Власти ставят задачу к 2016 году полностью ликвидировать в России очереди в детские сады. Достичь этой цели невозможно без частного сектора. Однако основные препятствия для развития частных дошкольных учреждений по-настоящему были устранены лишь в прошлом году. Успеем?
Негосударственный сектор дошкольного образования появился в России с принятием самого первого закона «Об образовании» в 1992 году. В законе ему была посвящена ровно одна строчка, которая разрешала муниципалитетам финансировать такие учреждения. Вновь о нем вспомнили по большому счету только после «майских указов» президента в 2012 году, где и была поставлена задача ликвидации очередей. Чиновники поняли, что никакие ударные стройки новых дошкольных учреждений за бюджетные средства не помогут решить проблему: уж очень она масштабна, а строительство — дело слишком медленное и дорогое. Чтобы экстренно «разогнать» рынок, пришлось основательно пересматривать нормативно-правовую базу и расширять возможности для ведения бизнеса в этой сфере: смягчать СанПиН, обновлять пожарные требования, регламентировать субсидирование деятельности частных детских садов и т. д.
Меры сработали. По сравнению с 2012 годом количество частных детских садов в России выросло с одного до трех–пяти процентов от общего числа дошкольных образовательных организаций (всего их в стране, по данным Росстата, около 45 тысяч). Согласно дорожной карте, разработанной Минэкономразвития РФ, к 2018 году частные сады должны занять уже 15% рынка. Но для того, чтобы планы правительства сбылись и негосударственный сектор начал полноправно конкурировать с государственным, властям придется пересмотреть схемы финансовой поддержки дошкольных учреждений, а самим частникам — оптимизировать свою бизнес‑модель.
Рынок на вырост
В 2000 году молодая мама Евгения Белонощенко из Самары по приглашению подруги посетила семинар педагога-новатора Николая Зайцева — автора методики, по которой ребенка можно научить читать чуть ли не с пеленок. Спустя месяц она открыла свой первый детский клуб. Взяв лучшее из различных образовательных методик, Евгения занялась ранним интеллектуальным развитием детей и улучшением их коммуникативных навыков. На полуторачасовых занятиях дважды в неделю малыши совершенствовали речь, пели, рассказывали сказки, учились читать и считать. Превратить подработку в полноценный бизнес Евгении посоветовал муж Юрий: он проинвестировал открытие второго клуба, предложил перейти на помесячную оплату и подсказал, что лучший способ быстрого роста компании — продавать франшизу. Так родилась крупнейшая в России сеть детских развивающих центров «Бэби-клуб», которая сегодня насчитывает 146 клубов (еще 80 — на стадии запуска).
Что характерно, более сотни франшиз «Бэби-клуба» были проданы именно в последние два с половиной года — после того как вышел ряд документов, облегчивших работу частных детских садов и клубов. По словам Юрия Белонощенко, в 2014‑м сеть удвоилась в размерах. В этом году предприниматель ожидает такого же результата. Помимо улучшений в госрегулировании этого рынка, должен проявить себя и прошлогодний пик рождаемости: за год на свет появилось более двух миллионов малышей. «К сентябрю они как раз достигнут того возраста, когда мама выбирает клуб раннего развития, — отмечает Белонощенко, — поэтому мы ожидаем всплеска интереса к нашей сети осенью».
«Бэби-клуб» — отнюдь не единственный «акселерат» рынка детских садов: среди других успешных проектов выделяются питерская сеть «Крошка.ру», самарская «Филиппок», федеральная сеть билингвальных детских садов SunSchool. Последняя работает в нише англоязычного обучения и, как утверждает генеральный директор Надежда Фокина, насчитывает 70 партнеров. Как правило, сетевые клубы разрабатывают собственные уникальные образовательные методики. В базе «Бэби-клуба», к примеру, более 400 сценариев занятий и всего около 7 500 развивающих заданий для детей от 8 месяцев до 7 лет. В активе SunSchool — «Концепция ABC», направленная на гармоничное развитие знаний и навыков, физическое воспитание и социализацию.
Центры детского развития, такие как «Бэби-клуб» и «Крошка.ру», дополняют, а не заменяют классический детский сад. Ребенок в них остается на непродолжительное время, причем часто вместе с родителями. Однако с точки зрения стартовых инвестиций и получения нужных разрешений открыть центр или клуб, как и садик полного дня, довольно хлопотно. Требования Рособрнадзора и Роспотребнадзора в отношении центров развития и детских садов, расположенных в нежилых помещениях, схожи. Больше всего волокиты возникает при получении образовательной лицензии.
— Лицензирование у нас, к сожалению, связано не столько с оценкой образовательных процессов, сколько с оценкой помещения, — отмечает Азат Муртазин, сооснователь франчайзинговой сети домашних яслей «Детсад.рф». — Помещение должно соответствовать пожарным и санитарным нормам, которые в России одни из самых строгих в мире. Например, даже в малоформатных детсадах на 30-40 детей должны быть эвакуационные выходы шириной 1,2 м и высотой 1,9 м — причем как минимум два. Часто бывает, что в помещении есть два выхода, но один из них — классическая дверь шириной 0,8 м. Браться за расширение дверного проема, тем более в арендованных помещениях, для такого масштаба бизнеса слишком накладно. При выдаче лицензии учитывают еще и кадры, методики, материально-техническую базу. Но решение этих вопросов — стандартные бизнес-задачи: поиск персонала, закупка оборудования и т. д. Найти хороших педагогов сложно, но можно. А вот прорубить и узаконить новую дверь — иногда задача неподъемная.
Найти и подготовить подходящее помещение для садика — действительно кропотливый труд. Требований как к помещению, так и к организации процессов масса. Сад, если в него будут ходить в том числе дети до трех лет, должен размещаться на первом этаже здания внутри жилого квартала, иметь обширную прилегающую территорию для прогулок и игр, пищеблок с вытяжками, туалетную комнату с четырьмя раковинами и детскими унитазами (на 30–40 детей). На каждого ребенка внутри помещения должно приходиться не менее 2 кв. м (2,5 кв. м в случае, если детям меньше трех лет). Глубина помещения с односторонним освещением — когда окна выходят только на одну сторону, как часто бывает на первых этажах многоквартирных домов, — должна быть не более шести метров. Распорядок дня в СанПиНе прописан не менее строго. Дети должны гулять 3–4 часа в день, спать по два часа, выполнять гимнастику, играть в подвижные игры. Отдельный большой блок требований касается организации питания.
Чтобы учесть все возможные детали, в «Бэби-клубе» за 15 лет разработали чек-лист для партнеров-франчайзи на триста с лишним позиций, соблюдая который можно гарантировать запуск и поддержку прибыльного детского клуба или сада. Кстати говоря, формат садиков полного дня компания со временем тоже освоила.
По словам экспертов, новые санитарные и пожарные требования, вступившие в силу в 2013 году, смягчились, но несущественно — так что никакого особенного толчка к развитию частного сектора они не дали. Другое дело, что в феврале 2014 года начал действовать отдельный СанПиН, который касается требований к дошкольным группам, размещающимся в жилых помещениях. Этот документ наряду с новым законом «Об образовании» фактически дал зеленый свет совершенно новому формату частных детских садов — домашним садикам.
Зоны детства
Чтобы понять, как именно изменился состав игроков рынка с принятием в 2013 году нового закона «Об образовании», придется погрузиться в юридические тонкости. Как объясняет Ирина Петрунина, проректор-директор института дошкольного образования, педагогики и психологии Академии повышения квалификации работников образования, до этого частный детский сад по примеру муниципального или государственного могла открыть только некоммерческая организация. Ей нужно было получить лицензию, а занимаемое помещение требовалось вывести из жилищного фонда. Большинство частников действовало по-другому: регистрировало в своей квартире ИП и позиционировало его как детский развивающий центр, который не занимается образовательной деятельностью, а предоставляет «досуговые услуги» для дошкольников — а значит, и лицензию может не получать. Правда, детей в таком центре можно было оставлять не более чем на 3–4 часа.
На более длительный период ребенка можно было пристроить в так называемые группы присмотра и ухода, деятельность которых тоже не лицензируется. Официально в таких группах обеспечивают базовые потребности детей: прогулки, питание, сон. Но по факту в большинстве садиков к этому добавляются активные развивающие и обучающие игры — те же образовательные услуги, только в скрытой форме. По некоторым оценкам, таких нелицензированных садиков в стране примерно столько же, сколько получивших лицензию. «Это действительно серьезная проблема, поскольку качество услуг образования в таких организациях госорганами не контролируется», — отмечает Петрунина.
Наконец, был и остается третий формат организации частного детсада — семейная дошкольная группа. Он к бизнесу отношения не имеет. В роли мини-садика выступает многодетная семья: вместо того чтобы водить собственных детей в сад, мама берет под свое крыло еще несколько малышей и становится воспитателем небольшой детской группы. Следить за детьми можно прямо в своей квартире, соответствующей определенным условиям. Такая группа подконтрольна муниципальному саду и приписана к нему, а мама получает в нем зарплату и компенсации из бюджета на питание.
С изменением законодательства негосударственный сектор дошкольного образования расширился. Теперь лицензии на образовательную деятельность стали выдавать не только некоммерческим учреждениям, но и индивидуальным предпринимателям, и коммерческим организациям, для которых этот вид деятельности является дополнительным. Проще говоря, у многочисленных центров развития и детских клубов появился повод выйти из тени, получить лицензию и открыто рассказать о своей уникальной образовательной методике — в том числе в рекламе и внешних коммуникациях. А значит, более успешно конкурировать. Более того, легализованным оказалось право индивидуальных предпринимателей вести образовательную деятельность как вне жилых помещений, так и внутри них. При этом требования к квартирам и домам, где располагаются детские группы, намного мягче тех, что предъявляются к нежилому фонду.
Делалось все это для того, чтобы разгрузить государственные и муниципальные сады. Во многих регионах «майские указы» о сокращении очередей аукнулись только тем, что группы стали укомплектовывать по 30–35 детей вместо положенных 15–20. Количество жалоб со стороны родителей росло: воспитатели попросту не успевали следить за детьми, качество услуг падало, нередкими стали травмы. Помимо прочего, частные сады смогли ориентироваться на «сложную» возрастную группу до трех лет, в которой государство оказалось не заинтересовано и не предлагало почти никакой альтернативы. Ведь в тех же «майских указах» речь идет только о ликвидации очереди для детей от трех до семи лет. Именно в «аутсайдерском» сегменте грудных детей и малышей преддошкольного возраста, по мнению ряда рыночных экспертов, открывается самая быстрорастущая и перспективная ниша.
Маленький бизнес
Молодые родители Анна Нестерова и Денис Васильев, обжившиеся в Новой Москве, — первые партнеры стартапа «Детсад.рф». Сеть детских яслей была создана в конце 2014 года, но уже открыла по франшизе два домашних сада в обеих столицах. Основатель и лидер сети Азат Муртазин — активист «Опоры России», которая участвовала в работе над новым СанПиНом для дошкольных групп в жилых помещениях. Помимо дочери Алисы, в детскую группу Анны Нестеровой, расположенную прямо в квартире семейной пары, уже ходят (точнее — ползают, ведь речь идет о совсем малышах) два ребенка, к сентябрю Аня примет еще троих-четверых. По нормам, такой домашний садик может принимать до 20 детей — при условии что площадь позволяет соблюсти норматив в 2 кв. метра на ребенка. На практике оптимальное число воспитанников — 6–12.
Вложения в переоборудование квартиры под домашний детсад минимальны: фактически любое жилое помещение изначально соответствует противопожарным требованиям. Санитарные нормы требуют совсем небольших изменений: нужны стены, допускающие влажную уборку. Питание в домашних дошкольных группах можно устроить у себя на кухне. Вся еда хранится в холодильнике, достаточно маркировать сырую и готовую продукцию и использовать для нее разную посуду. Без четырех унитазов и раковин теперь тоже разрешено обходиться: детям лишь нужно иметь собственные горшки (старше пяти лет — сиденья на унитаз). Для прогулок используются придомовые территории, парки и скверы.
Открыть домашний микросад в десять раз дешевле, чем традиционный частный садик или центр развития на 30–40 мест, утверждает Азат Муртазин. Стартовые инвестиции запуска франшизы укладываются в 250–300 тыс. рублей. Открытие одного «Бэби-клуба», для сравнения, обходится в 2,5 млн рублей, студии развивающих занятий сети «Крошка.ру»—
в 1,5–2 млн, детского сада SunSchool — в 4 млн. В эту сумму входят паушальный взнос, все необходимое оборудование, игрушки, методики. Сэкономить домашнему саду удается на аренде, обустройстве прилегающей территории и помещения — причем как в деньгах, так и в сроках. Анна Нестерова сумела запуститься за четыре недели, в то время как стандартный срок запуска традиционного садика около четырех месяцев. Структура расходов домашнего здесь выглядит привлекательно. Если у «взрослого» детсада треть затрат уходит на персонал, треть — на аренду, а треть — на питание, расходные материалы, счета ЖКХ и выплату роялти, то у его «малышового» собрата арендная статья вообще отсутствует или оказывается несравнимо ниже. Лицензию микросадик может и не получать: индивидуальным предпринимателям разрешается вести образовательную деятельность и без нее, если они занимаются развитием детей непосредственно сами, привлекая лишь помощников.
Экономика домашнего детсада позволяет вводить плату для родителей в 1,5–2 раза меньше, чем в обычных частных садах. «Детсад.рф» озвучивает ежемесячные цены в 15–20 тыс. руб. в Москве, что намного дешевле среднего показателя в 30 тыс. В регионах эта сумма будет примерно в два раза ниже. При этом рентабельность проектов, по словам Муртазина, при некоторой комбинации условий достигает 55%. Правда, нужно понимать, что речь идет о небольших доходах — при смешных для бизнеса расходах. Максимальная чистая прибыль франшизного «Детсада.рф» в Москве — 140 тыс. рублей в месяц, в регионах — 55 тыс. Средние приближенные к реальности показатели окажутся в полтора-два раза меньше. С другой стороны, даже такое дополнение к бюджету семьи может стать весомым. К тому же домашние сады решают социальные задачи: они близки к дому, оставлять в них можно даже совсем маленьких детей, а небольшие группы позволяют уделять максимум внимания каждому малышу. Важно и то, что мамы становятся владелицами собственного любимого дела: у многих женщин после рождения ребенка меняется система ценностей, и они хотят заниматься не своей старой профессией, а работой с детьми.
— «Детсад.рф» развивается прежде всего как франшиза ясельных групп, поскольку до трех лет мозг развивается наиболее активно, — добавляет в копилку «плюсов» Азат Муртазин. — К сожалению, государство сейчас фокусируется на обеспечении садами детей только старше трех лет: из 5,5 млн детей ясельного возраста в очереди стоят 2,9 млн — каждый второй ребенок! Между тем 70–80% нейронных связей головного мозга формируется именно в возрасте до трех лет. Есть даже такая популярная книга Масару Ибуки «После трех уже поздно».
Кто крайний
Несмотря на первые успехи частных детских садов, говорить о том, что все препятствия перед развитием негосударственного сектора дошкольного образования устранены, пока преждевременно. Как минимум в столице воз действительно стронулся с места, но в регионах дела обстоят гораздо хуже. Хотя на бумаге все неплохо: каждый субъект РФ принял систему модернизации дошкольного образования, разработал соответствующую дорожную карту и рапортует о ее выполнении.
Сегодня финансирование частного сада осуществляется из трех источников: родительская плата, субсидия на образовательную услугу из бюджета региона и субсидия на содержание детей (переводя на бюрократический язык, «на создание условий для организации услуги присмотра и ухода») из бюджета муниципалитета. Плюс к этому регион может принять дополнительные меры стимулирования негосударственного сектора. В ряде регионов (например, в ЯНАО) практикуют передачу садикам в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оказывают помощь в организации питания и медицинского обслуживания. Но, во-первых, господдержка и региональная субсидия предусмотрены только для садиков, получивших лицензию; теневой сектор «присмотра и ухода», который по-прежнему занимает весомую долю рынка, может надеяться лишь на помощь муниципалитета. А во-вторых, интенсивность финансовой поддержки сильно зависит от бюджетной обеспеченности и демографической ситуации в каждом регионе. Северо-Кавказский федеральный округ, к примеру, просто не успевает за приростом населения вводить новые места; ситуация с очередностью здесь одна из самых острых.
— Косвенных мер для того, чтобы муниципальные и негосударственные детские сады конкурировали на равных, недостаточно, — утверждает Ирина Петрунина. — Одна из ключевых проблем в том, что муниципальное финансирование предусмотрено муниципалитетами только для тех организаций, где они являются учредителями. То есть негосударственный сектор сюда не попадает вообще, а компенсировать стоимость услуг на содержание детей приходится из кошелька родителя. На уровне регионов можно было бы принять ряд мер, которые позволят уменьшить родительскую плату. Самая деятельная — это когда регион или муниципалитет возьмут на себя дополнительные расходные обязательства по финансированию создания условий в обмен на обязательство негосударственного поставщика услуг снизить родительскую плату. Тогда наполняемость таких садов начнет комплектоваться из общей очереди. Подобный проект уже обкатан в Московской области.
Вероятно, ситуация изменится с появлением в России сертификата дошкольника — документа, компенсирующего родительскую плату за детсад. Этот механизм был предложен премьер‑министром в декабре 2014 года, а пилотные проекты по его обкатке будут опробованы в июле 2015‑го. По замыслу главы правительства, региональные власти станут выдавать сертификат семье, которая сама решит, идти с ним в частный лицензированный детский сад или в государственный. Документ обеспечат бюджетными ассигнованиями, размер которых будет колебаться от региона к региону, однако сумма покроет все затраты родителей. Премьер ставит целью убить сразу двух зайцев: сократить очередность, сделав частные сады доступными для детей из всех социальных групп, и дать бизнесу еще один стимул для того, чтобы выйти из тени и получить лицензию.
Начать дискуссию