Лучше будет, но не скоро
Согласно результатам опроса, в котором приняли участие руководители 23 компаний, вплоть до середины 2015 года оставалась неопределенность относительно горизонта начала роста рынка. Так, 35% опрошенных ожидают начала роста продаж в 2016 году, 26% — в 2017 году, а остальные 39% — только после 2017 года. Что касается текущего года, то 61% опрошенных автодилеров ожидают снижения объемов продаж более чем на 40%, а около трети (35%) респондентов прогнозируют снижение в диапазоне от 30% до 40%.
Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ, считает, что «несмотря на меньшую степень проникновения дилерской сети в России по сравнению с западными странами, в текущем году наблюдается закрытие значительного количества дилерских центров по причине падения прибыли, высокой закредитованности и роста рисков банкротства. Эти риски в том числе связаны с недостаточной диверсификацией источников прибыли, значительная часть которой приходится на продажу новых машин, тогда как в западных странах дилеры активно зарабатывают на торговле подержанными авто, сервисе, продаже услуг, связанных с эксплуатацией авто. C риском сталкиваются в основном компании среднего и малого размера, ранее инвестировавшие в расширение дилерской сети. Сейчас новые площади для них стали лишним обременением. В то же время ряд крупных компаний продолжают открывать новые центры и наращивать рыночную долю, что говорит о тенденции консолидации в отрасли».
Как сообщает EY, опрос также выявил, что автомобильные дилеры значительно закредитованы и большинство компаний уже ведут или планируют вести переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга. В частности, 57% автодилеров имеют долговую нагрузку по показателю долг / EBITDA на уровне от 3 до 5, а у 22% опрошенных этот показатель превышает 5. В условиях роста долговой нагрузки 57% компаний уже начали или планируют начать переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга.
Андрей Томышев отметил, что для повышения устойчивости к спаду дилерам необходимо более активно диверсифицировать бизнес и «монетизировать» клиентскую базу за счет развития новых направлений деятельности.
Для борьбы с негативными тенденциями 48% участников опроса намерены привлекать новое финансирование в ближайшей перспективе. При этом из общего числа респондентов около половины (52%) направят новую ликвидность прежде всего на снижение долговой нагрузки, а четверть (26%) — на рефинансирование задолженности.
70% респондентов считают долговое финансирование наиболее подходящим инструментом в текущих условиях, и только 30% отдают предпочтение акционерному финансированию.
Продажи автомобилей продолжают падать
Май 2015 года ознаменовался падением уровня продаж на 37,6%, или на 75 686 штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные содержатся в материалах, опубликованных Комитетом автопроизводителей АЕБ. Всего в январе—мае 2015 года было продано 641 933 автомобилей.
По словам Йорга Шрайбера, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, «на первый взгляд, май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года. В то же время благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности. Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года) в ближайшие недели и месяцы».
Отечественный автопром
Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что ожидать роста продаж вследствие стабилизации курса рубля пока не стоит: «Что касается автопрома и ситуации на рынке, то она очень волатильна, поэтому говорить, что сегодня курс рубля стабилизовался и увеличатся объемы продаж, наверное, не стоит. Все зависит от желания людей и от возможностей. Мы сегодня предоставили все возможности для того, чтобы и физические, и юридические лица приобретали автомобили на доступных условиях».
Стоит отметить, что, по данным Мантурова, программа льготного автокредитования за первые полтора месяца своего действия помогла реализовать 38,5 тыс. автомобилей. Также министр обратил внимание на продолжающуюся с прошлого года тенденцию реализации автомобилей, произведенных на территории РФ: «В этом году тоже 84% на общем фоне снижения производства иностранных брендов. У „АвтоВАЗа“ рост за четыре месяца составил 13% и по Ульяновскому автомобильному заводу — 7%».
Группа ГАЗ рассчитывает, что место ушедшей с рынка General Motors (GM) вскоре займут новые партнеры, компания работает с двумя из них, заявил глава наблюдательного совета компании «Базовый элемент», глава «Русала» Олег Дерипаска на встрече с
Дерипаска добавил, что были реализованы 15 крупных проектов, и напомнил о партнерстве с компанией GM. «К сожалению, они приняли решение о выходе с этого рынка», — сказал Дерипаска. «Возможно заместить
Говоря о перспективах компании, он также сказал о производстве автобусов. «В конце 2014 — начале 2015 годов мы ставили себе задачу выйти на экспорт. По Нижегородской площадке увеличим почти на 75%, Урал — на 50% и в два раза увеличим направление по автобусам», — сказал Дерипаска и добавил, что планируются поставки автобусов в 16 стран, в том числе в государства Латинской Америки и Ближнего Востока.
Бу Андерссон подсчитал, сколько машин АвтоВАЗ продаст в России, а сколько экспортирует. lada.ru
Что касается другого крупнейшего российского автопроизводителя, компании АВТОВАЗ, то ее руководство не планирует повышать цены в 2015 году. Об этом заявил журналистам президент компании Бу Андерссон. «Цены, которые у нас сегодня, хорошие», — считает он. В этом году АВТОВАЗ планирует продать в РФ 325–350 тыс. автомобилей. «Первая наша задача — 20%-ная доля рынка. С нынешним рынком это означает, что мы должны будем продать между 325 тыс. и 350 тыс. автомобилей в России, — пояснил Андерссон. — Наш фокус по экспорту — порядка 70 тыс. автомобилей».
Иностранные представительства, работающие в России, цены на свою продукцию снижать не планируют. В частности, об этом заявил глава Volkswanen Group Rus Маркус Озегович. «В отличие от других производителей, VW не сильно поднимал цены», — пояснил он. Ранее большинство иностранных автопроизводителей, реагируя на девальвацию рубля, были вынуждены увеличить цены на свою продукцию — и импортируемую, и собираемую в РФ. Со стабилизацией курса некоторые из них начали постепенно снижать цены.
По словам Озеговича, VW пока не собирается опускать цены, поскольку они реально отражают себестоимость и баланс спроса и предложения, что сейчас «важнее курса рубля». Глава Volkswanen прогнозирует 30%-ное снижение авторынка РФ в 2015 году. «Прогноз Ассоциации европейского бизнеса по снижению рынка на 25% в 2015 году слишком позитивный, будет хуже», — считает Озегович.
По итогам первых пяти месяцев российский авторынок сократился на 38–40%, напомнил он, но предположил, что рынок несколько «отскочит» и такого сильного падения уже не будет. «В общем и целом общий прогноз по итогам года — минус 30%», — заявил он. Предполагать, какими будут продажи Vokkswagen в России в 2015 году, Озегович не стал. По его словам, рынок легковых автомобилей в РФ может «просесть» за год на 40%.
Начать дискуссию