Экономика России

Когда «оборонка» – не просто «оборонка»…

Ускоренное развитие военно-промышленной отрасли способно, по мнению экспертов, обеспечить мультипликативный эффект. Однако обязательное условие для этого – государственно-частное партнерство.

Суммарный объем средств, выделенных на реализацию гособоронзаказа в 2014 году, составил 1,65 трлн рублей, при этом, по оценкам экспертов, он оказался в десять раз меньше бюджета Министерства обороны США. Всего же на реализацию государственной программы вооружения на 2011–2020 годы планируется направить более 20 трлн рублей. Большая часть этих средств выделена на серийные закупки передовых образцов оружия, что позволит довести долю новых вооружений в армии до 70% к 2020 году согласно мировому тренду, а также сохранить за Россией статус одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества. Понятно, что решение такой масштабной задачи невозможно, с одной стороны, без активной поддержки правительства и различных госструктур, а с другой – без участия частного бизнеса, в том числе российской банковской системы. 

Поручения президента

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России всегда обеспечивал развитие многих смежных отраслей промышленности в нашей стране. По сути, финансовое обеспечение госпрограммы вооружения – это эффективное вложение средств не только в обороноспособность, но и в целый ряд других областей, которые в этих условиях получают неплохой стимул для увеличения объемов производства товаров и услуг. 

Сегодня финансовое и ресурсное обеспечение ОПК осуществляется в соответствии с многолетним планом развития отрасли, утвержденным на самом высоком государственном уровне. Несмотря на определенные сложности, отрасль активно развивается. Среди утвержденных целей и задач Министерства обороны России обозначены такие проекты, как развитие стратегических ядерных сил, которые фактически исключают возможность крупномасштабной внешней агрессии. В этом году в состав ядерных сил поступят более 50 межконтинентальных баллистических ракет и будет продолжена модернизация стратегической авиации. Планируется поставить на боевое дежурство ракетные подводные крейсеры стратегического назначения «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Также среди проектов на 2015 год – завершение создания воздушно-космических сил (ВКС) в целях повышения эффективности защиты воздушно-космического пространства над Россией. 

К концу 2015 года планируется довести долю современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) до 30%. Однако только этим Минобороны не ограничится. Помимо обустройства военных городков для военнослужащих и их семей планируется создание современных условий для продуктивной служебной деятельности в целях «поддержания высокого уровня морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил РФ и повышения престижа военной службы в российском обществе», говорится в официальных документах Министерства обороны России. 

На совещании, состоявшемся в сентябре 2014 года, президент России Владимир Путин поставил перед руководителями министерств задачу по повышению эффективности расходования бюджетных средств, более четкому выстраиванию приоритетов. По словам президента, необходимо в сжатые сроки перевооружить армию и флот, модернизировать оборонную промышленность, причем это связано не с гонкой вооружений, а с тем, что основные системы уже полностью выработали или вырабатывают свой ресурс. «Если уж менять их, то менять, конечно, на современные системы, имеющие перспективу длительного использования», – заявил глава российского государства. 

Среди поставленных задач – импортозамещение. Власти не намерены искусственно разрывать кооперацию с зарубежными партнерами, но считают необходимым учитывать имеющиеся риски. «Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты и материалы. Она должна обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами», – резюмировал президент.

«К сожалению, в 1990-е годы мы потеряли многие уникальные технологии и производства, которые были ориентированы исключительно на оборонную промышленность. Это в первую очередь относится к радиоэлектронике, где практически полностью утеряна собственная элементная база, – говорит председатель Комиссии по оборонно-промышленному комплексу, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Анатолий Ткачук. – Поэтому сегодня государство уделяет особое внимание данному вопросу. Аналогичные проблемы существуют и в других высокотехнологичных отраслях. Правда, за последние годы ситуация постепенно стала меняться в лучшую сторону. Но несмотря на позитивные тенденции, по многим вопросам положение остается достаточно сложным и требует эффективной работы как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. 

В новых реалиях

Некоторые эксперты в конце I квартала 2015 года высказывали опасения, что низкие темпы роста российской экономики не смогут обеспечивать технический прогресс, а в результате и военно-политическую мощь, которая складывается прежде всего из экономических и технических возможностей. 

В то же время замминистра обороны России Татьяна Шевцова заявила, что финансирование госпрограммы вооружения не подлежит сокращению. Объем финансирования программы на 2011–2020 годы составляет около 20 трлн рублей, доля расходов на укрепление обороноспособности и безопасности страны в структуре бюджета Минобороны выросла с 37% в 2013 году до почти 62% в нынешнем году. 

По словам заместителя министра обороны России Юрия Борисова, отвечающего за блок военно-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ, несмотря на рецессию в экономике, к концу 2015 года в войсках должно быть не менее 30% новой техники. И практически только по двум направлениям данный показатель пока не достигнут. В сухопутных войсках и ВДВ он сегодня составляет 26%, в военно-воздушных силах – 28%. «Но у нас нет сомнений, что в течение 2015 года мы подтянем эти направления и к концу года даже превысим показатель, который перед нами в качестве целевого поставил президент. По направлениям ВМФ, воздушно-космической обороны этот показатель уже превышает 40%, а к концу года мы придвинемся к 50%», – заявил Юрий Борисов. По мнению замминистра, госпрограмму вооружений нужно выполнить любой ценой, а еще лучше – найдя способы подъема производства и роста ВВП.

«В целом развитие отрасли идет в соответствии с многолетним планом, и на сегодняшний день каких-либо серьезных корректив в финансирование со стороны государства не вносится. Даже простаивавшие многие годы предприятия сегодня постепенно загружаются заказами и получают возможность решить свои финансовые проблемы, – поясняет Анатолий Ткачук (РСПП). – В то же время нельзя отрицать то, что отдельные направления действительно испытывают некоторый дефицит средств. Поэтому, безусловно, возможность привлечения дополнительных капиталов со стороны банков была воспринята отраслью позитивно». 

В предыдущие годы госбанки в больших объемах кредитовали предприятия оборонной промышленности под будущий гособоронзаказ. Но после повышения регулятором рынка процентных ставок (и в первую очередь ключевой ставки) эта схема обернулась против предприятий ОПК. К настоящему времени издержки для них существенно увеличились из-за роста ставок по кредитам (до 20–25%), а также из-за повышения цен на материалы вследствие девальвации рубля. 

По мнению экспертов Новикомбанка, существенным фактором для стабильной работы предприятий является реализация системы государственных гарантий. Так, в феврале этого года Минфин выдал банку госгарантию свыше миллиарда рублей в целях обеспечения обязательств по кредитному договору, заключенному между Новикомбанком и «ОАК-Транспортные самолеты». Кредитный договор был заключен в рамках исполнения государственного контракта на поставку модернизированных транспортных самолетов Ил-76МД-90А по заказу Министерства обороны. 

Среди других механизмов эксперты выделяют создание программы рефинансирования валютных кредитов Банком России. Предусматривается, что в рамках данной программы кредиты будут рефинансироваться по льготной процентной ставке. Также предлагается субсидировать часть процентной ставки непосредственно предприятиям и привлекать частные инвестиции под государственные гарантии в проекты, которые не противоречат правилам отрасли.

Инвестиционные возможности предприятий оборонной промышленности крайне велики. Но ввиду особенности данной отрасли вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП) должны рассматриваться в отношении каждого предприятия индивидуально и по согласованию с государством.   

Начать дискуссию