Маркетинг

Перекати-кофе

«Каблук» Renault Kangоo изначально задумывался как автомобиль многоцелевого назначения. Самое очевидное занятие для него — служить развозным грузовичком или таксомотором. Однако «Бизнес-журнал» решил проверить в ходе бизнес-тест-драйва, впору ли ему какая-нибудь более редкая специализация — например, «кофейня на колесах».

«Каблук» Renault Kangоo изначально задумывался как автомобиль многоцелевого назначения. Самое очевидное занятие для него — служить развозным грузовичком или таксомотором. Однако «Бизнес-журнал» решил проверить в ходе бизнес-тест-драйва, впору ли ему какая-нибудь более редкая специализация — например, «кофейня на колесах».

Автокофейни уже года четыре как начали обживать улицы российских городов. Полученный для испытаний Renault Kangоo II 2014 модельного года «Бизнес-журнал» отправил на «смотрины» одному из первопроходцев этого формата общепита — основателю московской сети мобильных кофеен «Кофельяно» Алексею Федосову. Тот обрадовался автомобилю, как старому знакомому: оказалось, его автопарк, состоящий из десяти бело-красных кофеен на колесах, уже укомплектован Kangoo — правда, предыдущего поколения. Тем интереснее будет сравнивать.

Французский «каблучок» находится на стыке легкового и коммерческого транспорта и выпускается в двух модификациях — грузовой (трех- или четырехдверный кузов) и пассажирской (пятидверный). Как выяснилось, для кофемобильного бизнеса многие вещи, на которые принято обращать внимание при выборе коммерческого автомобиля, вообще не имеют значения. Автокофейня — даром что на колесах — больше стоит, чем разъезжает по округе. К тому же «внутренности» автомобиля значения не имеют: салон или грузовой отсек в любом случае подлежат полной переделке.

Бизнес на обочине

Идея мобильного уличного общепита пришла в Россию с Запада (там эту концепцию называют food truck — от англ. «грузовик со съестным»). Первые мобильные кофейни появились в Москве в 2011 году под брендами «Кофельяно» и Coffee2go. Бизнес оказался рентабельным, быстро окупаемым и масштабируемым. «Такой формат позволяет нам быть ближе к клиентам, — поясняет Алексей Федосов. — Кофемобиль буквально сам «следует» за покупателями. Наша целевая аудитория — люди, которые просто хотят по-быстрому выпить кофе, им некогда засиживаться за столиком в традиционном кафе и не хочется переплачивать за любимый напиток».

Мобильная кофейня хороша тем, что может менять дислокацию в зависимости от потока людей. Обычно за рабочий день она использует две точки. Скажем, с утра паркуется и обслуживает покупателей около бизнес-центра, госучреждения или вуза, а ближе к вечеру перемещается в парк. В выходные кофейня может отправиться поработать на место проведения какого-нибудь массового городского мероприятия.

Затраты у мобильной кофейни куда меньше, чем у стационарной. «Я не трачу денег на продвижение, — начинает перечислять достоинства формата владелец «Кофельяно», — не содержу многочисленного штата обслуживающего персонала — официантов, уборщиц. Обхожусь без помещения. Мне не требуется подключение к электросети и системе водоснабжения, потому что в кофемобиле установлен абсолютно автономный генератор. А стационарные кафе иногда до 70% выручки отдают только за аренду и на коммунальные платежи».

Благодаря малым расходам мобильные кофейни могут держать низкие цены: стаканчик кофе в «Кофельяно» действительно почти в полтора раза дешевле, чем в классическом заведении. В ассортименте представлены еще и десерты. Средний чек достигает 150 рублей. По подсчетам Федосова, за месяц только на одной автоточке любители кофе «на бегу» потребляют минимум 90 кг зерен и 60 бутылей воды по 19 литров. На «расходники» в среднем уходит 35% от выручки. Еще 5% — издержки на обслуживание автомобилей (бензин, текущий ремонт) и 10% — на зарплаты водителей-бариста.

По словам Алексея Федосова, бизнес удалось очень быстро вывести на оборот в среднем 500–600 тыс. рублей в месяц с одного кофемобиля. Это позволило ему отбить свои вложения уже через полтора года после старта, в то время как средний срок окупаемости обычного кафе составляет примерно пять лет.

Сначала предприниматель приобрел два подержанных Renault Kangоo и стал искать компанию, готовую переоборудовать их под кофейни. Одни просили за свои услуги слишком много, другие недотягивали до нужного Федосову уровня. Проще оказалось открыть собственный мини-цех на базе дружественной авторемонтной мастерской и переделывать автомобили самостоятельно (потом это превратилось в отдельное направление бизнеса). Сейчас Федосов делает автокофейни не только для себя, но и на продажу: таких заказов поступает до трех в месяц — в том числе и в рамках запущенной им недавно франчайзинговой программы.

Автокофейня «под ключ» обходится в сумму от 600 тыс. рублей, из них около 250 тыс. идет на приобретение самого автомобиля (предприниматель по-прежнему предпочитает иметь дело с машинами б/у). «Мы убираем задние сиденья, обшиваем кузов специальными материалами, оснащаем его торговой мебелью, меняем электрику, монтируем новое освещение и устанавливаем необходимое кофейное оборудование, в частности профессиональную итальянскую рожковую кофеварочную машину», — перечисляет владелец «Кофельяно».

После переоборудования в машине остается лишь одно посадочное место — для водителя-бариста, который должен одинаково хорошо уметь водить автомобиль, варить кофе и обслуживать клиентов. На вознаграждении таких универсальных специалистов Федосов старается не экономить и платит им зарплату выше рынка — 60-80 тыс. рублей в месяц в зависимости от уровня продаж. А хорошему бариста кофеманы еще и чаевые оставляют.

Место кофеводителя

По сути, у водителя-бариста из «Кофельяно» два рабочих места — за рулем и у «прилавка», роль которого выполняет «корма» автомобиля с раскрытыми дверцами. В разработке «прилавка» и внутренней «начинки» для Kangoo предыдущего поколения Алексей Федосов принимал непосредственное участие, поэтому выросший в размерах салон Kangoo II осматривает с неподдельным интересом. Первое, что сразу «пленило» в кабине нового Kangoo, — его просторность и обилие воздуха: крыша где-то высоко, площадь остекления огромная. Посадка за точеным рулем — комфортная и приятная. Водительское сидение с добротной обивкой — словно мягкое домашнее кресло. Жесткий, но приятный на вид пластик. Материалы отделки, возможно, и недорогие, но ощущения бюджетности не возникает.

Понравился ему Renault и высоким расположением рычага селектора МКПП на специальном приливе на торпедо. Это значит, что при городском движении с постоянными переключениями скоростей не потребуется много времени, чтобы перенести руку от руля к «коробке» и обратно. «Передохнуть» правая рука может на центральном подлокотнике с вещевым отделением, которое кажется бездонным. Столь же глубоки и вместительны бардачок и карманы в панелях дверей. В полке на торпедо с легкостью поместится планшет, а может, и ноутбук. На длинной «антресоли» в водительской зоне можно хранить документацию, инструмент и даже весь набор рабочей формы бариста — фартук, жилетку, нарукавники, головной убор. Во имя максимальной практичности компоновщики из Renault пожертвовали даже солнцезащитным козырьком над местом водителя: убрав зеркало, устроили из него своеобразный органайзер для визиток, пропусков и прочих нужных бумажек.

Все, что находится за водительским креслом, для Алексея Федосова особого значения уже не имело: ведь от этого «внут­реннего убранства» после переделки все равно практически ничего не останется. Его интересовал лишь полезный объем. Новое поколение не подкачало: объем Kangoo увеличился до 3,5 куб. метра (было 3). Остался доволен владелец «Кофельяно» и почти квадратным багажным проемом (112 на 109 см) — одним из самых больших в своем классе. И обрадовался наличию у тестового Kangoo несимметричных распашных дверей. Такие «калитки», имеющие систему двухступенчатой фиксации, можно распахнуть на 90 или 180 градусов. Одна створка превращается в рекламный щит с меню и прейскурантом, а вторая — в мини-витрину с круассанами, минералкой и шоколадками.

Заслужило комплимент от Федосова и новое «лицо» француза: миндалевидные «глаза» (фары), мощная «челюсть» (передний бампер) и характерные «уши» (внешние зеркала). Довершает портрет огромный фирменный ромб в центре черной решетки радиатора. «По сравнению с моими «старичками», — говорит предприниматель, — Kangoo II смотрится массивно и как-то более ярко — даже в темном цвете. А будь он кипенно-белым, да еще оформленным в нашем корпоративном стиле, — мимо ни один пешеход не прошел бы, не остановившись!»

За качеством кофе хозяин «Кофельяно» следит весьма пристально — сам ездит по точкам и снимает пробу. «У нас не растворимая ерунда из концентратов, а настоящий зерновой кофе от итальянского обжарщика, — с гордостью подчеркивает Федосов. — Наше зерно довольно дорогое, стоит почти тысячу рублей за килограмм. Но я с самого начала знал, что в этом бизнесе экономить на вкусе нельзя».

Кофедвигатель

За приятной дегустацией автокофе Алексей Федосов знакомится с характеристиками силовой установки и ходовой части (они для его бизнеса второстепенны). Главное техническое новшество модернизированного Kangоo II в сравнении с предыдущим поколением — наличие в линейке двух новых двигателей, специально адаптированных для пуска при низких температурах в российских условиях: 1,6-литрового бензинового мотора и 1,5-литрового дизеля. Первый — мощнее (102 л. с.) и динамичнее (ускоряется до 100 км/ч за 13 секунд), зато второй — тяговитее (200 Нм против 145) и экономичнее: «по паспорту» расходует в смешанном цикле 5,3 л на 100 км, в то время как бензиновый — 7,9 л. (После тест-драйва сняли показания с бортового компьютера и выяснили, что заявленный производителем расход топлива не сильно отличается от фактического.) В защиту более «прожорливой» бензиновой версии можно сказать, что Kangoo с таким мотором легко «переваривает» топливо марки Аи-92. Оба силовых агрегата идут в сочетании только с 5-ступенчатой «механикой».

В отличие от предшественника, который заваливается в крутых поворотах и «виляет кормой» при резких перестроениях, преемник заходит на вираж гораздо увереннее и цепко держится за траекторию. При необходимости курс можно легко подкорректировать точным, хотя и немного «длинноватым» рулем: лишний раз баранку все же придется перехватить. Инженерам Renault удалось минимизировать и продольные наклоны кузова при торможении «в пол».

Перенастроенная подвеска Kangoo 2014 модельного года лучше сглаживает городские ямы и стыки. При проезде наиболее жестоких дворовых асфальтовых «лежачих полицейских» на скорости в 50 км/ч никаких ударов, шлепков и трясок не наблюдается. Причем это касается как полупустого, так и основательно загруженного автомобиля.

По большому счету, с таким высоким клиренсом (до 178 мм) и энергоемкой подвеской можно было бы смело отправиться даже на покорение легкого бездорожья. Но это уже другая история, другой бизнес-тест-драйв — ведь кофемобили пределов города обычно не покидают.

Кстати, кофе у Федосова оказался отменным.

Алексей Федосов, основатель сети мобильных кофеен «КОФЕЛЬЯНО» (МОСКВА)

В свое время мы выбрали Renault Kangoo как наиболее неприхотливый автомобиль с приемлемой стоимостью владения. Считаю его одной из наиболее удачных коммерческих моделей в своем классе — в том числе и по соотношению цены и качества. За четыре года мы переделали в автокофейни много машин, знаем все их плюсы и минусы. Так, Lada Largus не годится для кофемобильного бизнеса из‑за низкого грузового отсека. У Peugeot Partner в новом кузове — большие боковые арки и не годящиеся для крепления нашего навесного оборудования задние двери. Так что по своим характеристикам Renault Kangoo — наиболее подходящий автомобиль для переоборудования в мобильную кофейню.

Анатолий Калицев, директор по управлению продуктом и дистрибуцией компании «RENAULT РОССИЯ»

В пассажирской и грузовой версиях Renault Kangoo существует с 1997 года. Kangoo I — первый компактный коммерческий автомобиль со сдвижными дверями, которые затем стали стандартом в сегменте. В 2011 году началось производство электромобиля Renault Kangoo Z.E., завоевавшего премию International Van of the Year в 2012 году. Год спустя на международном салоне Comtrans в Москве был представлен рестайлинговый Renault Kangoo II, выполненный в новой дизайнерской концепции и оснащенный новым бензиновым и экономичным дизельным двигателями.

С начала продаж в 1997 году во всем мире реализовано более 3,5 млн Kangoo, из них 2,2 млн пришлось на грузовые версии. Наибольшей популярностью машина пользуется в Европе — во Франции, Испании и Германии. В России основные покупатели — логистические и почтовые службы, государственный и агропромышленный сектор, а также малый бизнес и частные предприниматели.

Коммерческую версию Kangoo ценят за невысокую стоимость эксплуатации, внушительный объем и грузоподъемность, которые так важны для бизнеса, а также за комфорт и эргономику, как у легкового автомобиля.

Фото: Андрей Москаленко

Начать дискуссию