Маркетинг

Вологда вологодская

«Вологодское масло из Вологды», которое потребитель видит на полках магазинов, — это отголосок войны, которую ведут вологжане с покушающимися на их старинный бренд недобросовестными конкурентами. С контрафактом они уже расправились, теперь принялись за марки, «сходные до степени смешения». Поэтому приходится иногда делать «масло масляным».

«Вологодское масло из Вологды», которое потребитель видит на полках магазинов, — это отголосок войны, которую ведут вологжане с покушающимися на их старинный бренд недобросовестными конкурентами. С контрафактом они уже расправились, теперь принялись за марки, «сходные до степени смешения». Поэтому приходится иногда делать «масло масляным».

Новейшая история «Вологодского масла» представляет собой постоянную борьбу за место в потребительской корзине. Этот продукт — пожалуй, самый известный бренд области. Но популярность сыграла с ним злую шутку: редкий невологодский масложировой комбинат на территории Российской Федерации не выпускал «Вологодское масло».

Местное правительство вместе с производителями не один год билось за то, чтобы закрепить его за областью. Проблема в том, что в советское время «Вологодское масло» потеряло свою исключительность, став достоянием ГОСТа, следуя которому его имело право выпускать любое предприятие страны. Что многие комбинаты с успехом и делали вплоть до последних нескольких лет. В 1998 году вологодский ФГУП «Учебно-опытный молочный завод» зарегистрировал наименование места происхождения товара «Вологодское масло», однако ГОСТ оставался в силе вплоть до 2010-го.

Отменить его помогло заключение научного института ВНИИСМ, расположенного в Угличе: институт доказал, что вологодское масло обладает целым рядом уникальных свойств, вызванных спецификой местной флоры, которая влияет на состав кормов для вологодских коров и обеспечивает свойственный вологодскому маслу ореховый вкус. После отмены ГОСТа право на производство масла получили все семь предприятий области, которые к тому времени уже выпускали этот продукт. Сейчас, сообщают в Гильдии вологодских маслоделов, на производство «Вологодского» нацелилось еще одно областное предприятие. Однако получить разрешение довольно сложно. Все зависит от местного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, который выдает технические условия (ТУ) на производство «Вологодского масла». Для этого предприятие на протяжении нескольких лет должно доказывать, что выпускает «то самое» по своим вкусовым характеристикам масло, притом что использовать бренд оно не может. Впрочем, и за «действующими» производителями власти тоже пристально наблюдают, регулярно производя контрольные закупки и отправляя масло на анализ в угличский институт. Если качество подкачает, у предприятия могут отозвать ТУ. Пока подобных прецедентов не было: производители заинтересованы в том, чтобы следить за качеством и не потерять право пользоваться брендом, который им дался такой дорогой ценой.

Главной своей проблемой вологжане считали не столько размывание бренда, сколько неудовлетворительное качество у конкурентов, которые мало того что выпускали продукцию без орехового привкуса, так еще и сдабривали ее жирами растительного происхождения. Да вдобавок ухитрялись продавать ее на территории самой Вологодской области!

После того как маслоделам удалось добиться отмены нормативного документа ГОСТ 37-91, контрафактный товар с наименованием «Вологодское масло» в торговле практически исчез. По крайней мере, на территории области упаковка с заветными словами уже не встречается. Сейчас конкуренты покушаются на бренд не впрямую. Как объясняет исполнительный директор Гильдии вологодских маслоделов Алексей Дубовой, своей тактикой недобросовестные участники рынка избрали выпуск товара с этикеткой, схожей до степени смешения с наименованием «Вологодское масло».

Среди таких марок в Гильдии называют «Вологодское кружево», «Вологодское подворье», «Вологодское деревенское», «Вологодское утро», «Вологодское золото» и многие другие. «Эти названия наносятся на этикетку таким образом, чтобы покупатель в первую очередь увидел словосочетание «Вологодское масло», — клеймит Дубовой недобросовестных конкурентов. — Для этого производители используют соответствующие размеры шрифта, цвет букв, этикетки… При этом некоторые словосочетания зарегистрированы ими в Роспатенте в качестве товарных знаков». Среди обилия подделок встречаются и особо креативные примеры. В частности — «Масло Бологодское», которое фасуют в Ставропольском крае. Как объясняет Дубовой, при написании слова «Бологодское» используется псевдостарославянское начертание букв, которое фактически превращает прописную букву «Б» в «В». Гильдия маслоделов тщательно отслеживает появление подобных марок, и за последние годы ей уже удалось добиться прекращения правовой охраны двух из них — «Вологодское золото» и «Вологодские узоры», а также привлечь к административной ответственности Южский молочный завод (Ивановская область) за производство сливочного масла с названием «Сливочное масло «Традиционное» по заказу ООО «Вологодское». На очереди у юристов Гильдии — «Масло Бологодское».

Борьба за чистоту марки, видимо, будет только усиливаться по мере роста популярности бренда. Но вологжане работают на опережение: немногим более десяти лет назад правительством области был зарегистрирован «зонтичный» товарный знак «Настоящий вологодский продукт», который также стал частью «масляных» этикеток от нескольких производителей.

Бренд «Вологодское масло», который получил широкую популярность во времена СССР, имеет дореволюционные корни. Рецептуру масла изобрел Николай Верещагин, старший брат художника-баталиста Василия Верещагина. Будущий маслодел изучал ведение молочного хозяйства в Европе и в конце 1860-х годов организовал артельные сыроварни в Вологодской, Новгородской, Ярославской и Тверской губерниях, куда привез европейских специалистов для обучения русских мастеров. В 1870 году на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже он обратил внимание на масло из Нормандии с ярко выраженным вкусом и ореховым привкусом. Это масло вдохновило его на изобретение нового способа приготовления. В 1871 году Верещагин и семья Буманов организовали первый маслодельный завод в деревне Марфино Вологодской губернии (ныне — Молочное). Верещагин предложил делать масло из сливок, нагретых до высокой температуры, и это позволило получить легендарный «ореховый» привкус. Новый вид масла Верещагин назвал «парижским», а в других странах мира его именовали «петербургским», так как оно экспортировалось из этого города. «Вологодским» же его стали называть уже в советское время.

Начать дискуссию