В последние годы у нас в стране появились фармацевтические предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию. В то же время импорт до сих пор в денежном выражении занимает до 75% от общего объема лекарственных госзакупок. Введение против России санкций заставило правительство страны уделить большое внимание поддержке и развитию данной отрасли. О том, с какими проблемами сталкиваются сейчас фармацевтические предприятия, и о путях решения этих проблем рассказала в интервью NBJ исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия ТИТОВА.
NBJ: Как бы Вы оценили ситуацию, складывающуюся сейчас в фармацевтической отрасли? Каковы, по Вашему мнению, наиболее серьезные проблемы, стоящие перед ней?
Л. ТИТОВА: Одна из серьезных проблем – это цены на лекарства. Причины ее возникновения очевидны: курсы доллара и евро по отношению к рублю существенно изменились в конце прошлого года и продолжают меняться. Это мешает многим предприятиям производить лекарства в нужном количестве, поскольку себестоимость их производства растет и, соответственно, растут цены на производимые ими препараты. Особенно это заметно, когда мы анализируем ситуацию со стоимостью лекарств, медицинского оборудования местного производства и т.д.
NBJ: Можно ли отметить какие-то радикальные перемены, произошедшие в этой отрасли в результате нынешнего кризиса?
Л. ТИТОВА: Не могу сказать, что за последние несколько лет что-то в отрасли изменилось с точки зрения концентрации бизнеса. Пожалуй, можно выделить только одно: произошло переориентирование с Запада на Восток – со стран, входящих в Европейский Союз, на страны ЕАЭС. Сейчас к нам пришло много предприятий, которые готовы сотрудничать с Россией в производстве лекарств.
NBJ: Есть ли компании, занимающие монопольное положение на фармацевтическом рынке?
Л. ТИТОВА: Компаний, занимающихся производством фармацевтики, много, СПФО – одна из них, она поддерживает многие другие компании по производству лекарств. Она же является фактическим монополистом по производству отдельных российских иммунобиологических лекарственных препаратов, в частности вакцин. Помимо нас, есть еще несколько монополий, но это, как правило, федеральные государственные унитарные предприятия, специализирующиеся на производстве уникальных продуктов.
NBJ: Прослеживается ли влияние санкций, введенных против России, на деятельность предприятий, работающих в отрасли? Если да, то в чем это влияние заключается?
Л. ТИТОВА: Введение санкций и контр-санкций на финансовых и товарных рынках спровоцировало в России замедление инвестиционной активности, ускорение темпов роста инфляции и усугубило сложившийся структурный кризис. Бюджетные ресурсы вынуждают Правительство Российской Федерации определять отраслевые приоритеты и проводить новую промышленную политику. При этом многие эксперты уверены, что жесткие условия, в которых оказалась российская промышленность, пойдут на пользу ее развитию и превратят ее в устойчивую платформу национальной экономики.
Если же говорить об отрасли, в которой мы работаем, то мы пока не ощутили воздействия со стороны санкций. Не могу сказать за всех – скорее всего санкции будут ощутимы в вопросах поставки западного оборудования для наших производств, т.е. возможно некое ограничение для работы западных компаний в России. С другой стороны, это положительно повлияет на политику импортозамещения.
NBJ: Раз уж мы заговорили об импортозамещении, то хотелось бы понять, что способствует и что препятствует этому процессу, когда речь идет о фармацевтике?
Л. ТИТОВА: Процесс импортозамещения в отрасли идет довольно быстрыми темпами. Для нас главное – получать необходимое сырье и материалы, необходимые для создания и производства лекарств. Без этой помощи компаниям сложно будет функционировать. Поэтому мы очень рассчитываем на поддержку бывших республик СССР в вопросах развития фармацевтической отрасли.
NBJ: Насколько актуальной для предприятий, работающих в данной отрасли, является проблема привлечения банковского финансирования?
Л. ТИТОВА: Мы пользуемся услугами банковских организаций, хотя в последнее время получать кредиты стало гораздо труднее по причинам, которые я указала выше, – в связи с колебаниями курсов валют относительно друг друга, ростом себестоимости производства, увеличением расходов компаний при закупке сырья и оборудования и т.д.
NBJ: Вы упомянули о важной роли, которую призвано сыграть государство в рамках активизации процесса импортозамещения в целом в экономике страны. В связи с этим я хотел бы задать заключительный вопрос: разработаны ли и реализуются ли государственные программы, призванные способствовать развитию фармацевтической отрасли? Если да, то расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
Л. ТИТОВА: Да, подобные программы уже есть. Одной из них на сегодняшний день является «Фарма-2020», которая подразумевает создание и развитие новых продуктов по фармацевтической отрасли и по медицинскому оборудованию. В настоящее время мы также принимаем участие в поддержке программ государственно-частного партнерства в сфере фармацевтики.
Начать дискуссию