Менеджмент

Мало и дорого. Чем опасна ориентация на результат. В менеджменте и не только

Мне доводилось видеть KPI огромного числа менеджеров в разных российских компаниях. В подавляющем большинстве случаев ключевые показатели эффективности управленцев имеют валовое выражение — в рублях, штуках, процентах роста. «Что здесь плохого? — спросите вы. — И как по-другому?» Давайте разберемся.

Мне доводилось видеть KPI огромного числа менеджеров в разных российских компаниях. В подавляющем большинстве случаев ключевые показатели эффективности управленцев имеют валовое выражение — в рублях, штуках, процентах роста. «Что здесь плохого? — спросите вы. — И как по-другому?» Давайте разберемся.

Начнем с истории и теории. Исторически Россия всегда была страной результата (часто — выдающегося). Уже то, что ей удалось построить самую большую континентальную империю, говорит само за себя. Это ли не результат? И в российском бизнесе результат стал настоящим фетишем. Что мы говорим, если хотим дать хорошую характеристику менеджеру? «Ориентирован на результат». Об этом как о наиболее положительном качестве пишут в резюме, выспрашивают на собеседованиях, это ценят в сотрудниках.

Что здесь плохого? Ничего, если забыть, что у деятельности человека есть и другие измерители — например, эффективность (результат минус затраты) и производительность (результат в единицу времени).

И если посмотреть на нашу страну и нашу экономику с этих позиций, то ситуация начинает выглядеть менее оптимистично.

В погоне за результатами в России сформировалась очень затратная экономика. Затратная по сырью, энергии, трудовым ресурсам. А что? Страна наша богатая, нам не жалко.

Хорошо известно, что, по оценкам экспертов, Россия серьезно отстает от развитых стран по уровню производительности труда. Основные причины — неэффективная организация труда (на нее приходится от 30 до 80 процентов такого отставания в зависимости от отрасли), устаревшее оборудование и неэффективные технологии (от 20–60% отставания), на долю остальных факторов приходится лишь 15%.

На первом месте, как мы видим, неорганизованность. Как написано в русских летописях, наша земля «велика и обильна, а порядка в ней нет». Со времен летописца Нестора многое изменилось, но порядка не прибавилось. Шум-гам, суета, беготня, задействовано много людей — а толку мало. И этому тоже есть «историческое» объяснение.

Почти весь ХХ век Россия жила не так, как большинство стран мира. Сегодня к этому обстоятельству люди относятся по-разному: кто-то горюет по прежним временам, кто-то их проклинает, но факт есть факт: жили не так. А в мире, в том числе в области бизнеса и управления, происходили различные события, сильно изменившие экономику, да и в целом жизнь многих стран и народов.

Некоторые из этих событий носили поистине революционный характер и привнесли в экономику и жизнь новые правила.

Первая такая революция произошла в 1914 году в США, в городе Детройте, и ее вдохновителем был Генри Форд, который не только первый применил в больших масштабах конвейерный способ производства, но и внедрил новые методы управления, обеспечивающие работу конвейера. Лозунг Форда — «Делать много и дешево», и это событие можно назвать революцией эффективности.

Всякая революция имеет какую-либо идеологическую основу. Рассматриваемая нами опиралась на идеи научного менеджмента американского инженера Фредерика Тейлора. В начале ХХ века Тейлор впервые разработал систематизированные и обоснованные методы организации и нормирования труда, подбора и расстановки персонала, организации рабочего места и обучения работников.

В своих книгах «Основы научного управления предприятием» и «Управление фабрикой» он доказывал, что применявшийся в конце ХIХ века способ управления предприятием устарел, поскольку основан исключительно на личном опыте и здравом смысле управляющих. (Обратите внимание на эту формулировку, внимательный читатель: не напоминает ли она вам подход многих современных российских менеджеров?) Тейлор утверждал, что прогресс техники и новые социально-экономические условия диктуют необходимость разработки и внедрения подлинно научных систем управления.

Поэтому основанный им подход стали называть научным менеджментом. Его суть автор определил так: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния». И Форду удалось применить идеи Тейлора на практике. Очень быстро — буквально за несколько лет — автомобиль из предмета роскоши превратился в массовый продукт, доступный большому числу людей.

Этот пример окрылил многих предпринимателей. Подходы, придуманные и реализованные Фордом, стали быстро распространяться. Произошел невиданный до этого рост производительности. Это был очень непростой и часто трагический процесс. Никогда ранее в истории человечества не происходило столь быстрого и резкого роста интенсификации трудовой деятельности. Он сопровождался огромными социальными потрясениями, политическими коллизиями, человеческими трагедиями. Но мир вышел из этих потрясений с новыми, очень высокими требованиями к организации бизнеса с точки зрения эффективности и производительности.

Что же в нашей стране? Как ее коснулась эта революция?

Период с 1914 по 1925 год пропускаем по понятным причинам. Тогда было не до управленческих новаций. Другие революции бушевали в то время. Посмотрим на период индустриализации и зададимся вопросом: умела ли советская экономика достигать поставленных целей? Конечно, да. Иногда очень впечатляющих. Государственный план по электрификации России (ГОЭЛРО), сотни новых заводов и фабрик, новые отрасли промышленности, позже — атомный проект, освоение космоса и множество других славных дел. Но отметим, что при этом главным показателем всегда был результат. Результат любой ценой.

Такой подход выработал у советских управленцев хорошую способность концентрироваться на цели и достигать ее, но при этом не считаться с затратами — людскими, финансовыми, материальными. Победителей не судят. А вот людей, не умевших достигать целей, как раз очень даже судили — в буквальном смысле.

Когда в 1990‑е годы страна снова вернулась в капитализм, который вроде бы про эффективность и производительность, выяснилось, что на разреженном российском рынке, который к тому же разогрет нефтедолларами, не эффективность нужна: главное — быстро отхватить свою рыночную долю. Этим все и занимались.

В условиях экономической стагнации, которую мы сегодня наблюдаем в российской экономике, именно вопросы эффективности и производительности становятся самыми важными. И здесь нужно понять, что и та и другая появляются, только если правильно выстроены бизнес-процессы, если деятельность персонала организована и упорядочена.

В российском бизнесе результат стал настоящим фетишем. «Ориентирован на результат» — считается похвальной характеристикой менеджера. При этом как-то забывают, что есть более важные измерители. Например, эффективность (результат минус затраты) и производительность (результат в единицу времени).

Ведь очевидно, что любой результат получается в процессе. Не бывает результата самого по себе. И этот процесс может быть выстроен правильно или неправильно.

Зачастую достижение краткосрочного результата таит в себе долгосрочную опасность. Это как в футболе. Если вы тренер детской команды и ориентируете своих подопечных только на победу, а не на отработку техники, тактики и командного взаимодействия, то в краткосрочной перспективе, не исключено, добьетесь успеха — за счет куража, энергии и эмоционального подъема у ваших ребят. Добавим: если показатели вашей работы будут завязаны на призы и кубки, то, скорее всего, вы выберете именно такую тренерскую стратегию. Но с возрастом проблемы с техникой и тактикой у команды будут проявляться все больше (посмотрите на игру наших взрослых футболистов!) — и она станет проигрывать более умелым сверстникам.

Важно понять, что с точки зрения управления ориентация на создание успешного механизма функционирования организации гораздо продуктивнее, чем на достижение определенного краткосрочного результата любой ценой. Именно поэтому работа менеджера должна оцениваться в первую очередь не по результату, а по зрелости бизнес-процессов, которые он выстроил и поддерживает. Зрелость показывает, насколько деятельность определена (описана и закреплена в управленческих документах, объяснена сотрудникам), управляема, контролируема и эффективна.

Отсюда вывод: KPI менеджера должен побуждать его создавать систему работы, систему, позволяющую не просто достигать результата, а делать это при минимальных затратах и в максимально короткий срок.

Комментарии

1
  • Ынйы

    Цитата:
    "Уже то, что ей удалось построить самую большую континентальную империю " это Монголии, потомкам Чингисхана, удалось - на всем известном протяжении истории max 38 млн. кв. км. на одном континенте

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

6
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2
НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

1

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
1
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Интересные материалы

Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти