Управление персоналом

Курение вредит здоровью сотрудников, но идет на пользу работодателям

Во многих компаниях места для курения — или курилки — это единственное помещение, где между собой могут общаться люди разных статусов и из разных отделов, что часто приводит к неожиданным — и полезным для работодателя — результатам. Если здоровье сотрудников для работодателя дороже, эксперты советуют оборудовать в офисе другие “коммуникационные зоны”.

Елена Горелова

Во многих компаниях места для курения — или курилки — это единственное помещение, где между собой могут общаться люди разных статусов и из разных отделов, что часто приводит к неожиданным — и полезным для работодателя — результатам. Если здоровье сотрудников для работодателя дороже, эксперты советуют оборудовать в офисе другие “коммуникационные зоны”.

Если бизнес компании связан с инновациями и творчеством, имеет смысл провоцировать спонтанные встречи и неформальное общение сотрудников. Эксперты убеждены: зачастую решения проблем легче найти в разговорах “между делом” — на кухне, в курилке или столовой, а вовсе не в переговорных комнатах и на рабочих местах. “В курилке можно столкнуться с теми, с кем не пересекаешься по работе, — говорит Любовь Касьянова, начальник управления продаж компании "Топ-книга", — не с руководителями, а с линейными сотрудниками и услышать о реальных проблемах”. По ее признанию, это помогает быть “ближе к массам” и не становиться заложником информации, которую преподносит ближайшее окружение. “Кроме того, можно быстро решить какой-то срочный вопрос, не тратя время на формальности”, — добавляет Касьянова.

В офисе интернет-компании “Яndex” (поисковая система) курилка как раз играет роль места встреч для сотрудников разных отделов — к примеру, программистов и менеджеров. В ней даже стоит специальная доска с фломастерами, чтобы можно было тут же записать идею, родившуюся в разговорах. “Не помню, кому пришла в голову эта мысль. Сначала появилась одна доска, потом их стало больше — в коридорах, на кухне, в холле”, — рассказала главный редактор “Яndex” Елена Колмановская. По ее словам, здесь, конечно, могут обсуждать, чья машина не завелась, но все-таки чаще говорят о работе, поскольку для большинства это самая интересная тема.

Опрос консалтинговой компании KMClub, проведенный среди руководителей российских компаний, показал, что большинство начальников недовольны тем, как налажены коммуникации между отделами. И в некоторых компаниях специально создают бытовые условия, которые помогают сотрудникам делиться друг с другом знаниями и информацией. “Эту задачу учитывают еще на этапе планировки офиса — кроме организации open space [открытого пространства] предусматривают места спонтанных встреч: к примеру, располагают кухню или курилку на пересечении путей, ведущих в разные подразделения”, — замечает директор KMClub Мария Мариничева.

Исследование KMClub показало, что более 64% менеджеров предпочитают обмениваться информацией с коллегами в неформальных беседах. В опросе приняли участие руководители 100 российских компаний, чей бизнес связан с инновациями и “конвейерным” производством идей. И самым подходящим, а порой и единственным местом для такого общения, по словам Мариничевой, в большинстве офисов становится курилка, особенно если нет кухни или столовой. Беседы в курилке или на кухне дают старт многим успешным проектам. “Однажды жарким летом на крыльце собрались покурить сейлз-менеджеры, программисты и менеджеры проектов, — вспоминает Елена Колмановская, — и разговор зашел о сортах пива”. Результатом беседы стало рождение проекта “Яndex Пиво” — своеобразной энциклопедии по этому напитку, — в котором приняли участие 250 000 человек. “Экономически этот проект был успешным, удалось привлечь несколько крупных спонсоров — производителей пива”, — добавляет Колмановская.

Курилка помогает находить простые решения сложных проблем и гасить конфликты. Гендиректор консалтинговой компании “Организация времени” Глеб Архангельский рассказал, что однажды в его тренинге по тайм-менеджменту принимали участие инженеры и менеджеры по продажам одной телекоммуникационной компании. “Во время тренинга эти группы мало общались, а когда в перерыве оказались в курилке, инженеры спросили, что больше всего напрягает менеджеров в их работе, — объясняет Архангельский. — Оказалось, то, что инженеры слишком долго подсчитывают стоимость заказа”. Инженеры даже не представляли, что существует такая проблема: отделу продаж и клиенту приходилось неделю ждать, когда будет подсчитана цена заказа. “Тут же, в курилке, они нашли решение — запланировали сделать специальную электронную форму в информационной системе компании”, — резюмирует Архангельский.

Курилка — это возможность выйти за рамки привычного рабочего места, если не получается переключаться на новые задачи. Гендиректор туристической компании “Континент Экспресс” Станислав Костяшкин не курит, но, чтобы пообщаться с сотрудниками неформально, частенько бывает в курилке. “Привычное рабочее место вырабатывает шаблонный стиль общения, а в курилке можно позволить себе более эмоциональные вещи: я хожу, машу руками, матерюсь”, — смеется Костяшкин. Кроме того, курилка помогает ему выявлять неформальных лидеров. “Я специально разместил место для курения под окнами кабинета директора по персоналу, — признается Костяшкин. — Сразу видно, вокруг кого собираются люди”. Информация о неформальных лидерах пригодится, когда нужно будет решать конфликтные вопросы, касающиеся сотрудников. “Умный руководитель создает условия и пространство для неформального общения сотрудников”, — считает Мария Мелия, директор консалтинговой компании “ММ-класс”. В офисе “ММ-класса” эти условия продуманы: есть два зимних сада и кафетерий, где такие встречи постоянно случаются.

Впрочем, оборудовать курилку или другое место спонтанных встреч сотрудников — это еще не все. “Я бы не рекомендовал организовывать курилку только для того, чтобы повысить качество общения между сотрудниками”, — замечает Алексей Ересковский, партнер консалтинговой компании Axes Management. По его мнению, курилка иной раз превращается в рассадник негативной информации, а порой становится причиной пустой траты рабочих часов. “Опыт показывает, что в основном там обсуждают посторонние темы: кто купил квартиру, кто развелся, — уверяет консультант. — Все-таки лучшее место для неформальных бесед — это кухня или столовая, ведь разговоры там ведутся в обеденный перерыв”.

Курение табака регулируется федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ “Об ограничении курения табака”. В соответствии со статьей 6 закона запрещается курение на рабочих местах, а на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных для этого мест. Нарушение данной статьи влечет за собой административную ответственность в виде штрафа – за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в этом случае гражданин может быть оштрафован на 1–5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, 1 МРОТ равен 100 руб.), а юридическое лицо – на 100–200 МРОТ) и за нарушение законодательства о труде и об охране труда (юридическому лицу это может обойтись в 300–500 МРОТ).

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.