Российская экономика в очередной раз вступает в фазу турбулентности, что признают уже и первые лица государства. На практике это означает резкий подъем уровня хаоса в системе, к чему должны быть готовы компании и их руководители. Самое время отказаться от многих привычек, сложившихся при ведении бизнеса во времена стабильности, и обзавестись новыми.
Хаос — это полная противоположность миру порядка. Малые причины здесь приводят к большим последствиям: повсюду проявляет себя эффект бабочки, которая взмахом крыла может спровоцировать бурю. Полноценное планирование и просчет шагов при этом — почти невозможная задача. То и дело приходится поступаться чем-то ради простого выживания компании. Небольшие управленческие промахи и промедления, раньше сходившие с рук, теперь могут поставить бизнес на грань провала.
Хаос — очень насыщенная энергетическая среда. Руководить бизнесом в такие времена означает по многу раз за день оказываться в ситуации непростого выбора и принимать решения, основываясь на балансе интуиции и логических умозаключений. Причем решения часто будут «альтернативными», то есть такими, которые при обычных обстоятельствах, в «мирное» время даже не рассматриваются. От человека это требует колоссальных затрат энергии. Хаос — время мужественных людей, способных управлять своим страхом и умеющих переплавлять его в энергию действия. Базовый подход таков: не метаться, не паниковать, не предпринимать беспорядочных шагов, беречь энергию, работать по принципу «Глаза боятся — руки делают».
Без паники
Существование человека и компании в условиях внешнего хаоса — это всегда бой на высоких скоростях. Видели когда-нибудь, как сражаются коты? Это мало похоже на человеческий бокс, когда соперники кружат по рингу и бомбардируют друг друга ударами. Коты подолгу сидят, наблюдают за противником, раскачиваются, пугают, но не делают лишних движений. А потом вдруг происходит мощнейший выплеск энергии — стычка на какие-то доли секунды, в ходе которой все и решается. В условиях хаоса компания должна действовать по-кошачьи — чередовать практически полную неподвижность с высокой скоростью действия. Соответственно, и развитие бизнеса идет рывками: то суета, вызванная наложением различных событий, то почти полная остановка. Причем, как показывает практика, попытки подталкивать и активизировать процессы в момент затишья ни к чему не приводят и представляют собой лишь бессмысленную трату энергии. Руководителю бизнеса необходимо научиться в подобных случаях чередовать состояние покоя и напряжения. Если вы видите, что процесс «не идет» (на интуитивном уровне человек всегда это понимает), то лучше на время отпустить ситуацию и перестать прошибать лбом стену, напрягая себя, людей, компанию и ресурсы. Чтобы к моменту, когда все снова забурлит и потребуется напряжение всех сил, организация оказалась в хорошей форме. В системах, существующих по законам хаоса, паузы имеют особенную ценность: они позволяют накопить ресурсы для дальнейшей битвы. Вспомните простой восточный тезис: «Не нужно вкладывать в ситуацию больше, чем она того требует».
Хаос — время мужественных людей, способных управлять своим страхом и умеющих переплавлять его в энергию действия. Базовый подход таков: не метаться, не паниковать, не предпринимать беспорядочных шагов, беречь энергию, работать по принципу «Глаза боятся — руки делают».
Покой не означает праздности: человек сконцентрирован, спокойно выполняет рутинные операции, но в случае необходимости мгновенно мобилизуется на новую задачу. И в этом его отличие от того, кто пребывает в состоянии расслабленности и просто ожидает, когда наступит светлое завтра. В чистом хаосе предусмотреть все невозможно, однако необходимо иметь под рукой неприкосновенный запас — на всякий случай.
Хаос не дает возможности для жесткого планирования своих действий. Определяющее условие выживания в турбулентные времена — исключительно адаптивность. Не стоит изо всех сил бросаться выкорчевывать пни и мостить кратчайшую дорогу туда, куда указывает ваша путеводная звезда. Достаточно просто видеть цель, а тропинка, которая в конечном итоге выведет к ней, во времена хаоса может быть сколь угодно извилистой. Вероятность столкновения с нестандартными задачами в условиях хаоса увеличивается; думать руководителю бизнеса приходится постоянно. Забудьте расхожую фразу: «Голова должна иногда отдыхать». Ментальная деятельность у человека продолжается в режиме нон-стоп, без простоев. Извольте непрерывно сканировать окружающую среду, начиная каждое утро с просмотра новостей из нескольких альтернативных источников. Слушайте, ловите обрывки данных, смотрите контекст! Это единственный способ получить тонкую информацию в условиях неопределенности. Регулярное сканирование информационных потоков активизирует в человеке очень важную способность — так называемую алертность, то есть ожидание угрозы и готовность правильно реагировать на негативные сценарии (не путать с тревожностью, мнительностью и другими невротическими состояниями). В живой природе именно алертность, механизм которой еще не до конца изучен, позволяет животным заранее почувствовать приближение стихийного бедствия — например, землетрясения. Они перестают спать и есть, непрерывно наблюдают за происходящим и постоянно оборачиваются к горе, стараясь определить, на достаточное ли расстояние отбежали.
Определяющее условие выживания в турбулентные времена — исключительно адаптивность. Не стоит изо всех сил бросаться выкорчевывать пни и мостить кратчайшую дорогу туда, куда указывает ваша путеводная звезда. Достаточно просто видеть цель, а тропинка, которая в конечном итоге выведет к ней, во времена хаоса может быть сколь угодно извилистой.
Еще со времен первого российского экономического кризиса эксперты любят повторять, что слово «кризис» в японском языке обозначается иероглифом, имеющим сразу два значения — «опасность» и «возможность». Но забывают упомянуть, что все-таки сначала речь идет об «опасности»; «возможность» — это лишь вторая сторона медали. Чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, хорошо бы для начала выжить. Ведь мертвый ниндзя — не ниндзя. Поэтому одним из важных навыков, который очень пригодится в такое время, является умение управлять уровнем риска. Почему-то принято считать, что в условиях хаоса (одной из форм которого является, например, война) риски непредсказуемы и неизбежны, а всем управляет фатум. Но это не совсем так. Чем серьезнее риски, тем выше должна быть предусмотрительность — вот формула нормального авантюриста (в хорошем смысле), способного совершать невероятные трюки, проходить по лезвию бритвы и попадать в нужное место. Риски он нивелирует с помощью повышенной осторожности. Но боже упаси нас от горячих голов, которые провоцируют окружающих лозунгом «Все равно пропадать, так давайте рискнем!». Нет, спасибо, давайте лучше пропадать каким-нибудь другим, менее рискованным образом. Присказка «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» тоже не годится для бизнеса; она более в духе простых операций — вроде ограбления банка.
Правильная привычка в условиях хаоса — легко отказываться от ранее намеченных планов. В чрезвычайных обстоятельствах это вовсе не проявление непоследовательности, а признак высокой адаптивности. Сильным руководителям зачастую свойственна упертость, поэтому им будет трудно примириться с тем, что теперь главное не их воля и энергия, а конъюнктура. Они склонны воспринимать турбулентность как личный вызов, битву, в которой один на один должны выстоять против грозного противника. Таких руководителей нередко «переклинивает», и они начинают предпринимать те или иные шаги из такого, например, принципа: «Раз мы решили, что у нас будет три новых филиала, — значит, так и будет!» Но хаос любит наказывать людей за упертость. Конъюнктура меняется, окна возможностей открываются и захлопываются стремительно. Действия, еще утром правильные, вечером уже могут привести к трагической ошибке.
В условиях хаоса и человек, и компания должны уподобиться газу, который, как известно, умеет легко расширяться и сжиматься в зависимости от предоставляемого ему объема. Забудьте о незыблемости своих границ, пульсируйте! Предположим, кризис убил вашего конкурента — и вам представилась прекрасная возможность быстро открыть филиал на Дальнем Востоке и перехватить его долю рынка. Вы открыли, поработали полгода, но затем почувствовали, что ситуация вновь изменилась. Не стоит упираться, закройте филиал! Без надрыва и не делая из этого трагедии. Принятие таких решений должно происходить спокойно и в штатном режиме. Для этого нужно абстрагироваться от будущего и заниматься практическим ежедневным выживанием. Стоит сказать себе: «Нет, мы не строим впрок великую бизнес-империю. Все это будет завтра, когда-нибудь!» (Ведь в хаосе риск разрушения всегда будет выше, чем возможности созидания.) И филиал на Дальнем Востоке стоит открывать, руководствуясь не амбициями, а самым приземленным расчетом: например, если анализ показывает, что в ближайшие семь месяцев он будет прибыльным. Задача простая: должны выжить ядро и дееспособные надежные бизнесы, способные преодолеть турбулентность. И только потом, когда ее волна схлынет и среда, по законам органики, стабилизируется, — компания или восстановится, или мутирует. Например, в саморазвивающуюся компанию, которая продолжит жить от проекта к проекту, представляя собой универсальную систему, способную выполнять любые заказы.
О высоком
Поговорим о том, откуда взять энергию на преодоление сложных периодов. Феномен «выгорания» на рабочем месте мы неоднократно описывали в этой рубрике, предлагая человеку в качестве выхода «запитать» свою личную энергосистему от высших целей — тех самых, что позволяют подключиться к энергетическому макроуровню — страны, цивилизации и т. д. Чтобы система подзарядки человека работала бесперебойно, у него должен развиться мощный мотивационный блок, позволяющий иметь четкие ориентиры. У человека должен быть ясный ответ на вопрос, почему он остается в своей среде, не уходит на покой, не выводит деньги, не уезжает на ПМЖ в Новую Зеландию… Хаос немилостив к тем, у кого нет высоких целей и стимулов. Даже у мошенников, проворачивающих свои делишки в нестабильные времена, мотивация есть всегда: это выживание. Тем страннее иногда встречать топ‑менеджеров без цели. Я вспоминаю, как проводила тестирование одного удивительного управляющего. Мы перебирали различные угрозы, которые могут исходить со стороны рынка или конкурентов. И на все топ‑менеджер реагировал примерно одинаково: в случае чего он был готов сдать конкурентам нишу, продать предприятие, закрыться. Сражаться за свою компанию он не собирался! Хаос очень быстро освободит нас от подобных людей. Останутся только те, у кого есть высокая мотивация, цели и ценности.
Кстати, при первых же признаках турбулентности руководителю бизнеса нелишне провести «ревизию» своих ценностей и структурировать их. В сложные времена это позволит притягивать к себе людей со схожим мировоззрением и добиваться мощного синергетического эффекта. В хаосе мы нуждаемся не столько в сотрудниках, сколько в соратниках, и общая платформа позволяет каждому в полной мере ощутить, что он не один. Только при этом условии у людей возникает мощный духовный подъем, буквально вырастают крылья: ни деньгами, ни посулами, ни обещаниями карьерного роста такого эффекта не добиться.
Люди должны научиться регенерироваться. Шутки в сторону: мир будет генерировать все бóльшие перегрузки, и человек, не научившийся подзаряжаться, быстро сойдет с дистанции. Компании могут черпать энергию из точно таких же источников, что и люди. Прежде всего — опираться на миссию, в которой должна быть заложена не только «мирная» формулировка, но и ее вариация на случай хаоса — слова, определяющие смысл выживания. Когда хаос начнет требовать перегрузок, работы по 24 часа в сутки без зарплаты, сотрудники обязательно будут задавать вопросы руководству и владельцу компании: «Может быть, нам закрыться, переждать и открыться снова?» Люди должны знать, ради чего совершают трудовой подвиг. И если вдруг обнаружится, что всего лишь для пополнения чужого кармана, то вряд ли будут перенапрягаться, в каком бы нищенском положении ни оказались. Выживанием в сложных процессах управляет только высшая мотивация. Остальные подсистемы компании корректируются точно так же, по образу и подобию человека: система должна стать более емкой, организованной и гибкой. В случае сопряжения ценностей людей и организации возникнет мощное энергетическое поле не только между людьми, но и между системами. Для этого управляющий должен построить свою идеологическую «матрешку» по принципу «Выживет компания — выживет отрасль, выживет отрасль — выживет регион». Какие именно слова следует подобрать для активации энергии, зависит от каждого конкретного случая.
Для сотрудников будут очень полезны тренинги по скоростному решению стандартных и нестандартных задач. Хотела бы заметить, что во многих компаниях мира команды довольно давно занимаются на основе военных техник, позволяющих натренировать организм сохранять работоспособность в любых условиях. Да, компании в кризисные времена все больше напоминают военные подразделения и становятся очень неприхотливы — вплоть до переезда в простенький офис, если того требует ситуация.
Кто сумеет достичь концентрации, силы, мужества, собранности, научится чередовать покой и рывки, тактику нападения и отступления при постоянном сканировании окружающего мира — обязательно найдет для себя в хаосе возможности и выиграет. В такое время обязательно проявляются настоящие герои, способные совершать удивительные поступки. Вспомним о древнегреческом боге мгновения, удачи и счастливого случая — Кайросе, который изображался в виде нестарого человека, имеющего на голове только одну прядь волос. Именно за нее в поисках удачи и следовало ухватиться простым смертным. Но для того, чтобы не промахнуться, человек должен быть готовым к быстрому и точному движению.
Начать дискуссию