Управление персоналом

Как и почему работодатели борются с опоздавшими

Требовать начинать рабочий день минута в минуту эффективно лишь от ограниченного числа сотрудников, считают эксперты. Однако в российских компаниях начальство на эффективность внимания не обращает, предпочитая увольнять и штрафовать опоздавших за нарушение трудовой дисциплины или недостаточную целеустремленность.

Анастасия Дагаева

Требовать начинать рабочий день минута в минуту эффективно лишь от ограниченного числа сотрудников, считают эксперты. Однако в российских компаниях начальство на эффективность внимания не обращает, предпочитая увольнять и штрафовать опоздавших за нарушение трудовой дисциплины или недостаточную целеустремленность.


Рабочий день в компании Hospitality Management Group (гостиничный сервис) начинается с восьми часов утра. “Линейный персонал — горничные, официанты — обязан приходить на 15 минут раньше, — рассказывает Татьяна Гостенина, генеральный директор компании. — Примерно столько времени требуется на то, чтобы им надеть униформу и приступить к обязанностям”. По словам Гостениной, даже пятиминутное опоздание критично для всего рабочего процесса. “Опоздание на работу сотрудников, занятых обслуживанием клиентов, категорически недопустимо, — заявляет владелец компании "Евросеть" Евгений Чичваркин. — Вряд ли покупатель будет ждать возле закрытого магазина проспавшего охранника или продавца”. А вот руководитель отдела закупок может спокойно прийти в офис к обеду. “И даже выпившим”, — шутит он. В этом случае главное — результат работы. “В какое время и в каком состоянии он совершал закупки, меня мало волнует”, — добавляет Чичваркин.

“Режим работы сотрудников должен зависеть от деловой необходимости, — говорит Владимир Кудрявцев, старший консультант департамента управленческого консалтинга компании "Развитие бизнес-систем". — Менеджеры по продажам не могут появляться в офисе к 10 часам, если рабочий день у компаний-клиентов начинается с восьми”.

Но функционального подхода мало. Пунктуальность работника — это часть “трудовой дисциплины”, отмечает Анна Бурова, заместитель генерального директора консалтинговой компании “Экопси Консалтинг”. “Разреши сотруднику приходить на работу между девятью и 10 часами, он появится в офисе не в девять и не полдесятого, а без пяти 10”, — говорит Гостенина. С ней согласен Руслан Пашков, владелец и генеральный директор продовольственной компании “Гурман”. “В людях нужно воспитывать дисциплинированность, и начинать следует с того, чтобы они научились приходить на работу в четко установленный час. Я побывал более чем на 20 тренингах по корпоративной культуре, там меня учили быть лояльным руководителем — вникать во все беды и несчастья персонала, — говорит Пашков. — Но, думаю, российский бизнес пока не готов к такому типу управления”. Добрый шеф ассоциируется у персонала со слабым и неуверенным в себе человеком, а значит, можно легко сесть ему на шею, добавляет он.

Полтора года назад Пашков ввел практику ежедневных планерок. “Мои прямые подчиненные обязаны приходить в офис к 8.45”, — говорит Пашков. Он не принимает объяснений вроде “не завелся автомобиль”, “пробки на дорогах”, “толкучка в метро”. “Про заторы в час пик известно всем, просто выходи из дома пораньше”, — рассуждает Пашков.

Нередко сотрудники вынуждены приходить в офис минута в минуту совсем не потому, что этого требуют их обязанности. “Руководство одного крупного банка отслеживало время прихода персонала по включенным компьютерам, — рассказывает Бурова. — Если работники клиентского отдела, придя в девять утра, сразу включались в работу, то, например, юристы, первым делом нажав на кнопку компьютера, шли пить чай-кофе”. По мнению Буровой, такой подход вряд ли можно назвать эффективным.

“Если сам руководитель начинает работать четко в восемь часов, естественно, он будет требовать то же самое и от подчиненных”, — отмечает Кудрявцев из “Развития бизнес-систем”. Гостенина полностью разделяет эту точку зрения. “Я сама по себе пунктуальна, и, разумеется, меня очень раздражают опоздания. Работникам ничего не остается, как подстраиваться. Первое опоздание рядового сотрудника я попытаюсь понять, после второго — увольнение”, — категорична Гостенина. “Те, кто обслуживает клиентов — продавцы, кассиры, охранники, — за опоздание лишаются рабочего места, — заявляет Чичваркин из "Евросети". — Я почти каждый день выгоняю непунктуальных людей”.

Пашков из “Гурмана” практикует штрафы. За каждое опоздание из премиальной части зарплаты вычитает 300 руб. “В объяснительной записке, которую всегда пишут нарушители дисциплины, сотрудница указала, что из-за большого количества пассажиров в метро она не села в поезд, что и послужило причиной опоздания, — рассказывает Пашков. — Я оштрафовал ее за то, что она не проявила достаточной напористости”. А однажды финансовый директор “Гурмана” получил выговор за честность. “Да, он искренне признался, что проспал, — поясняет Пашков. — Я оценил его шаг, но наказание не отменил и не смягчил”.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.