Обучение для бухгалтеров

Планетарная модель системного образования

Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным? Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель.

Идея непрерывного образования становится все актуальнее. Это, с одной стороны, непрерывность осознания, осмысления себя в окружающем мире, а с другой — создание условий, стимулирующих, мотивирующих постоянную потребность в образовании и возможность ее удовлетворения.

Продолжением принципа непрерывности образования является актуальное сегодня требование его опережающего характера как образования на перспективу, которое не может быть не непрерывным. Оно непрерывно опережает время, забегая чуть-чуть вперед, учитывая тенденции. Оно предполагает умение анализировать, прогнозировать, проектировать, развивая собственный интеллект, энергию, волю.

Работа с содержанием учебной дисциплины для каждого преподавателя — наиболее важный элемент профессиональной деятельности. Актуальность ее повышается в современных условиях. Если раньше кафедра разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав тему, спокойно пользоваться своими лекциями из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, приходится составлять новые программы.

В системе дополнительного профессионального образования и того интереснее: преподаватель должен выполнять заказ слушателей на актуальные знания. Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист — вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?! Если вместе с тем взять на себя ответственность за качество усвоения информации студентами, слушателями, за их профессиональную подготовку, то не всякий за эту работу возьмется.

Современное образование предполагает ряд конкретных задач, решаемых в работе с содержанием образования.

  1. Формирование самостоятельности обучающегося, умения принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает требования к учебному процессу: обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Стало быть, содержание должно быть структурировано так, чтобы дать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля, по которому только одна траектория — «вперед и прямо», а в виде «планетарной структуры» — так, как устроен мир. Выбирай, поворачивайся, самоопределяйся, принимай решения, доводи процесс до результата и будь ответственным за него.
  2. Преодоление стереотипа «поставить перед обучающимся цель»,который прочно поселился в профессиональном сознании преподавателей. Если поставили, то и стоит, никого не волнуя, как все чужое. Сегодня образовательные технологии предполагают выращивание цели в синергийном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Каждый элемент содержания, каждая доза оформляются в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий.
  3. Репродуктивная подача информации для усвоения ее с помощью механизмов внимания, восприятия, памяти и репродуктивного мышления. Такая модель работы с содержанием не способствует развитию интеллекта, хотя формирует информационную базу для него, называемую памятью. Потому мы так здорово отгадываем кроссворды и теряемся в нестандартных профессиональных ситуациях, где востребовано продуктивное мышление. Такое мышление может развиваться только если в учебных технологиях осуществляется тренинг на создание продуктивного содержания, т.е. порождается продукт — мысль. Мысль рождается в поисках связей, а связи — в системах. Строгая систематизация содержания, его представление в виде матриц, таблиц способствует созданию условий для продуктивного мышления.
  4. Традиционное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением. Приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления, тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности мыслетехнические, коммуникационные и рефлексивные. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.
  5. Постоянное «натаскивание» обучающихся на самооценку полученного результата. Старый стереотип увлечения процессом, усвоенный студентом за 5-6 лет, оказывает ему плохую услугу в его профессиональной деятельности. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний. Составленный преподавателем совместно с обучающимися «прейскурант» видов учебной деятельности с баллами за каждый из них используется как вознаграждение за сделанную работу. Нормальная модель «заработал — получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности и эффективности своих действий, в том числе и учебных.

Современные требования к структурированию содержания

1. Системность. Содержание образования — это часть информации об окружающем мире. Это часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. Внешний мир состоит из систем, информация о них — тоже информационная система. Системное представление образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части (элементы системы, подсистемы), каждая из которых рассматривается как новая система.

2. Сопряженность. Системы внешнего мира взаимосвязаны. Информация о внешнем мире состоит из информации о системах и о связях между ними и внутри них. Описание взаимосвязей превращает информацию в поток, т.е. плавное перетекание одной дозы информации в другую. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Сопряженность — это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

3. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса. Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным?

4. Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части — использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

5. Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения в образовании. Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель. Потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию. В образовании это является типичным массовым затруднением для преподавателей и обучающихся. Информации о «планетарных» моделях окружающего мира стараются придать модель трубы, тоннеля, по которым перемещаться можно только вперед и прямо. Выбор направления отсутствует. Можно только перегнать или отстать (что тоже не одобряется, так как создает дополнительную нагрузку преподавателю). Поэтому студентов либо тормозят (наиболее активных), либо подгоняют (менее активных). Неосознанное нивелирование, стремление к общему направлению и темпу — не лучшие факторы для обеспечения индивидуального развития. Если содержание представлено в «планетарной» модели, то в ней можно выбрать свою траекторию продвижения. «Планетарная» модель построения содержания является гибкой и динамичной. Это позволяет обеспечить индивидуальную траекторию продвижения, индивидуальную скорость и максимальную самостоятельность.

6. Актуализация содержания. Если студент (слушатель) не понимает, для чего ему та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Если же образовательные технологии предусматривают актуализацию (понимание актуальности, важности, значимости), то усвоение информации мотивировано, результативно.

7. Технологичность учебного процесса. Предлагаемый обучающимся алгоритм изучения содержания включает последовательность процедур. Их выполнение воспитывает уважение к технологичности труда: сначала учебного, а впоследствии — профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной. Она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, самооценки, способствуя творчеству.

8. Обеспечение продуктивного мышления. Усвоение информации небольшими дозами осуществляется как приращение к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Каждая новая доза информации (если она воспринимается осознанно) требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? что? как? Ответы на них нигде не записаны. Они у каждого индивидуальны и являются продуктом собственного мышления. Связь новой информации с ранее усвоенной также способствует продуктивному мышлению. Наконец, самым ценным результатом мышления являются собственные мысли, рожденные в поисках связей между элементами изучаемых систем, подсистем. Они являются новым знанием, творчеством и позволяют пережить состояние инсайта. Таким образом, содержание образования делится на репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием). Это тренинг в человеческом, в творчестве.

9. Обретение навыков коммуникативной деятельности в групповой работе. Как известно, репродуктивное содержание (для усвоения ключевых слов) и продуктивное (для оформления мыслей в тезис) требуют проговаривания. Условия для проговаривания создаются при работе в малых группах. При модульном структурировании и индивидуальном продвижении предполагается оформление результатов своей работы и подготовка сообщения.

10. Развитие навыков рефлексивной культуры. Если человек сам принимает решение, он готов брать на себя ответственность за его выполнение. Осознание собственного результата — это ответственность за него и за процесс достижения. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии.

11. Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в принятии решения, создаваемой условиями выбора. Выбор начала продвижения (элемента рассматриваемой системы), выбор направления продвижения — это тренинг свободы и самостоятельности. Таким образом усваивается модель эффективной деятельности:

  • самоопределяюсь (сам принимаю решение и беру на себя ответственность за результат);
  • соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;
  • владею способами деятельности — способен(а) работать с информацией, развиваю способности: мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные;
  • оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.

12. Принцип субъектности. Выполнение всех вышеперечисленных требований предполагает субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся. Степень достижения субъектной позиции обеспечивает ответственность за себя, собственную жизнедеятельность, активность, успех и благополучие. Это один из критериев качества образования, которое по современным понятиям определяет качество жизни.

Начать дискуссию

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Интересные материалы

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий