Нематериальные активы

Мировая экономика знаний недооценена на 26,5 трлн долларов

Начиная с 2012 года нераскрытая ценность нематериальных активов (бренды, интеллектуальная собственность, человеческий капитал) возросла на 50% и составила 26,5 трлн. долларов. Такие цифры были представлены в ежегодном обзоре стоимости мировых нематериальных активов «GIFT 2015», опубликованном консалтинговой компанией в сфере оценки брендов Brand Finance в партнерстве с международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA в апреле 2015 года.

Начиная с 2012 года нераскрытая ценность нематериальных активов (бренды, интеллектуальная собственность, человеческий капитал) возросла на 50% и составила 26,5 трлн. долларов. Такие цифры были представлены в ежегодном обзоре стоимости мировых нематериальных активов «GIFT 2015», опубликованном консалтинговой компанией в сфере оценки брендов Brand Finance в партнерстве с международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA в апреле 2015 года.

Для исследования были собраны данные 58 832 компаний, представленных в более чем 120 странах. Общая стоимость всех включенных в исследование компаний на конец 2014 года составляла $71 трлн.

Недооценка так называемой «экономики знаний», основанной на нематериальных активах, таких как репутация и бренд, в наибольшей степени свойственна западным рынкам. По общемировой статистике, в среднем более трети ценности компании — это нераскрытая ценность, не находящая отражения в финансовых отчетах компаний. В таких отраслях, как фармацевтика и реклама, этот показатель может доходить до 70%. Неспособность произвести объективный учет ценности человеческого капитала и брендов приводит к тому, что экономики, в которых преобладают отрасли сферы услуг, оказываются серьезно недооценены.

К сожалению, принцип первоначальной стоимости (основной принцип учета, в соответствии с которым сделки бизнеса отражаются в бухгалтерской документации в соответствии с их стоимостью на момент первоначальной сделки, а не по их текущей оценке) сегодня не позволяет отражать рыночную стоимость большинства нематериальных активов. Принцип первоначальной стоимости был сформирован во времена, когда в мировой экономике преобладали материальные активы, и он помогал избежать манипуляций с бухгалтерией и искажений в отчетности по активам.

Дэвид Хэйг, генеральный директор Brand Finance, комментирует сложившуюся ситуацию: «Проблема неадекватной отчетности о ценности нематериальных активов встала остро в 1980-е, когда имел место бум слияний и поглощений. После 30 лет скрытой полемики между организациями, устанавливающими стандарты в области учета, несмотря на значительный прогресс в области методов и стандартов оценки, мы стоим на пороге нового бума слияний и поглощений, а финансовые отчеты до сих пор построены так, что ценность нематериальных активов остается непонятной для заинтересованных сторон. Данным отчетом авторы призывают ключевых участников полемики об экономических стандартах найти быстрое решение, иначе развитию национально значимых отраслей может быть нанесен серьезный ущерб и возникнет риск того, что в случае продажи ведущие бренды могут быть отданы зарубежным покупателям по ценам, которые будут значительно ниже их реальной стоимости».

Попытка выйти за рамки принципа первоначальной стоимости была предпринята в 2014 году институтами CIMA и AICPA, которые сформулировали Международные принципы управленческого учета. Международные принципы управленческого учета предоставляют систему, помогающую доносить реальную ценность компании. «Пришло время сделать явным негласное признание ценности нематериальных активов, а также заняться переходом на комплексные системы учета; важность этого шага была освещена в предыдущей работе института CIMA», — отмечает Чарльз Тилли, генеральный директор CIMA.

Начать дискуссию