Позиции России в международных рейтингах, оценивающих качество деловой среды, в последние годы значительно поднялись, в то время как результаты опросов самих российских предпринимателей говорят об ухудшении ситуации. Об этом и других парадоксах российской экономики и делового климата «Бизнес-журнал» беседует с депутатом Госдумы и президентом Ассоциации региональных банков Анатолием Аксаковым. В конце апреля Аксаков возглавил в Думе комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ― и свое первое интервью в новом качестве дал нашему изданию.
― Россия ― очень централизованная страна с точки зрения концентрации капитала и бизнес-возможностей (в столице) и устройства налоговой системы (с креном в сторону федерального центра). Заметно это и по «месту прописки» бизнеса: региональные компании, выходя на федеральный уровень, как правило, переезжают в Москву. Как вы считаете, с точки зрения государственной экономической политики ― насколько это разумно?
― Надо с пониманием относиться к процессу централизации, в том числе финансовых потоков. В 1990-е годы в России были очень сильны центробежные тенденции, и мы стояли на грани развала страны. И чтобы предотвратить этот развал, потребовалось взять все процессы под политический, экономический, финансовый контроль. В результате произошла централизация принятия политических и экономических решений.
Сейчас, когда процесс собирания государства, его отдельных частей в целом завершен, встает вопрос о том, чтобы осуществить децентрализацию, в том числе финансовых потоков, и подкрепить соответствующими финансами полномочия региональных властей, поскольку они на местах решают очень многие вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, и обеспечивают социальную жизнь населения. Я думаю, что постепенно этот процесс пойдет, а начать его надо с инвентаризации всех полномочий местных властей ― и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов федерации. Затем нужно подумать о финансовом обеспечении этих полномочий и перенастройке системы налоговых и иных отчислений в региональные бюджеты. Сейчас такая работа уже ведется.
Что касается регистрации крупных предприятий в Москве ― это тоже вопрос, требующий изучения. Поскольку пока налоги отчисляются по месту регистрации, нужно будет искать варианты усиления экономической, финансовой обеспеченности регионов. Вполне возможно, что будет иное распределение налогов ― по месту деятельности организации. Это уже вопрос для дискуссии.
Стоит отметить, что и сейчас есть регионы, которые успешно привлекают инвестиции российских и зарубежных компаний ― и тем самым повышают собственную бюджетную обеспеченность. Яркий пример ― Калужская область, где нет нефти и газа, зато есть большой объем накопленных инвестиций и успешное развитие. Ульяновская область в последнее время также начала показывать очень неплохие темпы привлечения инвестиций. От региональной власти очень много зависит, именно она должна создать и продемонстрировать бизнес-структурам все преимущества работы на своей территории.
― Одна из важнейших задач сейчас ― формирование региональных точек роста. Какие инструменты подходят для этого лучше всего? Как вы оцениваете усилия государства в этом направлении?
― В этом году вступили в силу и начинают работать законы о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке и в моногородах, об особой экономической зоне в Крыму и городе федерального значения Севастополе, упрощающие визовые режимы, сокращающие целый ряд налогов и таможенных пошлин для субъектов малого и среднего бизнеса.
Закон о создании территорий опережающего развития (ТОР) вступил в силу в апреле. И инвесторы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона уже активизировались. Резиденты ТОР получат приоритетное право при подключении к объектам инфраструктуры, там будет применяться режим свободной таможенной зоны. Предоставляются льготы по налогам ― на имущество организаций и земельному, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых. Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов.
Это позволит привлечь крупные частные инвестиции в производственный сектор, поможет в развитии малого и среднего бизнеса, в создании новых рабочих мест, что повлияет и на социально-экономическое развитие регионов.
― Санкции Запада в отношении России действуют уже год. Пора подводить промежуточные итоги. Можно ли сейчас говорить, что импортозамещение в российской экономике проходит успешно?
― Мне известны примеры российских предприятий, которые за год увеличили объем выпуска в полтора раза за счет новых заказов на внутреннем рынке. Девальвация рубля помогла ряду компаний нарастить объемы экспорта благодаря тому, что понизилась стоимость их продукции в иностранной валюте. При этом нужно понимать, что процесс импортозамещения потребует не менее трех–пяти лет, чтобы выйти на показатели импорта в 20–40% по критически значимым видам продукции. Имеются в виду товары, которые определяют нашу продовольственную, экономическую и оборонную безопасность.
Сейчас этот процесс идет, есть программа импортозамещения, более двух тысяч проектов отобрано в рамках этой программы. Есть планы импортозамещения по сельскому хозяйству, другим отраслям. Полагаю, процесс идет нормальными темпами. Но при этом мы не должны говорить, что будем огораживаться от остального мира: необходима конкуренция, наш бизнес не должен работать в тепличных условиях, он должен бороться за рынок, в том числе внутри страны. Задача властей ― создать условия, чтобы наш бизнес, с одной стороны, успешно развивался, а с другой ― был конкурентоспособным.
― Каким образом, по вашему мнению, можно запустить экономический рост в России?
― В условиях стагнации и внешних санкций тем более важно переходить от решения текущих проблем к стратегическому планированию. Основной подход к формированию бюджета страны в последние годы ― инерционный, ориентированный на максимальную защиту от возможных рисков, а не на развитие экономики. Мы очень медленно подбираемся к решению задач развития инфраструктуры, человеческого капитала, стимулирования инноваций и обновления основных фондов. Оборонительная стратегия ― это тоже фактор стагнации в экономике. Нужно решать задачи реструктуризации экономики, снижения зависимости от экспорта энергоносителей.
Есть претензии прежде всего к работе экономического блока правительства. Можно сказать, что предпринимаемые меры ― косметические. Стратегических задач развития экономики они не решают. Они могут обеспечить определенную социальную и экономическую стабильность, но на низком уровне. Нужно наполнить практическим содержанием принятые Госдумой законы о стратегическом планировании и о промышленной политике. Чтобы проводить взвешенную политику, нам нужно иметь программу социально-экономического развития на 15–20 лет, и она должна быть амбициозной.
Для выхода на новый качественный уровень развития экономики необходимы триллионы рублей, и правительство должно предложить направление для привлечения финансовых ресурсов. При нынешней норме накоплений ― доле инвестиций в валовом внутреннем продукте ― мы всегда будем отставать от ведущих стран.
В финансовом секторе необходимо увеличивать сроки рефинансирования банков, расширять круг допуска кредитных организаций и перечень принимаемых в обеспечение активов, ввести депозиты без возможности досрочного изъятия и проводить другие меры, помогающие формировать ресурсную базу для среднесрочного и долгосрочного кредитования экономики.
― Назовите основные, по вашему мнению, приоритеты в экономической политике страны на ближайшие годы. Готовятся ли соответствующие законодательные инициативы?
― Одно из главных направлений в новой экономической политике – форсированный рост инвестиций, являющийся основным источником ускорения социально-экономического развития России, структурной перестройки экономики, импортозамещения, модернизации промышленности и ее технологического обновления.
Для привлечения инвестиций, а также развития бизнеса, особенно малого, необходимо дальнейшее улучшения делового, предпринимательского климата в стране. Необходимо сокращать количество проверок и проверяющих органов, ввести мораторий на любые проверки малого бизнеса (аналогичный позитивный опыт накоплен в Казахстане и Грузии), а для контроля соблюдения предпринимателями норм законодательства применять механизмы страхования рисков, страхования ответственности, саморегулирования.
В числе приоритетных законопроектов, с которыми работает комитет, правительственные законопроекты по созданию комфортных условий для развития предпринимательства. В частности ― о снижении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, и о стимулировании деловой активности МСБ в условиях экономического кризиса.
Нам также предстоит сформировать правовую основу для работы единого института развития малого и среднего предпринимательства. Решение о создании этой структуры было принято на заседании Госсовета 7 апреля этого года. Основные задачи новой структуры ― оказание финансово-кредитной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, а также разработка программ по встраиванию МСБ в цепочки поставщиков крупных госкомпаний. Институту также будет передана часть теперешних полномочий Минэкономики РФ по регулированию предоставления грантов и микрозаймов малому и среднему бизнесу, а также по финансированию бизнес-инкубаторов.
В настоящее время в Госдуме на рассмотрении во втором чтении находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающий расширение полномочий регионов по созданию особых экономических зон. Теперь субъекты федерации смогут создавать региональные зоны ― как новые, так и уже на базе действующих индустриальных, промышленных, агропромышленных и технопарков, а также формировать там специальные условия для ведения бизнеса.
Во втором чтении будет рассматриваться и законопроект о создании и обеспечении функционирования механизма координации деятельности по размещению заказов на закупку импортного оборудования, работ и услуг за рубежом, осуществляемых в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых госорганизациями и акционерными обществами, доля РФ в уставных капиталах которых составляет более 50%, либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки.
Кроме того, осенью этого года правительство должно внести ряд законопроектов, направленных на поддержку инициатив в области высоких технологий и устранение существующих в этой сфере барьеров. А зимой в Госдуму должен попасть законопроект о повышении эффективности работы госкорпораций и компаний с долей государства более 50%, в котором будут введены системы премирования их руководителей на основе ключевых показателей эффективности деятельности.
― Каких звеньев, на ваш взгляд, не хватает экономике страны для создания целостной инвестиционной системы?
― Для этого необходимо ускорить принятие законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства», доработка которого ко второму чтению неоправданно затянулась. Этот законопроект должен обеспечить привлечение частных инвестиций в российскую экономику и устранить существующие ограничения, возникающие при реализации крупных инфраструктурных проектов.
И главное сейчас ― форсированный рост инвестиций, являющийся основным источником ускорения социально-экономического развития России, структурной перестройки экономики, импортозамещения, модернизации промышленности и ее технологического обновления. А для этого надо повышать инвестиционную привлекательность нашей страны.
Однако в условиях ограничения доступа на финансовые рынки развитых стран нам следует больше рассчитывать на внутренние инвестиции.
И такими финансовыми ресурсами Россия обладает. У нас большой объем внутренних сбережений (норма валовых сбережений ― около 30% ВВП). Но этот потенциал мы используем недостаточно, и норма инвестиций у нас менее 20% ВВП. Ускорение роста экономики России возможно лишь при серьезном увеличении и стабилизации на высоком уровне нормы накопления: без этого невозможно перейти к реальному изменению структуры экономики.
― Как, на ваш взгляд, изменился предпринимательский климат в России за последнее время?
― Ежегодное исследование РСПП рисует достаточно четкую картину: по итогам 2014 года в ключевых международных рэнкингах, оценивающих качество деловой среды, Россия улучшила свои позиции, причем весьма серьезно, но при этом макроэкономические показатели и опросы предпринимателей говорят об ухудшении положения.
На пессимистичный взгляд предпринимателей влияет не только макроэкономическая ситуация, но и административный пресс, который на региональном уровне, к сожалению, сохраняется. Кроме того, нам до сих пор не удалось переломить негативное отношение к бизнесу.
Было бы интересно и правильно, с моей точки зрения, следующий год объявить годом предпринимателя и показывать положительные примеры деятельности малого, среднего и крупного бизнеса. Чтобы не только 26 мая, когда все отмечают день предпринимателя, а ежедневно говорили о значимости для страны этого вида деятельности, этого тяжелого труда. Если отношение изменится в положительную сторону, сам бизнес будет работать с большей отдачей, чувствуя признание со стороны общества.
Начать дискуссию