Долги наши тяжкие…
В нынешних условиях обострения геополитических рисков для России одним из факторов, влияющих на динамику курса рубля, является внешняя задолженность корпоративного сектора. С начала 2009 года до начала 2014 года (то есть до введения режима санкций со стороны США и стран ЕС) совокупный внешний долг РФ, включающий долг федерального правительства и местных органов власти, а также долг банков и компаний, увеличился почти на 52%.
Заметный рост совокупного внешнего долга России произошел в 2013 году. По данным Центрального банка России, его размер увеличился более чем на 92 млрд долларов (или на 14,5%), составив почти 729 млрд долларов. Из этой суммы 60% приходилось на предприятия нефинансового сектора, на банки – 29,4%, долг органов государственного управления составил 8,5%, а внешние обязательства ЦБ РФ – 2,2%.
При этом произошло сокращение международных резервов страны. В начале 2014 года степень покрытия внешнего долга России за счет международных резервов составила около 70% по сравнению с 85% в 2012 году. Следует, однако, отметить, что в стоимостном выражении совокупная величина внешнего долга Российской Федерации была в три раза меньше аналогичного показателя Ирландии, замыкающей десятку стран-лидеров, и в 22 с лишним раза меньше внешней задолженности США, безоговорочно лидирующих по этому показателю среди всех стран мира.
Наряду с этим в течение 2013 года существенно возросла доля корпоративного сектора в совокупном объеме внешнего долга России. Если доля госсектора увеличилась на 7,3 млрд долларов, то доля корпоративного сектора выросла почти на 84,8 млрд долларов. В результате в начале 2014 года в структуре совокупного объема внешнего долга РФ корпоративный долг в десять раз превысил величину государственного долга. Для сравнения: в 2000 году на долю корпоративного сектора приходилось менее 20% совокупного внешнего долга страны.
В целом, если сравнивать структуру совокупного внешнего долга России с аналогичным параметром ведущих стран мира, следует отметить серьезное доминирование в РФ корпоративного внешнего долга. Во Франции, например, в начале 2014 года удельный вес госсектора в структуре внешнего долга страны составлял 30%, в Германии – 31,9%, в Японии – 32,8%, в США – 35,6%, то есть примерно в четыре раза больше, чем в России. Если же сравнивать Российскую Федерацию с развитыми странами по стоимостным показателям, то государственный внешний долг, к примеру, Германии в 28 раз превышал аналогичный показатель России.
Бурный рост внешних заимствований корпоративного сектора в России начался во второй половине первого десятилетия XXI века. С января 2005 года по январь 2014 года объем внешних заимствований российских банков и компаний увеличился в шесть раз. За тот же период государственный внешний долг, напротив, сократился более чем на треть.
В приведенной таблице показана динамика изменения соотношения государственного и корпоративного внешнего долга России.
Как видно из таблицы, за девять лет удельный вес государственного внешнего долга сократился в 5,3 раза, а удельный вес корпоративного увеличился в 1,8 раза. Причем для корпоративного внешнего долга характерна высокая степень концентрации: на долю 12% заемщиков приходится 80% корпоративного внешнего долга.

Следует также отметить, что в структуре негосударственного внешнего долга около трети приходится на так называемых квазисуверенных заемщиков. Это банки и компании, имеющие международные кредитные рейтинги на уровне суверенного рейтинга России. Речь идет об организациях с государственным участием: Сбербанк РФ, ВТБ, Внешэкономбанк, «Газпром», «Роснефть», РЖД и др. Хотя правительство России не несет формальной ответственности за внешние долги банков и компаний с госучастием, иностранные инвесторы и международные рейтинговые агентства уверены в том, что в случае финансовых затруднений с обслуживанием внешних долгов госбанками или госкомпаниями правительство РФ примет все необходимые меры для стабилизации неблагоприятной ситуации.
По данным Банка России, за 2014 год совокупный внешний долг РФ сократился на 129,3 млрд долларов (или на 21,5%). Из этой суммы 103,5 млрд долларов пришлось на корпоративный сектор, внешний долг которого сократился за год почти на 16%. За тот же период величина международных резервов РФ, являющихся основным источником иностранной валюты, уменьшилась на 124,1 млрд долларов – до 385,4 млрд долларов (или на 24,3%). Даже если принять во внимание тот факт, что международные резервы страны расходовались не только на обслуживание и погашение внешнего долга корпоративного сектора, необходимость внешних выплат в иностранной валюте банками и компаниями (особенно в IV квартале 2014 года) оказала сильное давление на курс рубля – он резко снизился. В течение IV квартала 2014 года рубль девальвировался по отношению к американскому доллару на 42,8%.
Комментируя переход к свободному плаванию курса рубля в ноябре 2014 года, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина отметила два основных фактора, способствовавших в тот период ослаблению рубля: резкое снижение цен на нефть и большие выплаты по внешнему долгу. Кроме того, в 2014 году был зафиксирован рекордный отток капитала из России – 151 млрд долларов. Значительная часть этой суммы – выплаты по внешнему долгу.
В 2015 году российским компаниям и банкам предстоят очередные выплаты по внешним долгам. По данным агентства Bloomberg, в течение года корпоративный сектор должен погасить свои обязательства на сумму свыше 40 млрд долларов. Пик выплат (около четверти годового объема) приходится на февраль-март. Так, в частности, компания «Роснефть» в феврале должна погасить кредит на сумму 7,1 млрд долларов, который был предоставлен ей для покупки нефтяной компании «ТНК-BP». В целом «Роснефти» в течение 2015 года необходимо выплатить 19,5 млрд долларов.
В конце прошлого года в разгар валютного кризиса в России некоторые экономисты стали высказывать мнения о необходимости и целесообразности введения на ближайшие три-четыре года моратория на выплаты внешнего долга российскими банками и компаниями. В качестве примера приводился опыт ряда зарубежных стран, которые боролись с финансовым кризисом с помощью валютных ограничений, включая мораторий на выплату корпоративного внешнего долга.
С нашей точки зрения, подобный мораторий в нынешних условиях в России в принципе возможен. Вероятно, это позволило бы отчасти уменьшить давление на рубль и стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Тем более что нынешний валютный кризис в России, в отличие от кризисов в других государствах, был спровоцирован в том числе и введенными санкциями со стороны развитых стран. Именно эти государства в лице своих различных институциональных инвесторов активно кредитовали российские банки и компании в течение последних десяти лет. Учитывая этот факт, Россия теоретически могла бы в качестве одной из контрсанкционных мер ввести временный мораторий на выплату корпоративного внешнего долга. Однако такое решение руководства страны представляется на данном этапе маловероятным, поскольку до сих пор отвергались и отвергаются сейчас любые предложения, направленные на усиленное применение административных мер на валютном рынке и введение ограничений на движение капитала. Судя по всему, руководство страны стремится таким образом сохранить деловую репутацию России и продемонстрировать ее способность самостоятельно решать сложные финансово-экономические проблемы рыночными методами, не прибегая к ужесточению административного контроля и к применению различных финансовых ограничений.
Вероятно, возможное введение моратория на выплату корпоративного внешнего долга будет в значительной степени зависеть от состояния международных резервов РФ. Низкие цены на нефть, ужесточение финансово-экономических санкций Запада, большой объем оттока капитала, сокращение экспортной выручки и ряд других негативных факторов могут потребовать осуществления широкомасштабных валютных интервенций со стороны ЦБ РФ, что в результате может привести к резкому уменьшению величины международных резервов страны (по самым пессимистическим прогнозам, до 100 млрд долларов к концу 2015 года). В этой ситуации достаточно высока вероятность ограничения сферы действия рыночных регуляторов и активного использования различных административных рычагов финансового контроля, одним из которых может стать временный мораторий на выплату корпоративного внешнего долга.
Поскольку на данном этапе руководство страны, несмотря на заметное ухудшение финансово-экономической ситуации за последнее время, демонстрирует свою приверженность рыночным принципам, российские компании и банки пока что будут продолжать выполнять свои обязательства по внешним долгам, покупая иностранную валюту и способствуя тем самым девальвации рубля. Важно, чтобы пиковые точки покупок иностранной валюты находились под контролем Центрального банка, участие которого может потребоваться в виде разовых валютных интервенций для поддержания курса рубля и стабилизации ситуации на валютном рынке.
В целом на примере нынешней экономической ситуации в России отчетливо видно, что значительный объем внешнего долга страны (в данном случае это касается корпоративного внешнего долга, рост которого в последние годы вышел из-под контроля органов государственного управления) делает ее зависимой от крупных иностранных кредиторов и уязвимой при реализации намеченных планов социально-экономического развития и проведения независимой внешней политики с учетом национальных интересов. При отсутствии возможности рефинансирования долговых обязательств в иностранной валюте за счет внешних источников банки и компании вынуждены искать альтернативу на внутреннем рынке, усиливая давление на национальную валюту и способствуя возникновению кризисных явлений в финансово-экономической сфере. Нынешняя ситуация, вероятно, послужит хорошим уроком для ЦБ и правительства страны, а также для российских банков и компаний, которые в будущем (при условии возобновления доступа на международные рынки капитала) будут осмотрительнее привлекать заемные средства за рубежом.


Начать дискуссию