Инновационный проект на ранней стадии нельзя оценить стандартными способами, поскольку самого бизнеса пока нет — и в точности не известно, будет ли вообще. Но делать оценку инвестиционной привлекательности проектов, у которых еще нет регулярных финансовых потоков, необходимо. Что и как при этом учитывать?
Сравнивать компании, ведущие операционную деятельность, не представляет особого труда. Такой бизнес хорошо измеряется с помощью генерируемой выручки. Разумеется, это может быть не единственный параметр для сравнения, но он — самый весомый. Уже больше десяти лет я составляю ежегодный рейтинг работающих в России ИТ-компаний. Формула для оценки содержит четыре слагаемых, но вес того, которое определяет выручку, должен быть не меньше 85%. Тогда результат действительно отображает масштаб бизнеса компании, а накопленные временные ряды позволяют делать любопытные выводы о том, кому что светит.
Инновационные технологические проекты, не имеющие регулярных финансовых потоков, — совсем другое дело. Для их оценки остается только включать интуицию и прогнозные способности. Вообще, инновационные проекты и венчурные инвестиции — это рынок не столько бизнес-правил, сколько репутаций. Он сильно персонифицирован, а значит подвержен всем психологическим и психопатологическим проявлениям межчеловеческих отношений. Здесь бурлят нешуточные страсти, сталкиваются совершенно разные мотивы, устремления и представления о прекрасном. Не случайно самый распространенный метод оценки стартапов в шутку называют аббревиатурой PvN, что означает «paltsem v nebo». Метод, конечно, антинаучный, но при хорошей интуиции инвестора, пожалуй, наиболее надежный.
И все же оценивать перспективы стартапа с помощью некоего индекса, отражающего потенциал его развития, необходимо. Для инвесторов такой индекс полезен тем, что проделывает за них часть наиболее трудоемкой работы: выявляет и предварительно оценивает перспективные проекты ранних стадий. Он также служит инструментом мониторинга развития проектов из портфелей фондов, разного рода акселераторов и инкубаторов и позволяет сравнивать проекты. Для самих стартапов индекс повышает вероятность получить инвестиции, привлечь менторов, партнеров, клиентов, способствует более высокой оценке их капитализации.
Примеры такого рода индексов в мире есть. Проект Startup Ranking (Startupranking.com) подсчитывает баллы за различные параметры сайта стартапа и его страниц в социальных сетях. То есть берет за основу присутствие стартапа в интернете и автоматически мониторит следы этого присутствия. Что касается возможности включать в рэнкинг мобильные или, к примеру, b2b-стартапы, команда индекса извещает, что «напряженно работает» над оцифровкой новых факторов, релевантных для этих типов стартапов. Зато в списке Startup Ranking присутствуют проекты со всего мира (есть и 270 российских).
Внушительно выглядит базирующийся в Кремниевой долине оценочный проект Mattermark (Mattermark.com), в базе которого содержится информация о сотнях тысяч стартапов. Создатели Mattermark утверждают, что используют сложный программный «движок» для ежедневного извлечения информации из миллионов источников в интернете, а большая команда аналитиков обрабатывает эти данные. Проект из Бостона SpotRocket (Spotrocket.co),
созданный студентами Harvard Business School, использует для сравнения алгоритм, сочетающий количественные и качественные метрики. Но ни тот, ни другой проект свой алгоритм рейтингования не раскрывают.
Есть еще значительное количество региональных рейтингов (например, Ukrainian Startup Rating или Swiss Startup), которые периодически определяют национальные Топ-100 стартапов исключительно с помощью экспертного голосования.
В России первый проект по присвоению инвестиционного индекса стартапам появился в 2009‑м — StartupIndex. Он занимался только интернет-стартапами и использовал экспертную оценку, которая включала очное общение экспертов с основателями стартапа (проектные сессии). К сожалению, группа инвесторов, поддерживавших проект, через пару лет свернула его. Поэтому, когда появилась возможность, я запустил с помощью партнеров подобный проект в конце 2012 года.
Формула Russian Startup Rating состояла из двух частей: опросной и экспертной. Первая часть оценки рассчитывалась по результатам анкетирования стартапов и включала такие факторы, как история проекта, привлечение капитала, стадия разработки продукта, ситуация с защитой интеллектуальной собственности, состав и квалификация команды. Экспертная оценка присваивалась по результатам презентации проектов на очных экспертных сессиях по трем категориям: продукт, рынок, команда. Вес экспертной оценки был самым большим. Все проекты были разбиты на три отраслевые группы: ИТ и интернет, Life Science и High Tech, и для каждой использовался свой набор весовых коэффициентов. Вообще, определение весов — самая методически сложная работа, поскольку подбирать их (и «юстировать») нужно эмпирически, тренируясь на реальных стартапах.
Проверка на паре сотен стартапов показала, что формула работала неплохо: индексы получались вполне адекватными. По крайней мере индекс AAA (фактически это рекомендация немедленно бежать и инвестировать в проект) не получил никто. Но затем партнеры по RSR пошли другим путем, изменили формулу, так что проектов с инвестиционным рейтингом ААА оказалось, на мой взгляд, слишком много — 7%. Так или иначе, последнее присвоение RSR состоялось в конце прошлого года. Проект свернут. Но индекс стартапов нужен российскому рынку, поэтому, надеюсь, осенью он будет запущен заново.
В нем будет больше возможностей для аналитики и сравнения инновационных проектов. Очное общение признанных экспертов с проектами, конечно, сильно повышает ценность индекса, но уж больно трудоемкое это дело — организовывать для всех измеряемых стартапов очные проектные сессии (недаром в американских оценочных проектах такого элемента в методологии нет). Экспертная оценка стартапов будет проводиться заочно — на сайте индекса.
Проект будет целенаправленно следить за тем, как развиваются стартапы: сразу после присвоения индекса — по ежедневно измеряемым параметрам, характеризующим присутствие проекта в интернете, а при повторном присвоении индекса для оценки и прогнозирования динамики развития будет использоваться расширенный набор параметров (увеличение штата, привлечение инвестиций, трекинг достижений). Соответственно, к буквенному значению индекса добавится «динамический» значок. Таким образом, формула оценки содержит и качественные, и количественные, и субъективные (экспертные) метрики.
Оценочный проект позволит не только рейтинговать стартапы, но и составлять комплиментарный рейтинг венчурных фондов, бизнес-ангелов и разного рода инфраструктурных хабов для инновационных проектов. Индекс инвесторов просто складывается из индексов их портфельных проектов, как это практикует упоминавшийся выше Mattermark.
Обновленный стартап-индекс будет функционировать в рамках Евразийской венчурной академии (EVA), объединяющей несколько образовательных проектов и исполнительную структуру, в которой аккумулируются лучшие слушатели этих курсов. Аналитики EVA и будут обеспечивать «индексное обслуживание» стартапов из пайплайнов и портфелей венчурных инвесторов.
Начать дискуссию