Михаил Сидоров
Эксперты предупреждают: если из вашей компании ушел системный администратор, то за те деньги, которые он у вас получал, сегодня можно нанять лишь такого специалиста, которому, поверьте, лучше не доверять системное администрирование.
Если же от вас ушел успешный менеджер по продажам, то знайте, что отрасль, в которой работает ваша компания, судя по всему, уже достигла значительной степени развития. А ваш сотрудник, скорее всего, ушел во все еще развивающуюся сферу — где больше возможностей для заработков. В настоящее время на рынке труда выделяются главным образом две проблемы. Первая: IT-специалисты резко подняли свои требования к зарплате. Вторая: менеджеры по продажам стремительно перетекают с устоявшихся рынков на рынки, где еще не все поделено.
Кто больше?
Системные администраторы сегодня есть практически в любом месте, где одновременно работает более десяти компьютеров. Правда, в понятие «системный администратор» в разных компаниях вкладываются разные смыслы. Где-то, например, сисадмином называют специалиста, в «подчинении» которого находится десяток компьютеров, примитивный выход в интернет и одноранговая сеть. А где-то это понятие применяется к человеку, который следит за парком, состоящим более чем из полусотни компьютеров, напичканных разнообразным программным обеспечением, «ухаживает» за сетью, позволяющей пользоваться внутренними и внешними базами данных, и т. д. Соответственно, будем разделять сисадминов на специалистов «попроще» и «посложнее».
Так вот, еще осенью у сисадминов «посложнее» с опытом работы не менее трех лет зарплата в среднем по рынку составляла примерно $700 в месяц. А сейчас специалисты такого уровня желают получать не меньше $1–1,2 тыс. И свое мнение на этот счет пересматривать не собираются. Специалисты же «попроще», получавшие раньше по $500–600, претендуют на зарплату $700–800 в месяц. Более того, они постепенно начинают замахиваться и на $1 тыс., как их более продвинутые товарищи. Положила ли хоть одна компания такой оклад «простому» сисадмину, неизвестно. Но запросы, как свидетельствуют кадровики, уже существуют.
Замороженный тариф
Между тем, по словам Екатерины Бикмурзиной из кадрового агентства «Оптималь», скачок в зарплатах сисадминов вполне закономерен: «они очень долго терпели, и в конце концов критическая масса набралась». Дело в том, что, например, у бухгалтеров, разного рода менеджеров и др. заработки повышались систематически. А у системных администраторов они держались на одном и том же уровне целых три года. И это при том, что по мере обострения проблем со спамом, вирусами, в связи с необходимостью внедрять новые программные продукты и т. д., всегда росли требования к их квалификации. Данное противоречие специалисты не в последнюю очередь склонны объяснять личностными особенностями сисадминов. Считается, что они менее амбициозны, чем менеджеры. Их в большей степени увлекает работа как таковая, для них большее значение имеет коллектив, в который они вписались, и они меньше склонны к перемене рабочих мест.
Но и терпению сисадминов, как уже отмечалось, есть предел. В итоге либо находится некто авантюрного склада, которого, по-хорошему, вообще лучше не подпускать к компьютеру. Либо, если компания наотрез не хочет повышать зарплату сисадмину, она начинает работать со специализированной фирмой на аутсорсинге. Но это уже совсем другая история.
Программа роста
Вместе с системными администраторами «пошли в гору» и программисты, специализирующиеся на популярных продуктах: JAVA, Oracle, ASP.net и др. Разница между тем, что готовы дать программисту IT-компании, и тем, что хочет получить программист, достигает сегодня $300–500. В среднем компании предлагают зарплаты в пределах $1–1,2 тыс. в месяц, тогда как каждый уважающий себя знаток JAVA или ASP.net не видит смысла работать меньше, чем за «полторашку».
По словам Марианны Сливницкой из Begin Group, это во многом объясняется тем, что сейчас во всем мире наблюдается вторая волна интереса к информационным технологиям. Первая, напомним, закончилась в 2000 году, когда лопнул пресловутый «интернет-пузырь». Кроме того, в Begin Group отмечают, что к списку требований IT-специалистов прибавилось общее знание бизнеса и базовое владение финансовыми дисциплинами. Особенно это касается тех специалистов, которые хотят работать на уровне интеграции бизнеспроцессов предприятий.
Типичная для сегодняшнего дня картина, когда молодой, еще не прожженный программист заявляет кадровому агентству, что его устроила бы $1 тыс., через три дня он повышает планку до $1,3 тыс. и договаривается о собеседовании.
Но до собеседования он так и не доходит, поскольку по дороге его кто-то перехватывает на зарплату $1,5 тыс.
Кадры у IT-компаний всегда были серьезной проблемой. Но сегодня для многих эта проблема постепенно перерастает в разряд непреодолимых. И эксперты здесь ничего путного посоветовать не в состоянии. С одной стороны, программисты нужны, и одного, двух, трех компания скрепя сердце могла бы взять на повышенную зарплату. Но что она будет делать с остальными, скажем, десятью программистами, которые сидят у нее на меньших окладах? Следовательно, повышать придется всем. А это может себе позволить далеко не каждая компания.
Таким образом, время, когда в России можно было за копейки разрабатывать серьезные программные продукты, судя по всему, уходит. И что в связи с этим будут делать российские компании, специализирующиеся на офшорном программировании, неизвестно. Например, китайские программисты и раньше выигрывали у нас по ценам. А сегодня этот разрыв еще и значительно увеличивается. Остается только надеяться, что российские программисты смогут достойно конкурировать по качеству.
Ничего святого
Теперь о менеджерах по продажам. Как отмечают эксперты по рынку труда, «продавцов» всегда отличала весьма высокая мобильность. Они вечно сканируют рынок и ищут место, где можно заработать больше. Что называется, ничего святого — полная противоположность «морально устойчивым» сисадминам. В последнее же время менеджеры по продажам стали в этом плане еще более активными.
Как отмечают в агентстве «Оптималь», винить в этом можно лишь высокий уровень конкуренции, который на сегодняшний день наблюдается в большинстве областей бизнеса. Так, чтобы просто дать рекламу — и на компанию полился дождь из заказчиков, сейчас уже практически не бывает.
Почему практически, потому что считается: нечто подобное происходит в сфере торговли сухими строительными смесями. Дождь— не дождь, но компании, торгующие этими смесями, на взгляд экспертов, ищут покупателей гораздо с меньшим рвением, чем многие другие. В основном они дают рекламу и сидят на входящих звонках.
В подавляющем же большинстве других областей бизнеса пассивной рекламы сегодня уже не достаточно. Необходимы люди, которые умеют искать и находить заказчиков, то есть менеджеры по продажам. А хорошо зарабатывать на устоявшихся рынках с высоким уровнем конкуренции могут только опытные, высоко профессиональные менеджеры, имеющие серьезные клиентские базы. Менее опытные работники, как правило, не способны заработать приемлемые для себя деньги на таких рынках. Зато они способны получить навык, чтобы затем пойти туда, где конкуренция ниже, и, следовательно, заработать можно больше — выше бонусы.
До недавнего времени, например, очень хорошие бонусы у менеджеров были на рынке телекоммуникационного оборудования. Но к настоящему моменту игроки этот рынок поделили, и доходы менеджеров упали. Теперь в этой области серьезные деньги могут зарабатывать только «менеджеры-монстры». А, скажем, в сфере коммерческой недвижимости, по многим оценкам, поделено еще далеко не все.
Еще одна причина, как отмечают в Begin Group, заключается в том, что если менеджер остается в своей отрасли, то ради повышения он будет вынужден устраиваться на работу к конкурентам. А это часто оказывается не лучшим вариантом ни с точки зрения как такового повышения, ни с точки зрения этики. Советы экспертов и в этом случае не подкупают новизной мысли: чтобы сохранить своих менеджеров, нужно больше делиться с ними заработанным — чтобы их не соблазняли заработки в более доходных отраслях.
Начать дискуссию