Реклама

Чемпионы пиара

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

И тут же набрасывает импровизированный бизнес-план: перекупить участников рейтинга до того, как они проснутся знаменитыми, и собрать из них самое эффективное пиар-агентство в стране.

В каждой шутке, как правило, лишь доля шутки. Взаимодействие со СМИ — один из наиболее напряженных участков работы для корпоративного мира. При кажущейся симбиотичности канала информации и источника, на практике при их взаимодействии нередко летят искры. Компании видят в медиа канал маркетинга. Журналистам же безразличны интересы компаний, потому что их задача — выпускать интересные заметки. Как следствие, бизнес штурмует редакции, предлагая контент, который там воспринимают в основном как маркетинговый спам и стараются игнорировать.

Редакционный почтовый ящик получает в среднем по 500 пиар-писем ежедневно (проверяли). Доля посланий, которые инициировали бы в обозримом времени появление каких-либо заметок, ничтожна. Но чем сильнее накал борьбы, тем выше ставки. «Работа со СМИ» — особая дисциплина в пиаре, которая рождает собственный набор секретов, успешных практик и своих профессионалов. Исследовать набор этих практик, а также выявить самых эффективных специалистов в области пиара и призваны «Чемпионы пиара» — совместный проект «Бизнес-журнала» и платформы Pressfeed.ru.

Pressfeed — сервис подписки на запросы журналистов. С его помощью последние публикуют запрос — «оферту» на комментарии и фактуру к готовящимся в данный момент заметкам. Компании следят за потоком запросов, выбирают те, на которые могут ответить, и отправляют комментарий, отвечая адресно и под запрос. По сути, Pressfeed развернул коммуникацию в обратную сторону: здесь говорят журналисты, а маркетинговый «шум» отключен. Добро пожаловать в мир «пиара по запросу»!

Решая конкретные проблемы журналистов и пиарщиков, Pressfeed оказался владельцем большого объема уникальных данных, в том числе связанных с эффективностью работы со СМИ. Так, сегодня через сервис отправлено 12 тыс. комментариев, 5 тыс. из них принято СМИ. Ежемесячно через площадку публикуется в СМИ около тысячи комментариев. Будь Pressfeed пиар-агентством, а не онлайн-сервисом — это было бы крупнейшее агентство страны. Массив данных позволяет вычислять различные относительные показатели. Например, «конверсию» — отношение общего количества запросов, отправленных через сервис журналистам, к тем, которые журналисты отметили как «принятые». Средний показатель конверсии — 40%. Это значит, что для среднестатистического пользователя из десяти отправленных комментариев будет опубликовано четыре. Для реального пользователя этот показатель конверсии может составить и 70%, и ноль.

Наблюдение за показателями оказалось интересным, а главное — информативным занятием. Команда сервиса пыталась разгадать секрет пользователей, системно добивающихся рекордной и антирекордной конверсии. Изучала и искала ответ на вопрос: как одним удается стабильно проникать со своим контентом в СМИ, а другим — нет. А потом стало ясно: хватит гадать, надо спросить у них самих. Так возникли «Чемпионы пиара» — рейтинг пользователей с системными рекордными показателями конверсии в работе со СМИ. Специалистов по пиару, чьи комментарии медиа берут охотнее других.

Рейтинг принес много открытий. Например, среди его участников практически нет публичных пиар-персон — непременных участников профессиональных конференций. Единственное исключение — представитель Топ-20 российских пиар-агентств, присутствующий в рейтинге, — Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner. Но и она не относит свою компанию к крупным: по ее словам, в агентстве работает 35 человек, а годовая выручка не превышает 100 млн рублей. В десятку крупнейших агентств страны PR Partner не попадает, зато недавно компания вошла в пятерку лидеров по цитируемости «Медиалогии». «Мы — классический герой пословицы про сапожника без сапог, — говорит Алексеева. — У нас небольшая компания, и нет специалиста, который целенаправленно занимался бы нашим собственным пиаром. Кажется, что это нонсенс, но это факт. Когда появился Pressfeed, я просто взялась сама отслеживать подходящие запросы и отвечать на них. Цель была — войти хотя бы в Топ-10 рейтинга «Медиалогии». В результате мы вошли в Топ-5, обогнав агентства, заметно превосходящие нас по обороту».

У Инны Алексеевой есть своя стратегия работы с комментариями, во многом обусловленная личным стилем: «Проверяйте появление новых запросов в системе часто, отвечайте быстро, используйте возможность отправить питч как способ познакомиться, предпочитайте деловые медиа остальным и не бойтесь конкуренции».

Если оставить Алексееву за скобками, то «Чемпионы пиара» ломают все цеховые стереотипы. Мы видим в рейтинге не известных «пиар‑евангелистов», которые сами превращаются в медиабренды, а непубличных трудяг, которые просто упорно и с неизменным качеством делают свое дело. При этом некоторые из них и вовсе не относят себя к профессии пиарщика. «Я не являюсь ни PR-специалистом, ни журналистом, ни по опыту работы, ни по образованию, — говорит участник рейтинга, Мария Пономаренко из компании SMART Personal. — Считаю себя просто опытным экспертом в управлении персоналом: много лет работаю в HR-сфере».

Необычен рейтинг и неоднородностью с точки зрения размера бизнеса его участников. Здесь есть представители известных компаний, заметных своей активной пиар-позицией: инвестиционный холдинг «Финам», сервис поиска билетов Aviasales, консалтинговая компания BDO Unicon, социальная сеть для врачей «Доктор на работе». С ними соседствуют правозащитник, владелец студии мобильной разработки, небольшие консалтинговые компании — «делающие» себе пиар собственными руками.

Очевидно, что-то объединяет этих людей. И мы обратились к ним с запросом сформулировать для проекта «золотые» правила работы со СМИ». Проанализировав больше сотни тезисов, мы нашли немало схожих подходов и сформулировали для вас 10 главных идей, которыми нужно вооружиться, чтобы успешно продвигать свою компанию в СМИ.

Хорошие привычки чемпионов, позволяющие им обеспечивать плотное присутствие своей компании в медиаполе

Будь быстр

Скорость — главная составляющая успеха. «Важна быстрота реакции и понимание специфики редакционного процесса, — уверен Янис Дзенис, PR-директор компании Aviasales. — Скажем, «Коммерсанту» и «Ведомостям» ты нужен с 5 до 7 вечера, на комментарий дается час, и точка. Онлайн‑медиа могут выдернуть тебя когда угодно и на обратную связь дадут лишь 15 минут». Работа с Pressfeed также меняет восприятие времени. «Сервис приучил нас реагировать на запросы журналистов почти мгновенно, — говорит Элла Бидилеева, руководитель пресс-службы Уральского банка реконструкции и развития. — Чуть замешкаешься — и все: журналист закрыл запрос досрочно». Участники рейтинга советуют тем, кто начнет пользоваться сервисом, не ориентироваться на время стандартных рассылок, а проверять запросы на сайте постоянно. «Так вы с большей вероятностью найдете подходящую тему одним из первых», — уверяет Ирина Рябовол, представитель компании туристического сервиса Мomondo. «В моем расписании всегда заложено время для статей на Pressfeed», — говорит Алексей Поспехов, CEO студии мобильной разработки ICONIC MOBILE.

Работай на опережение

Правила хорошего тона гласят: «Никогда не опаздывай». Для героев рейтинга успеть к крайнему сроку — мало. «Даже если дедлайн далек, я все равно стараюсь отправить комментарий как можно скорее», — говорит Евгения Маркова, директор по связям с общественностью компании Cornerstone. «Мы стараемся предоставить комментарий в течение часа после получения запроса, — уточняет Дмитрий Михалев, PR-директор агентства финансовой безопасности АФПБ. — Даже когда речь идет об аналитических статьях, мы присылаем ответы значительно раньше дедлайна».

Как этого добиваются «чемпионы»? У каждого собственный секрет. Кто-то дисциплинирует спикеров в своей компании, кто-то заранее создает заготовки для комментариев по ключевым новостям дня, которые может затронуть запрос. А кто-то и вовсе постепенно забирает полномочия у своих спикеров, приучая их к тому, что пиарщик — достаточно компетентный специалист в делах компании. «Никого из журналистов не интересует, что ваш спикер недоступен: вам надо согласовать материал, в метро ли вы или на кинопремьере, — резюмирует Дмитрий Горох, директор по PR MoneyMan. — Умейте доставать информацию и делиться ею первым: так вам и вашей информации будут доверять».

Давай фактуру

«Хороший комментарий — это внятные показатели, — говорит Янис Дзенис из Aviasales. — У нас есть собственный инструмент аналитики, который за пару секунд строит графики по продажам, спросу и прочим бизнес-показателям. Возможность оперативно ответить на вопрос с цифрами дает ощутимое преимущество». В ответе на запрос СМИ должны быть данные — цифры, проценты, доли рынка, денежные суммы. Именно таков стиль «чемпионов пиара». Там, где не хватает цифр, помогут примеры, кейсы, истории из практики. «Как правило, журналистов и читателей мало интересует аналитика без соответствующих примеров», — говорит Мария Пономаренко, эксперт компании Smart Personal. Пространным комментариям и расплывчатым фразам не место в медиакоммуникации, уверены чемпионы: такие комментарии просто не берут в СМИ. «Расплывчатые фразы не интересны журналисту, — соглашается Дмитрий Михалев из АФПБ. — А вот важная или любопытная деталь может помочь в подготовке материала».

Не будь «сухарем»

Там, где не хватает цифр, спасает человеческий фактор. «Беря комментарий, я делаю акцент на том, чтобы было много «живых включений», даже если сам журналист не поставил такое условие в запросе», — говорит Евгения Маркова из Cornerstone. «Медиа нравятся живые комментарии, — согласен Янис Дзенис. — Надеюсь, за ними и звонят «Коммерсант» и «Москва FM». Ведущим интересна возможность поспорить, получить эмоциональную, личную оценку».

Позитивными должны быть эти эмоции или негативными — эксперты расходятся во мнении. «В своих комментариях я выражаю активную личную позицию, причем часто в резких тонах, — говорит Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE). — Стараюсь придерживаться четкой позиции и не уходить в пространные дискуссии. Думаю, личный подход дает нужный эффект». Напротив, в компании Cornerstone предпочитают положительные эмоции. «Мы всегда стараемся внести позитив даже в неприятные новости, — говорит Евгения Маркова. — Мы прошли не один кризис и знаем: все налаживается». «Когда пишешь, будь в хорошем настроении: улыбка видна и в тексте», — резюмирует Борис Федосимов, генеральный директор холдинга «Люди дела».

Комментируй только то, в чем действительно компетентен

«Я работаю в компании, у которой с пиаром только одна проблема: на нашем рынке ничего не происходит, — говорит Лидия Снарская, менеджер по связям с общественностью BDO Unicon Outsourcing. — Единственный для нас способ попасть в СМИ — понять, что журналист хочет услышать на ту тему, в которой мы хорошо разбираемся». Собственный опыт — хороший фильтр для принятия решения, на какие запросы тратить ресурсы. «Писать комментарий нужно о том, что хорошо знаешь, что ты сам «сделал или потрогал руками», — уверена Мария Пономаренко из Smart Personal. «Знание рынка и продукта, который производит компания, — половина успеха в работе с экспертными комментариями», — уверен PR-директор НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» Антон Запольский.

Докажи, что эксперт

Доказать журналисту, что тебя можно считать экспертом в теме, — еще одна задача, которую успешно решают «чемпионы пиара». «В ответе на запрос сообщайте, какими данными вы обладаете и чем конкретно можете быть полезны, — советует Лидия Снарская из BDO Unicon. — Это поможет журналисту понять, насколько вашим данным можно доверять. Если ваша компания давно работает на рынке и обладает обширной базой статистики, обязательно упомяните это. Кроме всего прочего, журналист будет понимать, что к вам можно обращаться за комментариями и по другим вопросам».

Превосходи ожидания

Необходимое — это слишком мало, уверены участники рейтинга. «Мы убедились: даже если журналист не просит, он рад получить дополнительный интересный контент, — говорит Ксения Четверткова, руководитель проектов PR-департамента КГ «Полилог». — Если описываете кейс, дайте рекомендации, как избежать схожих проблем или, напротив, достигнуть положительного эффекта». Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE) соглашается: «Я стараюсь максимально объемно донести до журналистов информацию для запроса, привести аналогии и примеры из схожих отраслей, предоставить максимум свежих кейсов». «Сейчас, когда редакции сокращают штат, а работы при этом меньше не становится, такая позиция часто приносит успех», — резюмирует Ирина Рябовол (Мomondo).

Облегчи журналисту работу

Антиподом к подходу «сообщай больше» выглядит совет Михаила Степанова, заместителя генерального директора социальной сети «Доктор на работе»: будь лаконичен. «Журналист печатного издания, — рассуждает Степанов, — всегда ограничен в объеме и количестве знаков. Чем больше ваш текст, тем сложнее журналисту укладывать его в прокрустово ложе будущей статьи. Журналист — ваш равноправный партнер и напарник. Зачем создавать напарнику лишние проблемы и хлопоты?»

«Комментарий должен выглядеть так, чтобы с ним было легко работать, — соглашается Екатерина Прокопова, руководитель направления по связям с общественностью компании CBRE. — Чем лаконичнее и остроумнее ваш комментарий, тем вероятнее, что его опубликуют».

Знай автора

Перед тем как отправлять ответ, стоит изучить не только тему, но и автора запроса, уверены участники рейтинга. «Отыщите аккаунт журналиста в соцсетях, читайте его ленту, найдите общие интересы, — советует Евгения Маркова из Cornerstone. — Обычно журналисты активно выражают свое мнение в сети, и у вас обязательно найдутся общие темы. Будет проще и приятнее вместе работать, если вы найдете точки соприкосновения по жизни». Поиск аккаунтов журналиста в соцсетях — тактика и Лидии Снарской (BDO Unicon): «Мне важно понять, что это за человек, какие у него интересы и как с ним общаться. Я всегда слежу за СМИ, в которые хочу попасть. Для пиарщика в принципе нормально понимать, кто, куда, о чем и как пишет. Если издание для меня новое, я обязательно изучу подборку статей конкретного автора, который оставил запрос».

Думай, как журналист

«Думай, как журналист, — итожит систему рекомендаций «чемпионов пиара» Элла Бидилеева (Уральский банк реконструкции и развития). — Часто при подготовке комментария мы задаем спикерам дополнительные вопросы, запрашиваем статистику, которая может стать хорошей иллюстрацией для главной мысли, пытаемся «вытащить» интересные факты. Как правило, получается». Смотреть на контент с позиции репортера — самая общая рекомендация, которую дают участники рейтинга своим коллегам.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Интересные материалы

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1