Малый и средний бизнес

Как правильно купить франшизу

Итак, франшиза. Думаем, многим известно, что стоит за данным понятием. Если кратко, то франчайзинг, франшиза – модель ведения бизнеса, при которой франчайзер (владелец бизнеса, правообладатель товарного знака) предоставляет за плату франчайзи (пользователь) право использования принадлежащего ему комплекса объектов исключительных прав, включая товарный знак.

Итак, франшиза. Думаем, многим известно, что стоит за данным понятием. Если кратко, то франчайзинг, франшиза – модель ведения бизнеса, при которой франчайзер (владелец бизнеса, правообладатель товарного знака) предоставляет за плату франчайзи (пользователь) право использования принадлежащего ему комплекса объектов исключительных прав, включая товарный знак.

Иными словами, франчайзи приобретает возможность использовать чужую успешную схему ведения бизнеса за плату. В принципе, при прочих равных, подобная модель ведения предпринимательской деятельности является взаимовыгодной как для франчайзера, так и для франчайзи.

Выгода франчайзера очевидна – за счет независимых инвесторов он расширяет бизнес, увеличивает узнаваемость своего бренда, получает дополнительный прирост денежных потоков.

Для франчайзи данная схема является весьма привлекательной в силу нескольких причин. Во-первых, он покупает работающее успешное решение, во-вторых, присутствует существенная экономия на продвижении бренда и поиске лояльных клиентов.

В идеале все так. 

Практика же показывает, что неправильный выбор франшизы, легкомысленный подход к оформлению отношений с франчайзером могут спровоцировать плачевный исход для франчайзи как для более слабой стороны в этих отношениях.

Перед началом открытия своего бизнеса по франшизе, стоит задать себе простой вопрос: действительно ли я готов к тому, чтобы открыть бизнес по франшизе? Интересно ли мне это? Хочу ли я быть подконтрольным кому-то? Вопросов может быть много, здесь мы привели основные, которые помогут разобраться в собственных действительных намерениях. 

Дабы не обжечься, следует четко понимать, что франчайзинг – это, во-первых, не всегда гарантированный успех, а во-вторых, - модель бизнеса, в которой предприниматель весьма ограничен в собственной самостоятельности.

В данном случае, свобода франчайзи будет ограничена за счет контроля и давления со стороны франчайзера.  Это будет проявляться в необходимости неукоснительного соблюдения различных обязательных требований, установленных франчайзером к помещению, его дизайну, товарному ряду, поставщикам, качеству продукции, порядку обслуживания клиентов и т.д. Именно из-за наличия многочисленных обязательных для исполнения требований, модель франчайзинга подходит не для всех. 

О выборе франшизы

Франшизу стоит выбирать, исходя из своих собственных интересов, целей, принципов и предпочтений. На вкус и цвет, как говорится. Единственное, нужно учитывать, что франшизы в разных сферах бизнеса имеют свои нюансы.

Так, зачастую, при торговле одеждой по франшизе, достаточно заплатить только паушальный взнос (первоначальная плата франчайзеру или стоимость вхождения), без последующей выплаты роялти (регулярные платежи франчайзеру за право использования комплекса объектов исключительных прав).

На первый взгляд схема выглядит весьма привлекательной.

Правда, не стоит слишком обольщаться: при таком подходе, размер паушального взноса существенно выше размера паушального взноса в схеме с выплатой роялти.Обычно в таких случаях франчайзеры компенсируют отсутствие роялти обязанностью франчайзи осуществлять закуп товаров либо у них самих, либо у указанных ими лиц.

В этом случае, наценка на товар для франчайзи будет выше среднего размера роялти (около 8 %). Ну и конечно, единовременная уплата  паушального взноса без уплаты регулярных роялти франчайзеру, приводит к тому, что  после продажи франшизы, франчайзер теряет интерес к вашему бизнесу. 

Поэтому можно не надеяться на получение последующей поддержки, консультаций и сопровождения от франчайзера.

О правилах гигиены

Перед непосредственной «покупкой франшизы» стоит вспомнить о таких элементарных правилах гигиены, как сбор информации о франчайзере, его продукции, зарегистрированном товарном знаке, финансовых показателях его деятельности, среднем периоде окупаемости бизнеса открытого по его франшизе, сроке франшизы, ну и конечно, стоимости франшизы (паушальный взнос и роялти).

Всю эту информацию можно получить от самого франчайзера, но лучше не ограничиваться только одним источником информации. Не помешает самостоятельно навести справки в Интернете, почитать комментарии клиентов, связаться с другими франчайзи (их контакты можно запросить у франчайзера или найти сайте его компании), оценить и проанализировать их отзывы, сопоставить с информацией, полученной от франчайзера, посмотреть на бухгалтерскую отчетность, на судебные споры.

Популярной «фишкой» среди франчайзеров является предоставление потенциальным франчайзи различных бизнес-планов, планов открытия и т.д. Не советуем осуществлять выбор франшизы только на основе данных из бизнес-планов, ведь в них почти всегда присутствует гарантия успеха и высокие франшизные показатели. Лучше опираться на информацию, полученную от уже работающих по данной франшизе франчайзи, либо на результаты собственного планирования и прогнозирования.

Далее хотелось бы акцентировать внимание на нескольких хоть и формальных, но немаловажных моментах,  а именно, на оформлении отношений сторон при «покупке франшизы».

Стоит сразу определиться, что в российском законодательстве термин «франшиза», «договор франчайзинга» легально не закреплены. Сходные отношения у нас регулируются нормами главы 54 ГК РФ, которая посвящена договору коммерческой концессии. Коммерческая концессия в России и франчайзинг за рубежом хотя и очень близкие механизмы, но не идентичные.

Итак, тем, кто находится на стадии оформления отношений с франчайзером, стоит помнить про главу 54 ГК РФ.

Это позволит разграничить оригинальные франшизные пакеты и псевдофраншизы.

К псевдофраншизам относят те франшизные предложения, в рамках которых отношения сторон оформляются, например, лицензионным договором и договором поставки заключенным на его основе, договором простого товарищества, возмездного оказания услуг и любыми другими, кроме как договором коммерческой концессии. Чаще всего нежелание заключать договор коммерческой концессии объясняется его сложностью (получается достаточно объемный многостраничный документ), а также необходимостью регистрации договора в Роспатенте.

Тем не менее, в интересах франчайзи заключить с франчайзером именно договор коммерческой концессии, а не любой другой. Прежде всего  это необходимо для обеспечения защиты прав франчайзи как более слабой стороны в отношениях.  Любой франчайзи заинтересован в том, чтобы франчайзер обеспечивал его организационно-техническое сопровождение, консультирование, поддержку не только на бумаге, но еще и в реальности.

Подобного можно добиться, только заключив договор коммерческой концессии, так как именно данная договорная конструкция к императивным обязанностям франчайзера относит передачу технической, коммерческой документации, иной полезной информации, а также проведение инструктажа пользователя (франчайзи) и его работников. Даже если вы не зафиксировали в четком виде подобные обязательства франчайзера в договоре, вас спасет наличие соответствующих императивных норм в законе.

О существенных условиях договора коммерческой концессии

Нужно четко проверять, чтобы в предмете договора фигурировало предоставление права использования товарного знака с указанием регистрационного номера и даты приоритета, иначе договор будет считаться незаключенным, Роспатент откажет в его регистрации.

Под видом договора коммерческой концессии иногда предлагают заключить «соглашение о предоставлении прав», в соответствии с которым франчайзи предоставляется право использования разработанной франайзером технологии, коммерческого обозначения, «ноу-хау» и других объектов, кроме товарного знака.

Подобный договор не будет являться договором коммерческой концессии в том виде, в котором он определен в Гражданском кодексе РФ. В последующем, в случае нарушения франчайзером условий по такому договору, франчайзи будет сложно получить все уплаченные по договору регулярные платежи. Одним из вариантов возврата денежных средств является попытка квалификации подобного договора в качестве договора коммерческой концессии, исходя из общих намерений сторон. Далее признавать  договор недействительным, а именно, ничтожным (ввиду не соответствия п.2 ст. 1028 ГК РФ – условие о регистрации договора в Роспатенте) и заявлять требования о применении последствий ничтожной сделки. Правда не всегда суд разделяет указанную позицию.

Так по одному делу суд отказал пользователю в признании договора коммерческой концессии недействительным ввиду того, что п.2 ст. 1028 ГК РФ распространяется и применим только в отношении договора коммерческой концессии. В связи с тем, что спорный договор  не являлся таковым, то независимо от его правовой природы, признать его ничтожным по причине отсутствия регистрации в Роспатенте нельзя (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2012 по делу А51-4947/2012).

При предоставлении права использования товарного знака по договору коммерческой концессии  следует обращать внимание на классы, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Нужно проверить, соответствуют ли они тем видам услуг, при оказании которых предполагается использование товарного знака по франшизе. Если не соответствуют, тогда заключенный договор не будет квалифицирован в качестве договора коммерческой концессии.

Об ограничении прав сторон

Немаловажными условиями договора коммерческой концессии, на которые стоит обратить особое внимание и за нарушение которых обычно предусмотрены серьезные меры договорной ответственности, являются условия об ограничении прав.

Имеем в виду так называемые условия о не конкуренции. Договором может быть предусмотрено обязательство франчайзи не конкурировать с франчайзером на определенной территории и не допускать подобного со стороны аффилированных лиц. Некоторые договоры предусматривают за нарушение указанного условия неустойку  в половину паушального взноса, так что в интересах франчайзи либо не нарушать условие, либо лоббировать закрепление в договоре  неустойку в меньшем размере. Франчайзи необходимо следить, чтобы в договоре было корреспондирующее обязательство франчайзера не предоставлять права по договору третьим лицам, на закрепленной за франчайзи территории.

О сроке франшизы

Ключевым признаком франшизы и условием договора является срок франшизы. Сразу отметим, что чем больше срок, тем более привлекателен и выгоден франшизный пакет для франчайзи. Очевидно, что франшизные предложения сроком на один год не должны по определению даже рассматриваться франчайзи. Большинство франшиз имеют срок равный пять лет. С учетом срока окупаемости, величины первоначальных вложений франчайзи более выгодным вариантом являются франшизы сроком на 10 лет и более.

Основания прекращения использования франшизы

Целесообразно предусмотреть в договоре и условия по одностороннему прекращению использования франшизы (расторжения договора). Формулирование подходящих оснований или обстоятельств, существование которых позволит нивелировать негативные последствия деятельности будет только на руку обоим сторонам договора.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что при открытии бизнеса по франшизе следует руководствоваться не только обещанными в бизнес-планах показателями франшизы и гарантиями ее успеха, но и своим опытом, прогнозами, отзывами действующих участников системы. Правильное и должным образом проработанное документальное оформление отношений сторон по франшизе в последующем позволит минимизировать риски франчайзи и во многом гарантировать успех франшизы.

Начать дискуссию

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Минфин: в июле ипотека под 8% закончится

Власти пришли к консенсусу и не будут продлевать программу льготного кредитования для тех, кто хочет приобрести жилье в новостройках под 8% годовых.

НДФЛ

Часть подарка от работодателя не облагается НДФЛ

Если работодатель подарил подарок за 12 700 рублей, то НДФЛ он должен удержать с суммы 8 700 руб.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Маркетинг

Российские бренды заняли все свободные торговые площади

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Арендодатель обязан классифицировать аренду как финансовую или операционную — так предписывает великий и ужасный ФСБУ 25/2018. Объясняю, в чем разница и почему нельзя считать любую аренду операционной. Даже если очень хочется.

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Из-за маркировки будет новая форма декларации по акцизам на табак и вейпы

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая
2

💥Обзор новостей: «Силе Сибири 2» быть, всплески заражения оспой обезьян и гемолитическим стрептококком, отели Сочи самые дорогие

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Безвизовый режим могут открыть с еще одной страной

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Помогли клиенту отбиться от необычного иска

Несколько месяцев назад клиент, которому ранее уже помогал по проблемным вопросам, в том числе отбиться от субсидиарки на немыслимую сумму в 13 млрд руб., обратился ко мне с просьбой помочь в ещё одном деле.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Центробанк запустил новый сервис, приоткрыв доступ к 49 статистическим показателям

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения

Господи, как скучно без IPO! На бирже пропал дух авантюризма! Мы перестали делать по 100500 заявок, чтобы получить чуть больше, чем четырёхпроцентную аллокацию. Пошуршал по интернетам и обновил список компаний, которые готовы выйти на IPO в этом году.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения

Президент: оборонка должна быть готова к выпуску гражданской продукции

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Дробление бизнеса. Понятие, основные тенденции и амнистия

Как уже многие слышали, Президент РФ в своем недавнем конституционном Послании Парламенту высказался о проблеме резкого перехода налогоплательщиков, применяющих УСН и другие специальные режимы, на общую систему налогообложения по мере укрупнения бизнеса.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

ФНС разъяснила определение продавцом на УСН размер доходов при удержании МП суммы вознаграждения

Письмо ФНС России № СД-4-3/5416@ от 08.05.2024.

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Интересные материалы

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру