Маркетинг

Как торговать в кризис?

«Ситуация в ритейле на данный момент, мягко говоря, очень сложная. Происходит чудовищное снижение объемов продаж: дорожает поставляемая продукция, существенным образом снизилась покупательная способность населения. Все это в основном связано с нестабильностью курса национальной валюты», — заявил в интервью НСН руководитель Комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский.

«Ситуация в ритейле на данный момент, мягко говоря, очень сложная. Происходит чудовищное снижение объемов продаж: дорожает поставляемая продукция, существенным образом снизилась покупательная способность населения. Все это в основном связано с нестабильностью курса национальной валюты», — заявил в интервью НСН руководитель Комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. По его словам, причиной нынешнего депрессивного состояния розничной торговли стал нестабильный рубль, так как, несмотря на взятый курс на импортозамещение, доля иностранной продукции все еще остается достаточно существенной. Поставщики вынуждены перестраховываться и закладывать в цену товара свои курсовые ожидания.

Ситуация усугубляется еще и тем, что сети платят поставщикам с довольно большой отсрочкой — в 40–60 дней, поэтому поставщики, опасаясь дальнейшего падения рубля, опять-таки заблаговременно поднимают цены. Страдают в итоге покупатели. В долларовом исчислении потребительские доходы от месяца к месяцу снижаются, и на фоне повсеместного роста цен даже незначительное подорожание нужного товара может для потребителя стать критическим.

Эксперты считают, что остановить эту цепную реакцию поможет только уверенность в завтрашнем дне, а точнее, в завтрашнем курсе рубля. «Если бы поставщики были уверены, что нынешний курс евро сохранится хотя бы на полгода, они либо немного снизили бы цены, либо прекратили подъем цен. И тогда продукция продавалась бы значительно лучше. А на данный момент глобального, прорывного разворота в сторону активности покупателей, к сожалению, не приходится ждать», — резюмирует Каневский.

Согласно обзору рынка торговой недвижимости, подготовленному компанией «Магазин Магазинов», основными причинами падения розничного товарооборота остаются снижение темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов (-3% за первую половину года) и сокращение потребительского кредитования. По данным Национального бюро кредитных историй, доля кредитов, по которым фиксируется просроченная задолженность, за начало года выросла до 6,5% — это пятилетний максимум. Больше всего неплатежей фиксируется по потребительским кредитам — 8,6% по состоянию на апрель 2015 г.

Потребители сохраняют пессимистичный настрой. Во II квартале индекс потребительской уверенности, фиксируемый Росстатом, оказался выше уровня I квартала, но остался на низком значении в -23 пункта. При этом изменения в настроении вызваны надеждами населения на будущее улучшение ситуации и не подкреплены реальными изменениями в экономике. Данные Watcom Shopping Index свидетельствуют о том, что посещаемость в московских торговых центрах падает: -6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем если сначала посещаемость падала только в сегментах одежды и обуви, то к середине года просел и рынок товаров для дома: -25,6%.

Эксперты рынка призывают всех не отчаиваться и по возможности привыкать к новым реалиям. «Важно понимать, что текущий кризис существенно отличается от предыдущих. Он спровоцирован большей частью внешними факторами: вводом санкций, падением цен на нефть и обесцениванием национальной валюты. Скорее всего, быстрого отскока ждать не стоит. В структуре ВВП частное потребление сокращается (-9% в I квартале), при этом объемы импорта падают, и по сути импортозамещения не происходит. Розничный товарооборот сокращается, и темп падения, возможно, превзойдет текущие прогнозы Минэкономразвития. Но независимо от того, когда конкретно экономика войдет в фазу восстановления, участникам рынка уже сейчас стоит привыкнуть к тому, что в английском варианте называется „the new normal“, и не упускать текущих возможностей рынка», — считает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов».

Пространство для маневра

Но даже на таком нерадостном фоне рынок торговой недвижимости ставит новые рекорды, по крайней мере в столице. За первую половину текущего года в Москве было введено в эксплуатацию 5 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 311,8 тыс. кв. м. Это самый большой объем ввода торговых площадей, зарегистрированных в Москве по результатам первых полугодий. Если представить, что все эти площади не будут пустовать, то уровень обеспеченности москвичей качественными торговыми площадками составит 421 кв. м на тысячу жителей. К слову сказать, на общероссийском фоне этот показатель выглядит весьма скромным, даже несмотря на кажущуюся переполненность Москвы различными торговыми центрами.

Для сравнения: в Самаре, по данным международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, на тысячу жителей приходится по 562 кв. м торговых площадей, а в Краснодаре — 734 кв. м.

Эксперты рынка комментируют столь бурный ввод новых торговых объектов сдержанно. «Новые торговые центры не вызывают интереса со стороны потенциальных арендаторов, поскольку они видят для себя более интересную перспективу в возможности зайти на приемлемых условиях в уже действующие успешные торговые объекты. Те арендаторы, которые декларируют, что готовы рассматривать новые проекты, диктуют условия, которые зачастую являются не приемлемыми для арендодателя. Например, компенсация вложений в ремонт, оплата аренды в виде „голого“ процента от товарооборота, отказ от оплаты обеспечения по предварительному договору (применяется банковская гарантия). Все эти условия имеют право на существование в условиях нестабильного рынка, и арендодатели готовы идти на уступки, ограниченные одним или двумя годами, однако арендаторы настаивают на долгосрочных договорах (5–7 лет), что ставит под сомнение рентабельность девелоперского проекта, — считает Диана Зазнобина, партнер, ведущий консультант компании „Магазин Магазинов“. — Из-за отсутствия у сетей конкретных планов по развитию, нет возможности вести конструктивный диалог по их участию в проекте. Менеджеры явно имеют установку „выжимать“ из текущего момента все возможное. Например, у дискаунтерных сетей появляется требование по размещению их магазина на первом этаже, что в многоуровневом проекте никак нельзя допустить, поскольку такое вынужденное решение „поломает“ концепцию и приведет к проблемам в реализации других уровней ТРЦ, что негативно отразится на посещаемости, и в конечном счете „убьет“ проект».

Заграница нам поможет

В сфере торговых брендов импортозамещения пока что тоже не наблюдается. Новые российские марки на рынок выходить не торопятся, зато иностранные, несмотря ни на что, продолжают идти в Россию. Так, в течение первого полугодия 2015 г. только в Москве появилось 13 новых международных брендов. Это не так уж и мало, хотя и меньше, чем в аналогичный период годом ранее, когда в столице появилось 17 новых сетей.

Эксперты отмечают, что в этом году традиционного количественного перевеса в сторону одежных марок не наблюдалось. По три новых бренда появилось в категориях «одежда» и «рестораны и кафе», а также в детском сегменте. Среди торговых центров лидером по привлечению новичков стал Центральный детский магазин на Лубянке: там открылись торговые точки Brums, Silver Cross, Ilaria. До конца года в Москве еще ожидаются премьеры: Kidzania в «Авиапарке», «Superdry» в ТЦ «Columbus» и «Авиапарке», Cortefiel в «Мозаике», «детские» линии люксовых и премиальных брендов в ЦДМ, Plus в Подмосковье, Seiko на Никольской улице и Eataly на Киевской улице.

Аналитики считают, что приход новых игроков на столичный розничный рынок, с одной стороны, свидетельствует о степени доверия инвесторов к нашей экономике, а с другой — является свое­образным следствием кризисных явлений. Так, в результате закрытия магазинов, не переживших нынешнюю турбулентность, в торговых центрах нередко освобождаются площади в очень привлекательных, «бойких» местах, которые собственники готовы уступить новым арендаторам по вполне приемлемым ценам. Поэтому нынешнее время может стать вполне удачным с точки зрения тех игроков розничного рынка, которые только планируют выход на российский и, в частности, на столичный рынок.

Развивает свою деятельность в России и шведская IKEA. По сообщению РИА «Новости», IKEA намеревается вложить порядка 30 млрд руб. в строительство подмосковного торгового центра «Мега Мытищи» и расположенной рядом с ним транспортной инфраструктуры. Об этом сообщила коммерческий директор IKEA Centres Russia Ольга Шевцова. Что касается сроков открытия, то магазин и торговый центр планируется открыть одновременно в 2018 г. «Если по срокам мы будем не успевать, то, конечно, первой мы откроем IKEА. Разница в сроках открытия может составлять от 10 до 12 месяцев», — уточнила О. Шевцова.

Конкуренция из Интернета

В отличие от традиционных форматов магазины, базирующиеся на применении новых технологий, демонстрируют вполне устойчивый рост. Так, например, в последнее время растут продажи одежды и аксессуаров в Интернете. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ). «Электронику скупили еще до нового года. Но сейчас на первое место по покупкам у нас вышел сегмент „фэшн-рынка“: одежда, обувь, аксессуары, украшения. Этот сегмент растет не так быстро, как в 2012—2013 гг., но до него кризис пока дошел не в полной мере», — считает глава представительства eBay в России Владимир Долгов.

По мнению генерального директора компании «Яндекс. Деньги» Марии Грачевой, раньше интернет-магазин

давал потребителю возможность дешевле приобрести продукцию среднего и высокого ценового сегментов. Теперь же там можно купить и дешевую одежду, что привлекает новую категорию покупателей. «Это, скорее всего, не следствие кризиса, а развитие новой парадигмы торговли», — считает Грачева.

Впрочем, уже в обозримом будущем интернет-торговлю ждут законодательные изменения, и как они отразятся на ее объемах, пока непонятно. По данным РИА «Новости», Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) поддержала законопроект Роспотребнадзора о регулировании деятельности товарных агрегаторов, который направлен на усиление защиты прав потребителей.

Законопроект устанавливает новые требования к товарным агрегаторам — электронным площадкам, которые позволяют покупателям выбирать, сравнивать и приобретать товары и услуги, предоставленные сразу несколькими интернет-магазинами. Роспотребнадзор предложил обязать такие ресурсы указывать полную информацию о продукции, например сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену в рублях и условия их приобретения, информацию о гарантийном сроке, срок службы или срок годности товаров и другие сведения. «Позиция АКОРТ в отношении инициативы Роспотребнадзора является консолидированным мнением компаний — членов ассоциации, которые надеются, что благодаря данному регулированию рынок интернет-торговли станет прозрачнее, а товарные площадки станут местом для безопасных покупок», — говорится в сообщении.

По мнению представителей Ассоциации, к компаниям, которые пришли в Интернет из офлайна, предъявляются законодательные требования по раскрытию полной информации о товаре, в то время как агрегаторы остаются за рамками данного регулирования, что является признаком недобросовестной конкуренции и несет в себе угрозу для правовых гарантий потребителей. «Предоставление полной информации о продавце и товаре — общепринятая практика, которой придерживаются в большинстве стран мира, в связи с чем деятельность таких площадок также должна быть урегулирована по стандартам, реализованным в розничной торговле», — говорится в релизе. При этом российские и зарубежные агрегаторы будут уравнены в правах и обязанностях, и это должно способствовать развитию добросовестной конкуренции в данном сегменте.

Начать дискуссию