Первое впечатление о человеке порой оказывает решающее влияние на все последующие отношения с ним. Оно задает общее, тональное восприятие, протекая на уровне чувств и эмоций. При этом мы сразу даем оценку в виде штампа «приятный — неприятный — неотразимый». Если приятных и неприятных людей множество, то неотразимых — единицы. Каждый встречал таких людей, оставивших след в его жизни ярким внешним впечатлением, своим имиджем.
Имидж — это целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоциально-психическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью). Имидж подчеркивает те или иные человеческие качества, гипертрофируя их иногда до невероятной степени. Имиджи бывают естественными и искусственными. Например, с имиджем американского ковбоя ассоциируются джинсовый костюм, шляпа, сапоги, широкие плечи и открытое лицо. Искусственный имидж создается в процессе работы над собой певцами, актерами и деловыми людьми.
Существуют восемь психологических механизмов первого впечатления о человеке.
1. Мнения других лиц
Как ни странно, но даже отрывочного описания человека достаточно, чтобы это повлияло на ваше суждение о нем. Если нам говорят, что этот человек исключительно интересен и остроумен, то, встречаясь с ним, мы инстинктивно ждем этого, наблюдая его со стороны. Следовательно, готовясь к важной встрече, постарайтесь создать о себе положительное мнение через общих знакомых.
2. Гало-эффект
Это эффект влияния общего на частное. Когда мы сперва видим человека, то оцениваем его в терминах «приятного» или «неприятного». Детали размываются. Гало-эффект размывает детали впечатления, формируя общую, целостную оценку субъекта. Поэтому ваш внешний облик должен сразу броситься в глаза.
3. Эффект снисходительности — ужесточения
Большинство людей, видя незнакомца, снисходительны к оценке его недостатков, не замечают их или преувеличивают положительные качества. Однако есть люди, которые, наоборот, на всех смотрят сквозь черные очки подозрительности и сомнения. Они замечают в основном недостатки других, ждут, когда те докажут свою порядочность на деле. Поэтому запомните, что есть небольшой процент людей, на которых внешне повлиять очень трудно. Такова уж структура их личности. Постарайтесь не замечать недостатки других, и в вас тоже будут видеть только хорошее.
4. Стереотипы восприятия
Если вы привыкли общаться в деловой среде, то каждое новое лицо, резко отличающееся от стандартного образа, стереотипа, сразу бросается в глаза, производит неотразимый эффект. Людей выделяют по разным стандартным образам: этническим и групповым (производственным, возрастным и т. п.), внешним данным (высокий—низкий, толстый—худой и т. п.) Сюда относятся и стереотипы физических недостатков, (очки — у интеллектуала), голоса (хриплый голос — у курильщика), речи, мимики, походки и др.
Видя стереотип, мы ждем от него и соответствующие закономерности проявления. Если перед вами японский бизнесмен — вы ждете от него восточной учтивости и хитрости, от француза — галантности и т. п. Неотразимый человек должен уметь сочетать самые разные стереотипы поведения, чтобы в любой среде чувствовать себя «как рыба в воде».
5. Психическое состояние
Если вы в хорошем состоянии, то видите мир в светлых тонах, более того, это настроение передается окружающим, привлекая к вам взоры других и их симпатию. Если вы преуспевающий человек, то это сразу бросается в глаза, и к вам тянутся еще больше. Человек, имеющий скверное настроение, вызывает к себе такое же отношение. Старайтесь всегда быть в хорошем настроении.
6. Доминирующая потребность
Если вы встретитесь с человеком, нуждающимся в вас, — он смотрит на вас, как голодный сборщик клубники на ягоды. Мотивация вызывает особую чувствительность к предмету неудовлетворенной потребности. Этот человек готов уже заранее снять шляпу и расшаркаться перед вами. Обанкротившийся предприниматель видит в каждом бизнесмене источник финансирования и идет к нему с поклоном.
Поэтому, готовясь к важной деловой встрече, постарайтесь выяснить, какая основная потребность является движущей силой поведения этого человека. Создайте себе такой имидж, что только вы сможете наилучшим образом удовлетворить его основную потребность. Тогда уже при первой встрече люди будут льнуть к вам.
7. Защитные механизмы
Каждый человек быстро чувствует настроение собеседника и воспринимает его как свое. То есть мы сравниваем других со своим «Я». Нам кажется, что уж себя-то мы знаем хорошо, поэтому на фоне своего «Я» другие воспринимаются лучше. Это своеобразная проекция на себя других. Однако механизм проекции искажает восприятие в отрицательном плане. Ведь наше «Я» субъективно.
Например, многие люди с расшатанной психикой склонны заподозрить в вас отрицательные намерения в отношении себя: либо вы в чем-то подозреваете их, или хотите занять деньги, запугать — достаточно лишь дать минимальный внешний повод. Противоположным проекции является механизм эмпатии — способности прочувствовать настроение собеседника изнутри, увидеть систему его мотивов, упорядочить — улучшить его восприятие.
Практический вывод из этого следующий: не затрагивайте защитные механизмы других, их «больные» струны, «не сыпьте соль на раны». Выявите, что является эталоном моральных качеств у собеседника, и станьте таким эталоном в его глазах. Тогда проекция отступит на задний план, а человек будет чувствовать к вам симпатию, непреодолимое влечение, как к своему кумиру.
8. Упрощение
Каждый человек хочет быстро и четко воспринимать мир, однако при первом впечатлении схватываются лишь самые главные и важные для данного индивида черты и качества, то есть имеет место упрощение восприятия. Нельзя объять необъятное. Но порой человек склонен по одному факту сделать вывод и затем составить суждение о собеседнике, Например, авторитетный человек часто видит мир только в белом или черном цвете, не замечая переходных тонов.
Потому очень важно при первой встрече сразу создать себе привлекательный имидж. Запомните, чем меньше деталей и чем больше общего будет при вашем первом разговоре, тем ярче вы будете выглядеть в глазах собеседника.
Как понравиться другим людям
Это зависит от множества причин. Самые простые и банальные связаны с объективными достоинствами человека: его умом, красотой, силой, профессиональным умением, социальной престижностью (общественным «местом» или качествами лидера) и пр. Многое из этого набора дарится природой или родителями, но еще больше вырабатывается, приобретается самим человеком.
Важно быть, но важно и казаться, уметь производить соответствующее впечатление. Это особенно важно при кратковременных контактах, тем более что произвести впечатление легче, чем его переделать. Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться. Следите за осанкой и выражением вашего лица: осанка должна быть красивой, держаться надо уверенно, на лице должны быть спокойная доброжелательность и готовность к доброй и оптимистической улыбке.
Две другие важные закономерности — привлекательность из-за черт сходства и привлекательность по дополнению. Сходство между людьми, видимо, дает ощущение «безопасности» и «близости»: «наш человек». Поэтому традиционно более привлекателен человек «своего круга», близкий по социально-демографическим особенностям: возрасту, профессии, социальному положению, национальности, полу.
С другой стороны, по тем же самым особенностям привлекательны люди, дополняющие друг друга: интересные друг другу, полезные или просто удобные. Важно учитывать и сходство и дополнение. Для улучшения контакта с людьми в разумных пределах нужна пристройка в общении, увеличивающая ваше сходство с собеседником, или нужность, интересность вас для него.
Как правило, оправдана пристройка по манере держаться, вести себя, строить отношения, общаться (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса). Чем точнее вы пристраиваетесь к собеседнику, тем легче ему и вам.
Очень важно для привлекательности — сходство во мнениях, ценностях, установках. Нельзя лицемерить, но можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу и приучиться находить с собеседником общее.
Начать дискуссию