В связи с понижением международных кредитных рейтингов России в последнее время активно обсуждается идея создания нового, независимого международного рейтингового агентства, способного бросить вызов признанным лидерам международного рынка рейтинговых услуг – Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings. Все дискуссии в конечном счете сводятся к одному главному вопросу: существует ли в настоящее время альтернатива «большой тройке» международных рейтинговых агентств (МРА)? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
На безрыбье…
Деятельность «большой тройки», на которую, по имеющимся оценкам, приходится свыше 90% международного рынка рейтинговых услуг, давно вызывает недовольство как со стороны тех, кто получает кредитные рейтинги, так и со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов. Последние, как правило, ориентируются на присвоенные кредитные рейтинги, принимая решение о вложении денежных средств. Все дружно признают, что система международных кредитных рейтингов, мягко говоря, несовершенна, однако продолжают пользоваться ею, потому что она позволяет дать относительное сравнение уровней кредитного риска, связанного с различными субъектами рынка. Как говорится, лучше иметь хоть какую-то оценку уровня кредитоспособности, чем не иметь ничего.
Эффективной альтернативой международному кредитному рейтингу может быть только кредитный анализ заемщика самим кредитором. Однако пока еще не многие международные институциональные инвесторы, среди которых выделяются страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, готовы держать в своем штате кредитных аналитиков. В этом смысле в выигрышном положении находятся коммерческие банки, в которых работают подобные специалисты. Справедливости ради следует заметить, что и сами финансовые институты в значительной степени полагаются на присвоенные международными агентствами кредитные рейтинги.
Недовольство со стороны инвесторов несоответствием международных кредитных рейтингов тех или иных заемщиков уровню их реальной платежеспособности неоднократно заканчивалось обращением в суд. Однако все случаи возбуждения обиженными инвесторами судебных исков против рейтинговых агентств оказались безрезультатными. Это было связано с тем, что в тексте типового договора, заключаемого с любым международным рейтинговым агентством, указывается, что кредитный рейтинг не является рекомендацией по купле-продаже каких-либо ценных бумаг и не выражает мнения о том, является ли тот или иной вид капиталовложений подходящим для данного инвестора. Иными словами, международные рейтинговые агентства не несут никакой юридической и финансовой ответственности за негативные последствия решений инвесторов, купивших те или иные долговые обязательства на основе имеющегося у эмитента международного кредитного рейтинга.
Нелегкий путь от национального к международному
Во всех развитых странах мира существуют свои национальные рейтинговые агентства, которые занимаются присвоением кредитных рейтингов подобно «большой тройке» международных РА. В России, например, известными национальными рейтинговыми агентствами являются «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство и AK&M. Однако присваиваемые ими кредитные рейтинги не принимаются во внимание различными международными кредиторами и инвесторами при оценке кредитных рисков, связанных с российскими банками и компаниями. На мировом финансовом рынке признаются только кредитные рейтинги, присвоенные «большой тройкой» международных агентств.
На фоне всеобщей резкой критики деятельности «большой тройки» (особенно в ходе мирового финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов) и горячего стремления ограничить ее монополию на рынке рейтинговых услуг на протяжении уже ряда лет предпринимаются попытки создать новое международное рейтинговое агентство, которое смогло бы стать реальным конкурентом «большой тройки». Одним из последних примеров может служить проект, в котором с лета 2013 года принимают учас-тие три национальных рейтинговых агентства: Dagong Global Credit Rating (КНР), Egan-Jones Ratings (США) и «Рус-Рейтинг» (Россия).
Данный проект, штаб-квартира которого находится в Гонконге, получил название Universal Credit Rating Group (UCRG). Все участники проекта имеют равные доли, а стартовый капитал составил девять миллионов долларов США. Наблюдательный совет нового агентства возглавил бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. UCRG по праву можно назвать международным агентством с точки зрения состава его акционеров, в отличие, например, от «большой тройки» МРА, которые изначально были созданы в США в качестве национальных рейтинговых агентств, но со временем распространили свою деятельность на все регионы мира.
UCRG планирует изменить существующую в мире систему оценки качества заемщика и в течение ближайших десяти лет отобрать определенную долю рынка у тройки мировых лидеров. Новое агентство собирается исключить из рейтингового процесса конфликты интересов, проводя оценку финансового положения заемщиков с позиций «научной объективности». UCRG утверждает, что является идеологически независимым и представляет интересы всего международного сообщества. По словам председателя совета директоров UCRG Гуань Цзяньчжуна, возглавляющего одновременно китайское агентство Dagong, UCRG надеется развить деятельность в каждом регионе мира и готово к партнерству с другими национальными рейтинговыми агентствами в различных странах мира.
Следует отметить, что основатели нового агентства практически не известны на мировом финансовом рынке. Например, агентство Dagong (создано в 1998 году), кредитные рейтинги которого в основном используются внутри Китая, стало известно за его пределами осенью 2013 года, понизив на одну ступень суверенный рейтинг США. Попытка агентства аккредитоваться в 2010 году в США закончилась неудачей. Американскому рейтинговому агентству Egan-Jones (существует с 1995 года) в течение полутора лет, начиная с января 2013 года, запрещалось присваивать рейтинги государственным ценным бумагам в США из-за нарушения правил, регулирую-щих конфликт интересов. «Рус-Рей-тинг» является одним из старейших национальных рейтинговых агентств России (существует с 2001 года), однако его доля на российском рынке рейтинговых услуг оценивается всего в 3-4%.
Подвинуть «тройку» – дело непростое
На данный момент подготовлен бизнес-план UCRG до 2020 года. Как ожидается, первые рейтинги будут присвоены в середине 2015 года – сначала российским и китайским компаниям. Затем планируется работа с организациями стран БРИКС и Латинской Америки, после этого наступит черед ЕС и США. UCRG планирует также присваивать суверенные рейтинги заинтересованным странам.
Итак, можно ли все-таки считать UCRG альтернативой «большой тройке» международных рейтинговых агентств? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала дадим краткую характеристику ведущих рейтинговых агентств мира. Как уже было отмечено, «большая тройка» является абсолютным монополистом на международном рынке рейтинговых услуг. На S&P и Moody’s приходится примерно по 40% рынка, а на долю Fitch – около 15%. Исторически сложившееся лидерство S&P и Moody’s, которые существуют уже более ста лет, привело к тому, что американские и международные инвесторы доверяют именно этим агентствам и предпочитают, чтобы у потенциальных эмитентов были кредитные рейтинги, присвоенные этими агентствами.
Соответственно, потенциальные эмитенты и заемщики вынуждены обращаться за кредитными рейтингами в первую очередь к S&P и Moody’s.
Несмотря на довольно быстрое развитие своего бизнеса в последние годы за счет покупки более мелких рейтинговых агентств, Fitch уступает S&P и Moody’s по масштабам деятельности и охвату рынка рейтинговых услуг. Обычно Fitch рассматривается потенциальными заемщиками как резервный вариант в случае отказа S&P и Moody’s от рейтингования данного заемщика, или если его по каким-то причинам не устраивает сотрудничество с «большой двойкой».
Кстати, агентство Fitch было достаточно популярным и востребованным в России на рубеже ХХ–ХХI веков в силу его относительно гибкого и лояльного подхода к своим клиентам, а также вследствие недостаточной расторопности и активности S&P и Moody’s на российском рынке в то время. Однако затем «большая двойка» усилила свое присутствие в России, и взоры клиентов (в том числе из числа бывших клиентов Fitch) стали обращаться в их сторону. Кроме того, в условиях обострившейся конкуренции на российском рынке рейтинговых услуг агентство Fitch, стремясь подчеркнуть свою независимость при присвоении и регулярном подтверждении кредитных рейтингов, ужесточило позицию по оценке финансового положения своих действующих российских клиентов, что, естественно, вызвало негативную реакцию с их стороны. В результате некоторые отечественные компании и банки прекратили дальнейшее сотрудничество с Fitch и стали активнее работать с другими рейтинговыми агентствами.
В настоящее время «большая тройка» МРА представляет собой крупные транснациональные компании, десятки лет работающие по всему миру и оказывающие разнообразные услуги своим клиентам в сфере оценки различных видов рисков (рыночных, политических, кредитных и др.), связанных с конкретными заемщиками и отдельными сделками на финансовом рынке. Так, например, агентство Moody’s имеет офисы в 33 странах мира, а в его штате насчитывается около 10 тысяч сотрудников. Оно присвоило и поддерживает 130 суверенных рейтингов, 32 тысячи корпоративных рейтингов и 76 тысяч рейтингов отдельных сделок. В 2014 году агентство получило доход в размере 3,3 млрд долларов США.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: как на данном фоне смотрится Universal Credit Rating Group? За два с половиной года, прошедшие с момента его официальной презентации, им пока еще не присвоен ни один кредитный рейтинг. Зато уже сформирован солидный наблюдательный совет, в который входят бывшие известные политики из разных стран мира. Много было также сказано о ближайших планах компании и о готовности десятков мелких рейтинговых агентств из 20 стран мира сотрудничать с UCRG. В конце 2013 года на работу в UCRG перешел один из топ-менеджеров Fitch Ratings, которому было поручено в течение 2014 года набрать около десяти специалистов, призванных стать ядром новой рейтинговой команды. О том, насколько динамично развивается данный проект и что уже сделано, сказать сложно, поскольку до сих пор отсутствует официальный сайт нового рейтингового агентства.
В то же время, по имеющейся информации, у акционеров компании с самого начала возникли финансовые разногласия, связанные с распределением долей участия в проекте и их оплатой. Примечательно, что с середины 2013 года до апреля 2014 года о новом проекте ничего не было слышно. По словам нового владельца «Рус-Рейтинга», акционерам потребовался «небольшой тайм-аут на развитие».
Независимость и объективность – сможет ли UCRG обеспечить их?
Создатели нового проекта обещают активное проведение реформы международной системы кредитных рейтингов и беспристрастные объективные оценки в противовес существующему кредитному анализу со стороны «большой тройки» рекламных агентств, ангажированных, по мнению акционеров UCRG, политическим руководством США. Следует, однако, заметить, что Гуань Цзяньчжун, возглавляющий UCRG и Dagong Global Credit Rating, является членом Коммунистической партии Китая и ранее работал в правительственном аппарате. По мнению ряда экспертов, «абсолютно независимое» рейтинговое агентство не сможет успешно работать в Китае, если не будет принимать определенные правила игры, установленные государственными органами.
Создатели нового МРА также убеждают всех, что оно способно создать реальную конкуренцию «большой тройке». Так, например, по мнению руководителей «Рус-Рейтинга», авторитет глобального рейтингового агентства сформируется за достаточно короткий промежуток времени, это вопрос грамотного построения маркетинговой составляющей. Следом за ними это начинают повторять некоторые средства массовой информации. Так ли это на самом деле?
Можно по-разному относиться к деятельности «большой тройки» международных рейтинговых агентств. Различные европейские страны в последние годы резко критиковали их за слишком низкие кредитные рейтинги, которые, по мнению руководства европейских стран, не были обоснованны их финансовым и общим экономическим положением. То же самое касается и последнего понижения кредитного рейтинга России в начале 2015 года. В то же время «большая тройка» крайне оптимистично продолжает оценивать финансово-экономическое положение США (только S&P в 2011 году впервые в истории лишило правительство США высшего кредитного рейтинга). Такие действия приводят к ухудшению условий заимствования на международном финансовом рынке для одних стран и укрепляют позиции других (в первую очередь США).
Безусловно, стоило бы приветствовать усиление конкуренции на международном рынке рейтинговых услуг. Однако, как представляется, для этого недостаточно одних только многочисленных деклараций о намерениях и грамотно организованной маркетинговой кампании. Именно этим пока занимаются акционеры UCRG.
Главная проблема любого рейтингового агентства, претендующего на роль международного, способного создать конкуренцию «большой тройке», заключается в завоевании доверия со стороны широкого круга международных инвесторов. Для этого может потребоваться не один десяток лет. Как и для разработки собственной оригинальной методологии присвоения различных ви-
дов рейтингов. Массовое признание инвесторами нового рейтингового агентства в качестве международного автоматически расширит его клиентскую базу, поскольку его кредитные рейтинги станут востребованными со стороны различных типов потенциальных заемщиков.
Наряду с фактом признания нового агентства реальной качественной альтернативой «большой тройке» ему необходимо также иметь разветвленную сеть филиалов и представительств с соответствующим количеством специалистов во всех основных регионах мира, чтобы потенциальные клиенты могли без проблем приобрести необходимые им рейтинговые услуги по месту своего нахождения.
Если сравнить отмеченные выше масштабы деятельности «большой тройки» международных рейтинговых агентств с текущими достижениями нового международного проекта под названием UCRG, можно сделать вывод: на данном этапе его нельзя считать реальной альтернативой и серьезным конкурентом «большой тройки». Как бы ни хотелось всем найти адекватную замену «трем китам» международного рейтингового бизнеса, на практике это пока что нереально. Поэтому, несмотря на накопившиеся обиды и многочисленные претензии к «большой тройке», потенциальным заемщикам и эмитентам все равно придется вставать в очередь к S&P, Moody’s и Fitch за своей порцией кредитных рейтингов.
Начать дискуссию