Уже четыре года Москва старательно превращается в «умный город» — создает с помощью новых технологий комфортную городскую среду. О том, как продвигается информатизация столицы, «Бизнес-журнал» поговорил с руководителем аналитического подразделения Департамента информационных технологий Москвы Алексеем Чукариным.
Москвич в объективе
— В 2011 году Москва первой из российских городов приняла масштабную программу по развитию коммуникационных и информационных технологий — впервые решено было разрабатывать и внедрять решения, охватывающие целый город. В какой степени государственная программа «Информационный город» на 2012–2018 годы следует международной концепции smart city — «умных городов»?
— Все ключевые компоненты smart city заложены в «Информационный город» изначально. «Умный город» — это не просто город с быстрым широкополосным интернетом и всевозможные гаджеты горожан, подключенные к единой сети. Разумеется, в программе обозначено развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и сервисов. Но гораздо важнее, что технологии в «умных городах» используются для решения комплексных задач: повышения качества жизни населения, снижения административных барьеров, более рационального использования городского бюджета и эффективного труда чиновников. Все эти цели преследуются и в «Информационном городе».
Наиболее крупный и ресурсоемкий модуль программы касается создания всевозможных «умных» сервисов, услуг и инструментов для граждан. С его компонентами москвичи уже знакомы. Самая громкая из информационных систем, созданных в его рамках, — ЕМИАС, единая медицинская информационно-аналитическая система. Она активно разрабатывается с 2011 года и решает задачи амбулаторно-поликлинического звена — самого на тот момент слабого в городской системе здравоохранения. До внедрения системы никакой аналитики загруженности врачей первичного звена вообще не велось, а нам удалось развернуть — причем абсолютно во всех поликлиниках — систему управления потоками пациентов. «Детские болезни» ЕМИАС остались позади: сегодня 99% записей к врачу осуществляется именно с помощью этой системы. Вы можете прийти c карточкой социального страхования или медицинским полисом в поликлинику, отсканировать штрихкод с помощью инфомата и буквально в два нажатия записаться к любому врачу первичного приема. Либо сделать это через интернет — с компьютера или мобильного приложения. Ежегодно мы обучаем пользованию ЕМИАС десятки тысяч врачей. И даже жалобы пациентов, которые вначале ругались на «зеленую гадость», которую установили в поликлиниках, практически сошли на нет.
Здоровье и безопасность граждан — два важнейших критерия для любого города, а для «умного» — тем более.
Не менее значима и востребована городская система видеонаблюдения, которая объединяет более 140 тысяч камер. На основании данных с видеокамер ежегодно раскрываются тысячи преступлений, причем не только мелкие, вроде разбитого стекла в машине, но и особо тяжкие. Главные потребители информации с камер — правоохранительные органы. Но неразумно было бы покрыть город мощной сетью видеонаблюдения и отдавать картинку только полиции. Видеокамерами пользуются территориальные инспекции, коммунальные службы, префектуры и управы. Для контролирующих органов это возможность в режиме онлайн проследить за уборкой территории, ремонтом. Камеры отрабатывают заявки граждан с интернет-порталов и мобильных приложений. Их мощности хватает для того, чтобы приблизить и рассмотреть любой объект — без выезда на место. И если результаты такой удаленной проверки окажутся неудовлетворительными, то инспекции могут выставить штраф нерадивым подрядчикам. Так что, кроме всего прочего, видеонаблюдение вносит лепту в пополнение городского бюджета.
— Насколько готова была ИТ-инфраструктура Москвы к внедрению решений «Информационного города»? Можно ли тиражировать ее опыт на другие города России?
— За прошедшие четыре года с момента запуска программы мы почти полностью отказались от разрозненных территориальных центров обработки данных (ЦОДов), которые стоили бюджету колоссальных денег. В каждом департаменте на балансе имелся один, а то и несколько дата-центров, требовавших средств на эксплуатацию, развитие, модернизацию, лицензирование и так далее. Первым делом мы взялись за агрегирование данных и их резервирование в едином городском ЦОДе.
Что касается тиражирования опыта, то это важная функция департамента информационных технологий. Мы разрабатываем различные региональные отраслевые стандарты, чтобы инициативы, которые обкатываются на Москве, могли получить федеральный размах и уйти в дальнейшем в регионы.
Кто умнее
— Каким образом «умный город» вовлекает своих жителей в процессы информатизации?
— По официальным данным, население Москвы составляет 12,2 млн человек, по экспертным оценкам, здесь проживает почти 15 миллионов. Вне зависимости от того, какую цифру выбрать в качестве контрольного параметра, на московском портале госуслуг Pgu.mos.ru зарегистрировано 4,6 млн уникальных пользователей. Все это реально существующие люди, которые оформляют через портал загранпаспорт, записывают детей в детский сад, подают сведения о показаниях счетчиков горячей и холодной воды, получают результаты ЕГЭ… Статистика говорит, что это самый популярный государственный сайт в целом по России. Помимо него, у нас есть целый набор решений, с помощью которых мы взаимодействуем с гражданами и вовлекаем их в городское управление. Это портал Gorod.mos.ru, «Активный гражданин», краудсорсинговая платформа Crowd.mos.ru. В идеале вовлечение жителей должно происходить органично. Нам удалось создать удобные и действенные инструменты общения с городскими управляющими структурами — и люди активно ими пользуются.
Вообще, в России принято обвинять власти в закрытости и непрозрачности. «Информационный город» призван разрушить этот стереотип. Набирает популярность портал открытых данных Data.mos.ru: в настоящее время на нем опубликовано более 300 наборов данных практически из всех отраслей столичной жизни. На нем можно найти адреса поликлиник, детсадов, школ, управ, перечень точек доступа к Wi-Fi, карту велодорожек, мест отдыха. Данные постоянно пополняются, обновляются и актуализируются в зависимости от сезона и происходящих в городе событий. Если летом мы публикуем список разрешенных для купания водоемов и пляжей, то зимой выйдет справочник по каткам и елочным базарам. Всей информацией можно пользоваться как в личных целях, так и в качестве информационной базы при создании сторонних мобильных приложений. Не так давно мы сравнили Москву с другими мегаполисами мира и пришли к мнению, что уровень раскрытия данных у нас значительно выше.
— В чем еще Москва «умнее» других мегаполисов, а в чем ей не хватает информационного «интеллекта»?
— Когда начинаешь сравнивать, имеет смысл разделить «конкурентов» на две группы — восточные города и западные. Различия между ними принципиальные. Для восточных, прежде всего азиатских, smart city — это в первую очередь открытое правительство. Информационные решения используются для совместного управления городом: власти с их помощью выносят на референдум какие-либо проблемные вопросы. Причем обычно в «удобной» формулировке: «Не против ли вы, если мы сделаем то-то и то-то?» Инфраструктура в случае азиатских городов — не компонент smart city, а ресурс, которым город давно пользуется по сложившемуся алгоритму. В западных же «умных городах» на первом месте по важности — создание инструмента для обращения граждан: пожаловаться на шумного соседа или получить информацию о том, какое ведомство занимается решением определенного вопроса. Для этого информационные департаменты агрегируют сведения обо всех доступных сервисах на территории города. В Нью-Йорке, например, гражданин может получить на городском портале информацию о том, куда ему надо обратиться за госуслугой, но он не получит эту услугу в электронном виде.
Нам пришлось сочетать элементы и функции западных и восточных «умных городов» — и создавать еще более удобные решения. Так, сейчас на территории России реализуется концепция многофункциональных центров, в которых можно получить любой государственный сервис в одном месте. Если же говорить о недоработках, то в некоторых наших системах до сих пор случаются сбои и ошибки. Люди быстро привыкают к простому и легкому доступу к услуге и негодуют, когда не могут им воспользоваться. Например, при оплате парковки с помощью мобильного приложения иногда сбоит оператор сотовой связи — и поставить автомобиль не удается. Тем не менее количество ошибок в приложении за последний год сократилось на два порядка.
Цена интеллекта
— Построение «умного города» обходится Москве в изрядную сумму: объем финансирования программы «Информационный город» на 2012–2018 годы составляет свыше 440 млрд рублей, включая поступления из внебюджетных источников. На старте программы московское правительство заявляло о намерении монетизировать сервисы и решения, которые будут использоваться в столице. Как это планируется делать в социально важных системах — например, в рамках ЕМИАС?
— В ЕМИАС пока никакой монетизации нет, и в ближайшее время мы не будем делать ничего, что удорожало бы сервис для конечного пользователя. Главный экономический эффект и финансовый результат от внедрения системы связан с сокращением расходов на администрирование потоков пациентов. Значительно снизились затраты на содержание административно-управленческого персонала, причем не столько в поликлиниках, сколько на уровне префектур, окружных дирекций, департамента здравоохранения. Управление медициной в Москве стало дешевле и эффективнее.
Монетизацией базовых городских сервисов мы заниматься не собираемся. Информатизация задумывалась не для того, чтобы продавать место в очереди в ЕМИАС или устраивать аукцион на поступление в первый «А» класс в престижной школе. А как раз для того, чтобы такую практику устранить. Деньги можно брать только за дополнительные услуги. Показательный пример — парковки: хочешь передвигаться по центру города на автомобиле — плати. Зарабатывать можно, например, на видеонаблюдении. Сейчас мы ищем техническую возможность открыть видеокамеры для публичного доступа по подписке. Граждане смогут за определенную плату подключиться к камере, которая им интересна: скажем, мониторить придомовую территорию или школу, в которую ходит их ребенок. Понятно, что здесь важен вопрос безопасности: горожанину придется каким-то образом валидировать свое право доступа к камере (например, по прописке), чтобы камеры не использовались для слежки или каким-либо нецелевым образом. Мы уже тестируем такой сервис в нескольких пилотных проектах.
— «Умный город» — концепция, нацеленная главным образом на индивидуального потребителя, горожанина. А какие «умные» сервисы или решения заточены под то, чтобы сделать легче и комфортнее жизнь московского бизнеса?
— Коммерческие компании тоже могут участвовать в создании и использовании информационной инфраструктуры города. В 2013 году мы запустили портал поставщиков Market.zakupki.mos.ru — единую интернет-площадку, где компании и индивидуальные предприниматели взаимодействуют в электронном виде с госзаказчиками города Москвы. На портале зарегистрированы тысячи госзаказчиков — школы, поликлиники, департаменты и ведомства. Предприятия довольно быстро и просто могут получить доступ к офертам на закупки товаров, услуг, работ. Сегодня здесь зарегистрировано более 35 тысяч поставщиков. В 2014 году через портал было заключено контрактов на общую сумму около 20 млрд рублей. Поскольку речь идет о небольших объемах закупок, поставщиками, как правило, становится средний и малый бизнес. Закупки абсолютно прозрачны, все сведения о заказах открыты: каждый поставщик видит в системе любой набор оферт по ключевым словам, ценнику, типу организации, которая выставляет этот запрос. Департамент информационных технологий и сам активно размещает заказы среди субъектов малого предпринимательства.
Помимо прочего, ДИТ инициирует введение новых видов патентной деятельности для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Мы всеми способами пытаемся дать бизнесу возможность дешево купить патент и легально освободиться от любых налогов. С 1 октября 2015 года появится два новых патента — ремонт компьютерной и коммуникационной техники и разработка программного обеспечения.
Крупный бизнес, как правило, участвует в масштабных проектах: мы, например, совместно развиваем городскую инфраструктуру. Одна из целей программы «Информационный город» — развитие телефонии и технологий 4G. Операторы «большой тройки» давно жаловались, что для них затруднен доступ к административным зданиям: там нельзя размещать базовые станции. При нашей поддержке нужное разрешение было получено, и теперь ставить базовые станции можно даже на светофорах. Другой совместный проект — упомянутое уже видеонаблюдение: строить собственную сеть дорого и нецелесообразно, поэтому город просто покупает «картинку» у множества поставщиков услуг.
— Насколько в целом затратно содержание московских «умных систем»?
— Годовой бюджет департамента — 20–25 млрд рублей. Цифра кажется внушительной, но если разделить ее на всех горожан (а это 10% населения всей страны), то удельные расходы оказываются не особенно большими. Городское хозяйство обходится в сумму около полутора тысяч рублей в год на человека. Проблема в том, что ИТ-отрасль, как известно, импортозависима. Содержание ЦОДов, лицензии на программное обеспечение — за это нужно платить, причем часто в валюте. Если ровно год назад я говорил, что у ДИТ в оперативном управлении находится миллиард долларов, то сегодня эта сумма снизилась до 300 миллионов. Курсовые скачки мы переживаем довольно остро.
— Какие задачи «Информационного города» необходимо выполнить до завершения программы?
— Опыт показывает, что Москва действительно становится более умной, жизнь в городе — комфортной, а городское управление — более эффективным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за четыре года стоимость обслуживания одного рабочего места чиновника снизилась в десять раз.
До конца года основная задача департамента будет заключаться в том, чтобы дорабатывать имеющиеся сервисы и ни в коем случае не допускать сбоев в инфраструктуре, развернутой в городе, — как собственной, так и операторской. Несмотря на то что объем финансирования программы де-факто сократился из‑за ослабления рубля, все поставленные программой цели остаются актуальными. Во всех социальных объектах Москвы до конца 2016 года должен быть полностью реализован информационно-коммуникационный компонент. Другими словами, любая государственная (или окологосударственная) функция должна быть доступна всем горожанам вне зависимости от их местонахождения. Еще одна цель программы — снижение стоимости услуг связи на территории города как для физических, так и для юридических лиц. Кроме этого, все общественные зоны — пешеходные улицы, парки, места отдыха, транспорт — должны быть оснащены инфраструктурой доступа к высокоскоростным сетям. Сейчас около 40–50% города накрыто теми или иными локальными узлами Wi-Fi. В соответствии с новыми требованиями, владельцам этих точек придется аутентифицировать всех пользователей по паспортным данным или с помощью СМС-доступа. Многим проще вырубить точку доступа, чем заморачиваться с аутентификацией или платить штраф за нарушение требований. Думаю, решение будет найдено: мы прорабатываем с юристами схему, по которой поставщики услуг Wi-Fi интегрируются в городскую сеть с единой аутентификацией пользователя без дополнительных регламентных сложностей.
Начать дискуссию