Вот и повод для небольшой рефлексии: год санкциям. В конце июля прошлого года секторальные санкции в отношении России ввели США и Евросоюз. А в августе уже мы разразились в ответ продовольственным эмбарго (как кто-то пошутил, Россия тем самым присоединилась к санкциям против самой себя).
Повод невеселый, вместо юбилейных речей с обеих сторон — попытки подсчитать причиненный ущерб. Оценки и у нас, и за рубежом сильно разнятся в зависимости от того, какие цели преследует оценивающий — выклянчить госпомощь для кого-то, подтвердить цифрами верность политического курса или продемонстрировать решимость не считаться ни с какими потерями. Если искать «серединку на половинку» в цифрах экспертов, то в результате обмена санкциями Россия все-таки, похоже, в большем проигрыше — $160–200 млрд против $50–80 млрд. Оно и не удивительно: чем меньше экономика, тем сильнее эффект от нарушения внешнеторговых связей. А наша — почти в 16 раз меньше, чем экономики США и Евросоюза вместе взятые.
Поэтому вместо того, чтобы постоянно заглядывать за забор, интересуясь, не сдохла ли у соседа корова, разумнее сосредоточиться на происходящем на собственном подворье. Нашему конструктивному ответу на санкции — кампании по импортозамещению — нынче уже тоже год.
Мы специально выбрали образцово-показательную отрасль, которой пришлось импортозамещать много и усердно, — производство сыра. Заглянули внутрь и обнаружили все то же, что и прежде: притока инвестиций нет, основные фонды не обновляются, с сырьем швах. Качество в среднем по рынку упало, отпускные цены выросли. Производство отечественные сыроделы нарастили в основном дозагрузкой имевшихся мощностей да выпуском сырного продукта, в котором используется до 50% заменителя молочного жира. В глазах сыропромышленников (за исключением немногих, которым повезло конъюнктурно) особой радости от эмбарго не светится: отраслевые проблемы лежат в плоскости, в которой уход с рынка зарубежных производителей никак не влияет на общую ситуацию. Нужны инвестиции, технологии, «расшивка» узких мест у смежников в молочном животноводстве и годы работы. Иначе молодой русский пармезан, отправившийся на зарубежные выставки, так и будет вызывать кривые усмешки посетителей и дегустаторов.
И таким образом обстоят дела не у одних только сыроделов. Недопармезан — вполне подходящая метафора для первого года кампании по импортозамещению. Ведь похожим образом мы импортозамещаем и в других отраслях — от металлургии до ВПК: ищутся быстрые решения, в основном все получается хуже и дороже — но «лишь бы работало».
Между тем истинные герои импортозамещения, на мой взгляд, другие. Санкции они рассматривают лишь как временную фору. Выдают на‑гора продукты или технологии мирового уровня. И подтверждают это, выходя с ними на зарубежные рынки. Таких мало, но они есть. Истории некоторых из них вы найдете и в этом номере.
Начать дискуссию