Предпринимательский климат в значительной степени определяется качеством предоставляемых госуслуг. И это качество вполне можно объективно измерить привычными для бизнеса методами — «тайный покупатель» и «контрольная закупка». Как раз этим и занимался на протяжении последнего года «Клуб лидеров» — и теперь мы можем отчитаться о результатах.
Россия в этом году поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business сразу на 30 ступеней — до 62‑го места. Что стоит за таким прогрессом? Действительно ли в стране настолько серьезно улучшились условия для ведения бизнеса?
Работу по оптимизации предпринимательского климата мы запустили на площадке АСИ более двух лет назад, когда стартовала Национальная предпринимательская инициатива. Совместно с деловым сообществом органы власти разработали «дорожные карты» — планы мероприятий, направленных на упрощение, удешевление и ускорение административных процедур. Улучшение позиций в рейтинге Doing Business — важное доказательство того, что «дорожные карты» работают. Однако нужны и объективные подтверждения, добытые «на полях». Вот почему в декабре прошлого года на заседании Экономического совета при Президенте РФ я предложил использовать «контрольные закупки» для мониторинга условий ведения бизнеса в России.
Что нужно предпринимателям в первую очередь? Быстро открыть компанию, зарегистрировать долгосрочный договор аренды или права собственности, подключить объект к электросетям, получить разрешение на строительство, растаможить груз и т. д. По этим вопросам им приходится взаимодействовать с государственными органами и субъектами естественных монополий как на федеральном, так и на региональном уровне — и сталкиваться с многочисленными административными барьерами, отчего у многих просто опускаются руки.
Методика «тайный покупатель» широко используется в мировом бизнесе для проверки стандартов обслуживания розничных сетей. Почему бы не применить ее по отношению к государственным учреждениям и ведомствам? Мы решили, что лучшими «тайными покупателями» госуслуг будут сами предприниматели.
Поучаствовать в мониторинге мы пригласили все общероссийские объединения предпринимателей. «Тайные агенты бизнеса» (так мы их назвали) в нашей разветвленной «агентурной сети» работают как в столице, так и в регионах. Мы также создали оперативный штаб по контрольным закупкам, куда входят представители всех крупнейших бизнес-объединений.
Сама методика выглядит очень просто. Предприниматель занимается своим обычным делом — например, регистрирует новую компанию — и при этом четко фиксирует процедуры и затраченное время в разработанных нами «дневниках наблюдений». Нас интересуют три показателя: количество необходимых процедур, время их прохождения и стоимость. Обязательное условие всего процесса — соблюдение тайны закупки, то есть чиновники не подозревают о том, что стали объектом мониторинга. В результате проверок у нас появились конкретные кейсы, по которым можно выявить узкие места в системе госуслуг. Ведь мониторинг нужен нам не ради мониторинга или ради критики ведомств. Наша цель — найти проблему и предложить пути ее решения.
Первая закупка — по регистрации юридических лиц — была проведена еще в декабре прошлого года в нескольких городах. Выяснилось, что зарегистрировать компанию в Москве довольно легко. Работа в налоговой инспекции организована четко, существует электронная очередь, имеются другие инструменты, упрощающие процесс. Однако любая ошибка при заполнении документа (даже неправильно поставленная запятая!) влечет отказ в регистрации. Причем госпошлина (а это четыре тысячи рублей) уже не возвращается. Если ошибиться три–четыре раза, то регистрация выльется в существенные, особенно с точки зрения малого бизнеса, затраты. Другой весомый «административный балласт», обнаруженный в ходе контрольных закупок, — необходимость подготовки нотариальной доверенности в случаях, когда предприниматель подает документы на регистрацию не лично, а с помощью представителя. В мае был подписан закон, отменяющий обязанность нотариального заверения заявления о государственной регистрации юридического лица лично заявителем. Зато ему на смену пришли ужесточающие процедуру поправки о подаче документов по доверенности. Это то самое «узкое место», с которым нужно разобраться.
Нередко срываются сроки, установленные регламентом для различных административных процедур. Во время контрольной закупки госуслуг, связанных с регистрацией прав собственности, отделение Росреестра в Санкт-Петербурге на две недели вышло за пределы положенного по закону срока. А бумагу выдало «задним числом» — с такой датой, чтобы претензий за опоздание не было. Контрольная закупка по таможне выявила многочисленные проблемы, связанные с определением таможенной стоимости. Один и тот же товар может оцениваться по-разному на различных таможенных постах, что часто приводит к значительным убыткам предпринимателей-импортеров и влечет судебные разбирательства. Все эти вопросы мы обсуждали в том числе и с главой ФТС. Что приятно, власть нас слышит и ведет открытый диалог.
Конечно, не всегда сложности ведения бизнеса связаны только с действиями чиновников. Порой «слабым звеном» являются сами предприниматели — из‑за недостаточной осведомленности о собственных возможностях в рамках тех или иных госуслуг.
Приведу конкретный пример. Запуская цикл контрольных закупок по подключению к электросетям в регионах, «Клуб лидеров» провел опрос региональных предпринимателей о том, насколько они знакомы с тонкостями этой процедуры — особенно в части льгот и преференций. Выяснилось, что 54% респондентов не подозревают о возможности предоставления трехлетней рассрочки платежа по договорам технологического присоединения. Многие не знают о возможности временного присоединения, благодаря которому можно не дожидаться окончания работ по договору на постоянное присоединение. Предприниматели также часто не используют опцию выбора принципа расчета стоимости договора и не прибегают к заключению договора энергоснабжения до окончания выполнения работ по технологическому присоединению.
Отчасти в этом вина и энергетических компаний: они не торопятся сообщать потребителям о вступивших в силу поправках, а зачастую просто их дезинформируют. Некоторые сбытовые организации, например, пытались в ходе закупок неправомерно взять с наших «тайных покупателей» плату за дополнительную проверку приборов энергоучета на последнем этапе технологического присоединения. Такая плата уже отменена, однако сотрудники о поправках в закон умалчивали либо навязывали проверку как дополнительно оплачиваемую консультационную услугу. Для юридических лиц стоимость таких «консультаций» может достигать 60 тыс. рублей. Впрочем, ситуацию уже удалось переломить: информированность бизнеса растет. Еще полтора года назад в Москве с неправомерным взиманием платы сталкивались 71% опрошенных нами предпринимателей. В начале 2014‑го о подобных случаях сообщили только 25% респондентов.
Сложнее всего оказалось провести закупку по получению разрешений на строительство. В некоторых регионах проверку даже не удалось начать из‑за невозможности получить земельный участок. В качестве модельного объекта по стройке мы использовали довольно типичное здание, не требующее специальных разрешений и не предполагающее каких-либо особых условий последующего использования, — обычный жилой дом высотой не более 50 метров. Но выяснилось, что механизмы получения разрешений на строительство зачастую слишком непрозрачны.
Обо всех полученных в ходе исследований результатах мы напрямую докладываем президенту, не реже двух раз в год по каждому направлению закупок. Он дал нам это поручение. Первый доклад лег на стол главы государства в мае. Сейчас мы уже завершили работу над вторым отчетом, который будет направлен президенту до 1 декабря. Кроме того, мы регулярно проводим встречи с руководителями федеральных ведомств, имеющих отношение к нашим закупкам.
Не скрою, вначале представители госструктур с большим скепсисом относились к нашей работе. Но когда мы начали выявлять реальные болевые точки в работе госструктур и предлагать способы решения проблемы, отношение изменилось. Например, в начале года, во время одной из первых закупок по регистрации юридических лиц, обнаружилось, что регистрировать предприятие онлайн сложнее, чем подавать документы напрямую в налоговую. На сайте даже не было инструкции, поясняющей, как проходить эту процедуру. Мы встретились с руководством Федеральной налоговой службы и подробно разобрали ситуацию. Меры были приняты уже на следующий день. Теперь мы на постоянной связи с ФНС, у нас проходят и неформальные обсуждения кейсов, и официальные контакты на конференциях. И так со всеми профильными ведомствами.
Наша следующая контрольная закупка связана с получением кредитных средств малым и средним бизнесом. Мы собираемся проверить банковские структуры и институты развития с государственным участием. Почему именно это направление? Общаясь с представителями делового сообщества со всей страны, мы слышали немало историй о том, что банки требуют чрезмерных залогов, навязывают генподрядчика или производителя оборудования, которые невыгодны предпринимателю, и т. д. Более того, за последний год Россия по показателю доступности кредитов в рейтинге Doing Business опустилась на шесть позиций. Проверка коснется всех федеральных округов. Особо подчеркну: наша задача не в том, чтобы повлиять на снижение ставок, а в том, чтобы сделать процедуры и механизмы получения финансирования более прозрачными и понятными. Как и в случае других контрольных закупок, по результатам мониторинга мы разработаем конкретные предложения по улучшению ситуации.
Начать дискуссию