Малый и средний бизнес

План спасения

Вслед за федеральными властями правительство Москвы в феврале приняло план обеспечения устойчивого развития экономики города, а в конце апреля отчиталось о том, что наполовину его выполнило. В числе первоочередных шагов антикризисного плана — экстренные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Какую реальную помощь получили столичные предприниматели?

Вслед за федеральными властями правительство Москвы в феврале приняло план обеспечения устойчивого развития экономики города, а в конце апреля отчиталось о том, что наполовину его выполнило. В числе первоочередных шагов антикризисного плана — экстренные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Какую реальную помощь получили столичные предприниматели?

Поручение создать специальные комиссии и разработать местные антикризисные планы в регионы спустили сверху. Кабинет министров РФ сформировал общую федеральную «канву» плана, однако решения о конкретных послаблениях и льготах для малого и среднего бизнеса переложил на региональные власти. Сразу стало понятно, что далеко не все субъекты реализуют антикризисные меры господдержки предпринимателей: закредитованным регионам живется и без того несладко, чтобы «отщипывать» от бюджета дополнительные преференции малому бизнесу. У московского предпринимательства шансы на поддержку по понятным причинам выше. Больше того, появилась реальная возможность наконец-то быть услышанным: в кризис, как свидетельствует опыт 2008 года, диалог с властью строится легче.

Поэтому в разработку антикризисного плана немедленно ввязались не только столичные ведомства, но и деловые ассоциации и общественные организации, защищающие интересы малого и среднего бизнеса. Прежде всего это члены «бизнес-четверки»: «ОПОРА России», Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия». Всего антикризисная комиссия при правительстве Москвы получила около сотни конкретных предложений по различным отраслям бизнеса, но в итоге учла меньше половины из них. Как утверждает член совета московского отделения «ОПОРЫ России» Дмитрий Несветов, по большому счету все согласованные меры — это моратории или отсрочки постановлений, принятых властями раньше, либо попытки сохранить текущие условия ведения бизнеса. Так, в Москве отложили внедрение нового формата вывесок за пределами столицы, перенесли сроки закрытия сельскохозяйственных рынков, расположенных в некапитальных зданиях, продлили льготную аренду. Пожалуй, самое радикальное новшество касается введения налоговых каникул. Их в столице будут предоставлять впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, попадающим в список из 40 утвержденных видов деятельности, сроком на два года.

В версии московского отделения «ОПОРЫ России» антикризисная программа включала 18 пунктов по разным направлениям, от поддержки низкомаржинального и социально ориентированного бизнеса до увеличения доли МСП в государственных заказах, пересмотра кадастровой оценки, смягчения налоговых льгот и введения квот на аренду для предпринимателей-инвалидов. Одной из наболевших тем оказалась поддержка мелкорозничной торговли. Организация предлагала увеличить количество объектов мелкой розницы вдвое за ближайшие три года. Прежде всего это предполагалось сделать за счет отказа от замены киосков и ларьков на павильоны нового типа (которая финансируется из городского бюджета) и приостановления планов по сокращению количества торговых мест. Звучали и более жесткие и конкретные призывы: поскольку в апреле большинство арендных договоров на размещение киосков закончилось, бизнес требовал продлевать их без конкурса на 3–5 лет. Попробовали отменить и вызывавшее огромное недовольство у торговцев постановление 614-ПП, которое позволяло принудительно демонтировать киоски без судебного ордера. Все эти инициативы так и не были поддержаны.

Некоторые предложения, озвученные «ОПОРОЙ России», власти Москвы приняли «с купюрами» — на меньшей территории или на более короткий срок, чем хотели предприниматели. Так, организация предлагала ввести на три года льготные ставки аренды городского имущества для малого и среднего бизнеса (минимум 1 800 рублей за кв. метр в год против нынешних 3 500 рублей). Такая мера уже применялась, и довольно эффективно, для поддержки столичных предпринимателей в 2008 году. Правительство пошло навстречу, но не до конца: ставки заморозили лишь на год и на текущем уровне, а не снизили их.

Похожая история сложилась с отсрочкой введения новых требований к вывескам. Мера действительно нужная и важная. С прошлого года в Москве проводится массовая замена вывесок: в соответствии с новыми требованиями их размер следует ограничить, они должны быть размещены не выше линии второго этажа, а витринные надписи могут занимать не больше определенной части площади витрины. На все про все мэрия дала не так много времени: в срок до 1 мая 2014 года изменения в свои информационные конструкции должны были внести предприниматели в пределах Садового кольца, до 1 мая 2015‑го — в пределах Третьего транспортного кольца, а 1 июля 2016‑го город намеревался привести к единообразию все вывески. Между тем замена одной вывески обходится в 200–400 тыс. рублей: эти незапланированные расходы ложатся тяжким бременем на московский бизнес. Власти жалобы поняли, учли и действительно увеличили сроки замены вывесок — но только для бизнеса, расположенного за пределами ТТК и «вылетных» магистралей.

— Сейчас малому бизнесу вообще не до вывесок, а дополнительная финансовая нагрузка может окончательно его подкосить, — считает Сергей Рак, руководитель по потребительскому рынку московского отделения «ОПОРЫ России». — Мы пытались провести такое предложение: разрешить иметь вывески не только тем, кто является «резидентом» здания, но и тем, кто хочет присутствовать на улице для имиджа, рекламы. Представим, что на Тверской за половину вывески платит «Шоколадница», которая действительно арендует помещение, а за вторую половину — Росбанк, хотя офис он размещает там, где его присутствие нужнее потребителю. Это взаимовыигрышная ситуация: банк получает рекламу, город — деньги, потребитель — востребованную услугу общественного питания. Но почему-то эти требования воспринимают как больную фантазию.

Но, пожалуй, главным камнем преткновения стал отказ столичных властей переносить сроки введения торгового сбора. В Москве им планируется обложить торговцев с июля 2015 года, однако предприниматели активно протестуют и собирают подписи за отмену сбора. «Торговый сбор якобы нужен для выравнивания конкурентной среды, — комментирует Сергей Рак. — Мелкая розница, по мысли властей, бегает от налогов и имеет преимущества перед средней и крупной. Но Минэкономразвития понимает уравнивание в возможностях очень странно. Судите сами: любой мелкий объект до 50 кв. метров площадью, расположенный в ЦАО, вынужден будет платить торговый сбор в размере 324 тыс. рублей в год. В расчете на шестиметровый павильон мороженого это 54 тыс. рублей с квадратного метра! А крупные объекты с каждого последующего метра платят меньше. Супермаркету на 6 тыс. кв. метров каждый метр будет обходиться в 200 рублей! Плюс крупному бизнесу эти траты могут зачесть в счет других платежей — например, уменьшить налог на прибыль».

Зато в антикризисный план вошло предложение установить налоговые каникулы (бизнес, правда, просил, чтобы их ввели не только для ИП, но и для малых предприятий), освободить инвесторов от налога на прибыль по построенным объектам социальной сферы, а также сократить количество выездных налоговых проверок добросовестных плательщиков. Дополнительно налоговая нагрузка будет снижена для предприятий ИТ-сектора: их власти считают приоритетными. Конкретные меры, впрочем, еще находятся в проработке.

Самым позитивным итогом взаимодействия с московскими властями представители «ОПОРЫ России» называют меры по сохранению сельскохозяйственных рынков, находящихся в некапитальных зданиях: закрытие 15 рынков отсрочили до 1 января 2016 года. По словам Сергея Рака, удалось быстро сработать с заместителем мэра по имущественным вопросам Натальей Сергуниной — и в итоге сохранить около 7,5 тыс. рабочих мест.

Между тем власти надеются «расшевелить» малый бизнес за счет ускорения, упрощения и удешевления процедур, связанных с регистрацией, выдачей разрешений, получением документов и т. д. Бюрократию предполагается компенсировать высокими технологиями: как заявляет Олег Бочаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, рано или поздно все услуги для бизнеса будут переведены в электронную форму. Не удивительно, что чиновники так бьются за формальные показатели, по которым лишь косвенно можно судить, насколько удобна Москва для ведения бизнеса. Именно на этих показателях строятся рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, и от них в конечном счете зависит оценка работы властей.

Начать дискуссию