В июне падение рубля затронуло половину опрошенных (50%), что на 7 процентных пунктов больше, чем месяцем раньше. Падение доли тех, кто считает нынешний кризис важным, остановилось. Одновременно значимо выросло число людей, отмечающих ухудшение ситуации за прошедший месяц по сравнению с предыдущим.
Как пишут специалисты компании Synovate Comcon, основным негативным проявлением кризиса продолжает оставаться рост цен. Проблемы с зарплатами и бонусами коснулись больше половины населения, однако дальнейшего роста по этому показателю не наблюдается с апреля 2015 г. Финансовая активность россиян не меняется, в том числе в части, касающейся кредитов и депозитов.
«Валютные изменения последних месяцев не слишком сильно затрагивают покупательское поведение. В секторе FMCG (продовольственные и непродовольственные товары) сберегательный тренд остановился. В товарах длительного пользования доля экономящих растет, прежде всего за счет экономии в сегментах покупки мобильных устройств и компьютеров (
Как меняется потребительское поведение
По оценкам россиян, темп роста цен на основные категории товаров по сравнению с началом года замедлился и в целом соответствует показателям начала осени 2014 г. Первое место в списке продуктов по уровню инфляции занимает мясо. Однако если в нынешнем январе подорожание мясной продукции отмечали 89% граждан, регулярно совершающих покупки в магазинах, то к июню эта доля заметно снизилась — до 74%, что оказалось даже меньше значения сентября 2014 г. (85%). Индекс роста цен на мясо сегодня составляет 54 п. (против 77 п. в январе 2015 г.). Такие данные содержатся в результатах опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг, к каким мерам экономии прибегают чаще всего.
По данным исследования ВЦИОМ, большинство респондентов, занимающихся ведением хозяйства, также наблюдают подорожание молочных продуктов (70%) и овощей/фруктов (69%) — показатели восприятия инфляции по данным товарам составили 48 п. и 46 п. соответственно. Более половины опрошенных также сообщают, что они стали больше платить за сахар (64%) — индекс 43 п. и макаронные изделия (62%) — индекс 41 п., хлеб (65%) — индекс 42 п.Еще существеннее, по словам респондентов, оказался рост на коммунальные услуги — соответствующий индекс в июне составил 51 п.: 69% отмечают повышение стоимости соответствующих услуг. Наименее ощутимым сегодня, как и в предыдущие месяцы, остается рост цен на бензин (индекс 39 п.) и на проезд в общественном транспорте (31 п.).
При этом за пять месяцев заметно выросла доля граждан, изменивших свое потребительское поведение в связи с экономическим кризисом. Так, с января по июнь текущего года увеличилось число тех, кто сообщил, что уже дольше 6 месяцев покупает более дешевые, чем раньше, продукты и товары (с 22% до 32%) или вовсе отказался от приобретения некоторых вещей (с 21% до 29%). Другие делают это последние полгода (20% и 25% соответственно), а каждый десятый начал в последний месяц (8% и 8%).
Как отмечает ВЦИОМ, прочие «антикризисные» меры большинство наших сограждан еще не практиковали (а число тех, кто к ним обращается, практически не изменилось). Так, покупкой продуктов впрок и выращиванием собственных овощей и фруктов сегодня занимаются по 36% опрошенных. Около трети респондентов (36%) ведут поиск более высокооплачиваемой работы или приработка, около четверти (28%) тратят сбережения на повседневные расходы. Другие берут деньги в долг у знакомых (25%), принимают от них безвозмездную помощь (23%) или же оформляют кредиты в банке (23%). Лишь около 10% делают накопления в валюте (11%), продают ценное имущество или личные вещи (7%).
Лекция о международном положении
ВЦИОМ представил данные опроса о том, какие жизненные проблемы для россиян являются наиболее актуальными. В настоящее время наиболее волнующей для россиян является тема международной напряженности — показатель, отражающий мнение респондентов относительно вероятности появления этой проблемы в июне составил 13 п. Однако в целом с марта (19 п.) по июнь нынешнего года наблюдается отрицательная динамика. Более половины наших сограждан (60%) говорят, что данная проблема их уже затронула или коснется в скором времени.
«Подорожание товаров и обесценивание сбережений в настоящее время также беспокоит меньше, нежели в конце зимы — начале весны (8 п. в июне против 19 п. в феврале — марте текущего года)», — пишут специалисты ВЦИОМ.
В то же время проблема стихийных бедствий (наводнений, землетрясений
Остальные проблемы за полгода стали менее насущными. Так, индекс страхов, измеряющий отношение к проблемам со здоровьем, сегодня вышел на отметку -5 (с 4 п. в январе 2015 г.). Индекс страхов разгула преступности с января по июнь нынешнего года снизился на 9 п. (с 0 до -9 п.)., аналогичная ситуация и с индикатором вероятности беспорядков и конфликтов (с -1 до -9 п).
Снижение доходов в связи с урезанием зарплат, переходом на низкооплачиваемую работу
По данным исследования ВЦИОМ, меньше всего россиян беспокоят разлады в семье — соответствующий индекс составляет -42 п. — с января он снизился на 12 пунктов: более трех четвертей опрошенных (81%) не думают, что с близкими у них произойдут серьезные конфликты.
«Пора валить»
У каждого человека есть выбор — можно пытаться бороться со сложными экономическими условиями, бороться, искать выход из сложившейся ситуации, а можно просто уехать за рубеж. ВЦИОМ представил данные опроса о том, сколько россиян хотели бы уехать жить за границу, и какие шаги для этого предпринимают в первую очередь.
По данным опроса ВЦИОМ, число желающих уехать на ПМЖ за границу в последние несколько лет остается практически неизменным — 11–13%. Чаще всего подобные мысли возникают у
покидать Россию, и чем старше респонденты, тем крепче их привязанность к Родине (96% старше 60 лет и 72% от 18 до 24 лет).
Вполне закономерно, что по данным исследования, главным фактором эмиграционных настроений
Каждый десятый (9%) готов был бы уехать в страну с более подходящим климатом и лучшей экологией. Часть опрошенных объясняет свое стремление неприятием политики властей (6%), нежеланием жить в России (4%). Другим просто интересно посмотреть мир (5%), иные культуры (3%)
«Важно отметить, что эмиграционный поток из России, несмотря на очевидные экономические сложности и другие обстоятельства, не вырос. Опрос показывает, что те резонансные случаи эмиграции, которые обсуждаются в СМИ и социальных сетях, это не правило, а исключение. Не стоит забывать также, что иммиграционная политика стран, куда традиционно стремятся переехать на ПМЖ россияне, непрерывно ужесточается, что ограничивает возможности для желающих выехать», — прокомментировал результаты исследования Валерий Федоров, генеральный директор компании ВЦИОМ.
Начать дискуссию