Джим Бакмастер был «завербован» Крейгом Ньюмарком, основателем веб-сайта Craigslist, сразу после публикации своего резюме. В качестве ведущего программиста он разрабатывал «архитектуру» сайта, поисковую систему, форумы, систему маркировки и дизайн домашней страницы. В ноябре 2000 года его назначили на должность генерального директора влиятельнейшего сайта классифицированных объявлений Craigslist.org.
Бакмастер известен своим необычным подходом к бизнесу: делать все как можно проще и не стремиться к максимизации дохода. Дизайн сайта не менялся с конца 90-х годов прошлого века. Никаких рекламных баннеров. Всего 24 сотрудника. Многие современники называют его «антикапиталистическим боссом», на что сам Джим отвечает: «Мы не то чтобы антикапиталистическая компания… Нам просто посчастливилось построить очень «здоровый» бизнес, хотя мы и не пытались. Все, что мы сделали, — это не пытались стать безумно богатыми. Хотя теперь мы превратились в миллиардеров, и это звучит смешно. Наша цель сегодня — выяснить, как потратить все эти деньги: либо на благотворительность, либо какими-то другими способами. Но мы не считаем свою компанию революционной».
«Большинство компаний ищут, как бы максимизировать свой доход, как использовать больше возможностей, чтобы получить большую отдачу. Мы не имеем абсолютно никакого интереса в этом, и, я думаю, именно этот фактор сыграл важную роль в успехе Craigslist».
Типичная для американского бизнеса «долгоиграющая» война между инженерами и маркетологами была легко предупреждена в Craigslist — у них просто не было маркетологов. Только программисты, представители отдела обслуживания клиентов, а также сотрудники, работающие по отчетности. Там нет отдела развития бизнеса, нет человеческих ресурсов, нет продаж. В результате нет никаких встреч. Сотрудники держат связь по электронной почте и скайпу. Это приятный момент для работников определенного темперамента. «Не то чтобы так было задумано изначально, — объясняет Бакмастер, — но технически неподкованные люди просто покидают нашу компанию по собственному желанию».
Craigslist.org посещает 20 миллионов уникальных посетителей в месяц, он занимает 46-е место в рейтинге самых популярных в мире сайтов Alexa Top 100.
Как только не называли генерального директора Craigslist.org Джима Бакмастера: врагом истэблишмента, коммунистом, социалистическим анархистом. Традиционных деловых людей принятая в компании бизнес-модель приводит в замешательство. Однако руководимый им сайт классифицированных объявлений уже много лет удерживает свои позиции среди наиболее посещаемых интернет-сайтов, хотя Бакмастер решительно отказывается от пути перевода успеха своего сайта в большие деньги.
Вот некоторые основные факты, относящиеся к Craigslist. Сайт служит площадкой классифицированных объявлений для 450 городов. Он публикует более 750 тысяч объявлений о работе в месяц. Всего пользователи самостоятельно публикуют примерно 14 миллионов новых объявлений ежемесячно. По словам Бакмастера, сайт прибылен с конца 1999 года. Он получает свой доход, взимая номинальную плату за публикацию объявлений о работе в 7 городах и за объявления риэлторов в Нью-Йорке.
Никакой пользовательской абонентской платы. Никакой баннерной рекламы. По оценкам аналитиков, сайт заработал в прошлом году 25 миллионов долларов, но совершенно очевидно, что он мог бы зарабатывать больше, несравнимо больше.
«Нам много раз говорили, что мы могли бы получать много миллионов долларов, размещая на сайте рекламные объявления, но наши пользователи не просят нас о рекламных объявлениях, и поэтому у нас их нет. Оплачиваемая выдача поисковых систем создавала бы конфликт интересов с поиском на сайте. Чем лучше поиск на вашем сайте, тем меньше необходимости в оплачиваемом поиске», — объясняет Джим.
Бакмастер убежден: чем больше самоустраняться и давать пользователям возможность самим делать то, что им нужно, тем меньше компания будет зависеть от сотрудников. Пользователи гораздо лучше, чем штатный персонал, и в позиционировании сайта, и в помощи друг другу.
Вторая важная вещь — обратная связь. Сайт был приведен в его сегодняшнее состояние миллионами запросов, поступавших на протяжении 12 лет. Все, что мы сегодня видим, — результат действия этой обратной связи.
Многие профессионалы предлагали сделать редизайн, но, как правило, это были веб-дизайнеры. На скучный интерфейс, по словам генерального директора, можно смотреть, напротив, как на придающий уверенности по сравнению со всеми диковинными интерфейсами, которые мы можем сегодня встретить. Пользователям не нужен захватывающий интерфейс. Они ждут от интерфейса быстроты, надежности и легкости в использовании.
У Craigslist.org нет собраний. Люди могут работать откуда угодно и когда им хочется. Они даже не смотрят на то, что делают другие компании. Они не стремятся покорить мир или захватить какую-то определенную долю на рынке. Они просто делают то, что ждут от них их пользователи.
Бакмастер улыбается: «Мы не хотим становиться средней компанией. Нам нравится быть маленькой».
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Jim_Buckmaster
http://mssdelka.ru/publ/craigslist_istorija_uspekha/3-1-0-587
http://www.craigslist.org/about/jim_buckmaster
Подготовила Наталья Селиверстова
Начать дискуссию