Общий (консолидированный) бюджет предприятия представляет собой финансовый план на планируемый период (квартал, год и т.д.), скоординированный по всем подразделениям и направлениям деятельности организации в целом. Рассмотрим подробнее особенности ключевых компонентов двух его основных составляющих — операционных и финансовых бюджетов — во взаимосвязи с разработанными программами и планами компании: маркетинговыми, производственными, инвестиционными и т.д.
Операционные бюджеты, которые также называют текущими, периодическими, отражают финансовые показатели планируемых операций на рассматриваемый период для отдельных сегментов, функций компании. Для их формирования прогнозируемые объемы реализации и производства переводятся в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений — центров финансовой ответственности. Базой операционных бюджетов, как правило, является плановый отчет о прибылях и убытках, который составляется на основе бюджетов продаж, производства, товарно-материального снабжения и расходов.
Бюджет продаж представляет собой исходную предопределяющую точку для других бюджетов, предполагающую прогнозирование будущих объемов продаж с учетом результатов маркетинговых исследований и анализа. В дополнение к этому в процессе его составления планируемые величины и структура продаж должны быть сопоставлены с уровнем имеющихся производственных мощностей. В бюджете коммерческих расходов сбытовыми подразделениями детализируются все предполагаемые затраты на реализацию продукции (услуг) в будущем периоде: переменные (комиссионные и транспортные издержки) и постоянные (расходы на рекламу и фиксированный оклад менеджеров по продаже).
Производственный бюджет содержит информацию о количественных объемах товаров (услуг), которые должны быть произведены для бесперебойного и своевременного обеспечения планируемых продаж в натуральном выражении. Кроме того, с учетом данных о предполагаемом уровне и движении товарных запасов готовой продукции и объемах производства разрабатывают производственные графики.
Бюджеты закупок и расхода материалов, содержащие данные о плановых потребностях в материальном снабжении, могут представлять собой как несколько самостоятельных бюджетов, так и один документ, который в большинстве случаев предпочтительнее. В данном бюджете определяются временные и количественные показатели закупок сырья, материалов и комплектующих, требуемых для выполнения производственных программ и планов. Объемы и сроки закупок при этом определяются производственным бюджетом и планируемыми изменениями материальных запасов. Стоимостные показатели бюджета представляют собой соответствующие произведения количества единиц материалов и их предполагаемых закупочных цен.
Бюджет трудовых затрат содержит данные о рабочем времени, необходимом для производства запланированного объема товаров (услуг) и получаемом путем умножения количественных величин продукции на нормативы издержек труда. На основании этих данных далее определяются расходы труда в денежном выражении — как сумма произведений рабочего времени и дифференцированных ставок оплаты персонала.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой структурированный план производственных затрат, не относящихся к прямым материальным и трудовым издержкам. Выделяют следующие цели составления данного бюджета:
- объединение всех бюджетов общепроизводственных затрат, разработанных производственным и обслуживающим персоналом;
- разработка нормативов на предстоящий учетный период с учетом анализа обобщенных общепроизводственных расходов.
Бюджет общих и административных расходов — это детализированный план будущих, по большей части постоянных, операционных расходов, не связанных напрямую с производством и реализацией продукции, но необходимых для обеспечения деятельности в целом. Его разработка обусловлена необходимостью обобщения информации для дальнейшей подготовки бюджета движения денежных средств (БДДС), а также последующего его контроля.
Финансовые бюджеты — это денежно выраженные планы, отражающие в комплексе предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. К ним относятся бюджеты капитальных затрат, движения денежных средств, прогнозный баланс и отчет о финансовом положении.
Бюджет капитальных затрат интегрирует сведения относительно планируемых направлений, объемов, сроков и структуры капитальных вложений и инвестиционных ресурсов. В дополнение к этому важно, чтобы при составлении данных о долгосрочных капиталовложениях, влияющих на параметры бюджета движения денежных средств, учитывались выплаты процентов за кредиты, обороты на счетах основных средств и других долгосрочных активов. В большинстве случаев планы капитальных вложений в совокупности с соответствующими проектами и программами рассматриваются и принимаются на высших уровнях управления компании.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на базе подготовленных операционных бюджетов. Данный отчет формируется посредством сведения и обработки информации об ожидаемых доходах и себестоимости, а также данных из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов.
Прогнозный отчет о финансовом положении и (или) прогнозный баланс — заключительный этап подготовки сводного консолидированного бюджета компании в целом. Для его составления обрабатываются и учитываются данные всех ранее указанных бюджетов.
Важное звено в подготовке прогнозного баланса — бюджет движения денежных средств (БДДС), на основе данных которого определяются прогнозное сальдо начальных средств и расчетные значения чистого дохода и капитальных вложений. После этого руководство компании рассматривает в целом полученные результаты планирования на предмет их утверждения или необходимости изменения программ, планов либо пересмотра отдельных разделов бюджетов.
Рассмотрим подробнее особенности формирования бюджета движения денежных средств. В процессе финансового планирования данный бюджет разрабатывают на базе связанных с ним операционных, финансовых планов и прогнозного отчета о прибылях и убытках (бюджета доходов и расходов — БДР). Для упорядочения функциональных вертикальных и горизонтальных взаимосвязей программ, планов, бюджетов их целесообразно закрепить с помощью внедрения следующих возможных бюджетных классификаций:
- ведомственная классификация, где кодификация содержит номер центра финансовой ответственности (финансового учета), администратора (распорядителя) бюджетных средств;
- экономическая классификация, предусматривающая группировку доходов и расходов по их экономическому содержанию;
- функциональная классификация, отражающая разделение финансовых потоков по функциям, возложенным на исполнителей.
При внедрении бюджетной классификации следует соблюдать следующий принцип: она не должна быть громоздкой и труднореализуемой для последующего учета фактических данных. Чем выше детализация бюджетной аналитики, тем больше может потребоваться кадровых, материальных, временных ресурсов для разбивки доходов и расходов по статьям бюджета, составления бюджетной отчетности и т.д.
Таким образом, расширение бюджетной аналитики целесообразно осуществлять до такой степени, при которой формат и структура бюджета в достаточной мере отражают финансовые значения поставленных целей на уровне центров ответственности, функций и т.д.
Как мы видим, в бюджете движения денежных средств отражаются все финансовые потоки как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета доходов и расходов компании, ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение компании. В целом бюджет можно условно разделить на две составляющие по направленности ожидаемых финансовых потоков: поступления и платежи.
Для планирования финансовых поступлений используют информацию из бюджета продаж, в том числе в разрезе товаров (услуг), условия их реализации в кредит, сведения об оборачиваемости дебиторской задолженности (счетов к получению) по заключенным договорам, категориям текущих и будущих клиентов и т.д. В дополнение к этому определяют величину возможных поступлений из других источников: продажа акций, активов, возможные займы.
Отличительное качество БДДС — отражение времени поступлений или платежей средств независимо от даты исполнения хозяйственных операций. Для этого на основании оценки статистических данных управленческого учета определяют ожидаемый порядок (в процентном отношении) поступления денежных средств от продажи в кредит, возможное непоступление денег, предусматривают создание резерва по сомнительным долгам.
Ожидаемые платежи формируются по данным операционных программ, планов, бюджетов. В частности, ответственный за подготовку БДДС — финансовый (бюджетный) контролер — должен обработать информацию о планируемых объемах требуемых для производства материалов и рабочей силы, величинах и сроках их оплаты. В этой связи в планировании целесообразно исходить из принятой учетной политики в отношении платежей в компании.
Некоторые затраты, например многие виды коммерческих расходов, могут быть произведены в кредит с оплатой через 30 дней и более, а в большинстве случаев затраты на оплату труда по очевидным причинам не могут быть отложены на длительное время. Следует учитывать также, что некоторые статьи затрат, например амортизация, не требуют расхода денежных средств. Помимо текущих расходов денежные средства могут планироваться на закупку оборудования и других активов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств.
Таким образом, с помощью бюджета денежных средств достигаются следующие цели:
- рассчитывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершающего составления прогнозного бухгалтерского баланса;
- выявляются временные периоды излишка или нехватки финансовых ресурсов.
В первом случае БДДС является одним из компонентов в общем цикле подготовки консолидированных финансовых бюджетов, а во втором — представляет собой инструмент для дальнейшего оперативного управления финансовыми ресурсами.
Отметим, что в процессе бюджетного планирования важно также определить единый порядок (методологию) учета фактических значений показателей, формирования отчетности, методов анализа исполнения бюджетов.
Начать дискуссию