Социальное предпринимательство часто приравнивают к работе благотворительных организаций. Его считают обособленным направлением в экономике, которое почти не касается обычного бизнеса.
Социальные предприниматели — это те же волонтеры: они придумывают механизмы помощи людям, нуждающимся в социальной защите. Этой помощью могут быть, например, мероприятия для больных детей или разработка оборудования, облегчающего жизнь пожилых людей и инвалидов. «Социальная ответственность, креативность и волонтерство — три аспекта, которые подпирают социального предпринимателя», — считает Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Зачастую социальный бизнес строится по принципу благотворительности. В результате сотрудничества с государственными структурами и благотворительными фондами услуги оказываются бесплатно. Но какую цель преследуют социальные предприниматели, если их бизнес не приносит прибыли?
Они приходят с социальными идеями на неудачные рынки, на которых у других предпринимателей ничего не получилось. Иногда они приходят даже туда, где рынка нет вообще, и пытаются превратить свои идеи в нечто работающее. Преобразовывать и развивать рынки — новая цель некоммерческого сектора. Стремление к общественно полезной деятельности — естественная потребность и одна из жизненных целей для нормального человека.
Но для достижения этой цели у социальных предпринимателей нет ни бюджетов на продвижение, ни компетенций, ни инфраструктуры как таковой. Поэтому им должно помогать государство. «Первое, что нужно сделать, — это создать критерии, как и где создавать новые проекты. Второе — интегрировать состоявшиеся проекты, быть проводниками для крупного и среднего бизнеса», — подчеркнул на форуме Геннадий Дегтев, руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике.
Назрела потребность не только в объединении социальных предпринимателей с остальным миром бизнеса. Не только государство, но и представители крупного и среднего бизнеса должны поддержать некоммерческий сектор, чтобы развить системные подходы к ведению такой деятельности.
Главная проблема социального предпринимательства связана с коммерческой частью. «В благотворительном секторе не хватает бизнес-подходов к решению задач, которые там существуют», — рассказала Мария Фомина, руководитель клуба волонтеров «Сколково».
Социальные предприниматели осознали, что им пора начинать думать так, как думают обычные бизнесмены. Для развития бизнес-навыков в сфере социального предпринимательства в последние годы активно внедряются, в том числе и в России, новые проекты интеллектуального волонтерства. В рамках таких проектов создаются команды интеллектуальных волонтеров — специалистов в различных профессиональных сферах, которые выполняют роль консультантов — разрабатывают маркетинговые стратегии, бизнес-модели, помогают реализовать франшизы для социальных инициатив. «Волонтерские движения могут быть проводниками инвестиций. Представители бизнеса могут замещать ими свои некоторые направления, которые выполняют конкретные функции», — пояснил Геннадий Дегтев.
Взаимодействие бизнеса и общества: новые форматы и перспективы
И социальным предпринимателям, и обществу в целом крайне важно вовлечь обычный бизнес в социальную тематику. В развитых экономиках топ-менеджеры влиятельных компаний хорошо знают, как и зачем это делать. Что касается России, у большинства компаний сегодня есть серьезные проблемы в понимании своего позиционирования в социальном предпринимательстве. Чтобы крупный бизнес поддержал социальные проекты, нужно создать не только каналы распространения информации об этих проектах, но и дать бизнесменам понимание, как они могут реализовывать эти проекты.
Одним из инструментов реализации проектов социального предпринимательства может быть формат личного соучастия. Очень важно доносить до реального бизнеса, чем занимаются социальные предприниматели, куда и на что направляются деньги. «Для лидеров крупных бизнес-компаний очень важна мотивация направления благотворительных инвестиций. И как только они получают сигнал, что их инвестиции направляются в конкретный сегмент или направление, у них сразу ориентируется задача, что они готовы к сотрудничеству, а не к разовой акции с точки зрения участия в благотворительном аукционе», — рассказал Геннадий Дегтев. Он обозначил основные векторы развития социального предпринимательства: «На мой взгляд, есть два пути развития: инициативное социальное предпринимательство, где инициативные люди являются интеграторами для развития определенных направлений, и второй путь — это замещение устоявшихся ориентиров социальной поддержки от Правительства Москвы, создание новых вопросов преференций и возможностей».
Руководителям российских компаний необходимо осознать, что социальная активность может стать для них конкурентным преимуществом. Очевидно, что без поддержки бизнеса социальное предпринимательство вряд ли сможет эффективно развиваться само по себе, поскольку существующие меры поддержки со стороны государства недостаточны и рассчитывать на него не приходится.
Текст подготовила Елизавета Королева
Начать дискуссию