что за деньгами выстроились сразу две очереди: пострадавшие от санкций Запада и желающие заняться импортозамещением. Кому-то удалось пристроиться сразу в обе. А аппетиты отдельных компаний с госучастием, которые еще совсем недавно были неуемны в покупке активов на кредитные средства, потянули на полтора триллиона рублей.
Но все это не отвечало на главный вопрос: а как мы собираемся расти? Сентябрьское заседание Госсовета, посвященное развитию отечественного бизнеса, наконец прояснило логику властей, которая оказалась вполне мобилизационной. Президент заявил, что необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора за предстоящие полтора-два года. Глава рабочей группы предложил объявить в стране «трехлетку импортозамещения». Главным ограничителем развития российского бизнеса была признана дороговизна кредитов для промышленных предприятий. Поэтому министр экономического развития тут же доложил, как ее побороть — с помощью механизма проектного финансирования тщательно отбираемых капиталоемких проектов. То есть речь вновь идет о «штучной» поддержке чего-то большого и красивого.
Хороший разбор того, почему гигантомания никогда не приводила в России к заметному экономическому росту, в этом номере «Бизнес-журнала» делает известный экономист Владислав Иноземцев. От себя добавлю, что лично меня всегда обнадеживало не большое, красивое, штучное, а «умная толпа» как экономический феномен. Толпа, которая набегает, предпринимает и устраивает экономический рост в отдельной географической точке, отрасли или стране. Самый яркий пример — сланцевая революция в нефте- и газодобыче США, которую за десять лет осуществили десятки тысяч добывающих компаний размером от микро (несколько человек) до среднего. Этой толпе обеспечили легкий доступ к недрам, помогли кое-чем — и страна постепенно превратилась из импортера в экспортера газа. Российских малых нефтяников «толпой» не назовешь (около 250 компаний), они прозябают в тени гигантов и на технологические революции не способны (и это — одна из историй номера).
Или вот еще показательный кейс, о котором вы можете прочитать в октябрьском выпуске. Сейчас Минсельхоз придумывает, кому и сколько дать денег на развитие отечественного картофельного семеноводства, потому что когда недавно дело дошло до ограничения импорта, выяснилось, что без иностранного семенного картофеля нам не посеяться. Между тем если бы лет десять назад государство законодательно отрегулировало отношения между селекционерами и семеноводами (селекционерам неплохо бы получать роялти за использование своих сортов!), в отрасль наверняка давно бы пришли инвесторы. Умной толпой. И тратить бюджетные деньги сегодня бы не понадобилось. Всего-то и требовалось от государства: законодательно обиходить сегмент. Не идти сюда хозяйствовать своими «дочками», «внучками» и ФГУПами, не нести деньги, а вовремя сыграть свою «инфраструктурную» роль.
И таких механизмов, запускающих эффект умной толпы, по различным секторам и сегментам нашей экономики разбросано множество. Их только нужно найти и включить.
Начать дискуссию