Ведение бизнеса

Козырная карта

История бизнеса знает много примеров, когда небольшой игрок, столкнувшись с могущественными конкурентами, не только спасает свой бизнес, но и успешно контратакует, запустив франчайзинговую программу. Этот «трюк» прекрасно сработал в случае с новосибирской компанией «2ГИС»: обзаведясь за пять лет 92 франчайзи в России и за рубежом, она на равных конкурирует с сервисами Google Maps и «Яндекс.Карты» в городах присутствия.

История бизнеса знает много примеров, когда небольшой игрок, столкнувшись с могущественными конкурентами, не только спасает свой бизнес, но и успешно контратакует, запустив франчайзинговую программу. Этот «трюк» прекрасно сработал в случае с новосибирской компанией «2ГИС»: обзаведясь за пять лет 92 франчайзи в России и за рубежом, она на равных конкурирует с сервисами Google Maps и «Яндекс.Карты» в городах присутствия.

Как и положено в картографическом деле, бизнес «2ГИС» держится на дотошности, детализации и внимании к деталям. Свой первый продукт основатель «2ГИС» Александр Сысоев выпустил в 1999 году: это была электронная карта Новосибирска и привязанный к ней справочник местных организаций с адресами, схемами проезда, часами работы и другой полезной информацией. Сейчас карт городов с актуализируемыми в режиме нон-стоп данными у «2ГИС» уже 290. Но суть производственного процесса все та же — купить «вид города сверху» (спутниковую карту) и приложить к ней много‑много уточняющей работы на земле. Ударный отряд «2ГИС» — специальные сотрудники, которые обходят вверенные им районы, детализируют карту (вплоть до того, что помечают все входы в здания), обращают внимание на смену вывесок и переезды организаций и отслеживают все изменения. В компании их иногда называют «топ-топ менеджерами» — за то, что им приходится много ходить пешком по окрестностям по служебной необходимости. Информацию об организациях вносят в справочник бесплатно. Монетизируется проект за счет продажи контентной рекламы, приоритетного размещения в рубрике, баннеров, логотипа на карте и т. д. Рекламный пакет стоит в среднем около 9 тыс. рублей в месяц. Основные рекламодатели — предприятия малого и среднего бизнеса.

Проект долгое время развивался как сугубо региональный, постепенно осваивая все новые областные центры (в Москве сервис был запущен только в 2011‑м). Серьезных конкурентов в первые годы не было, если не считать «Желтые страницы». Но в середине 2000‑х гром все-таки грянул: на рынок геоинформационных сервисов вышли «Яндекс» и Google. По мере того как они набирали обороты, перед «2ГИС» все острее вставал вопрос: как ответить?

Карточный дом

С самого начала компания Александра Сысоева развивалась за счет собственных средств, не привлекая внешних инвесторов. Между тем конкурентная ситуация потребовала ускорения развития, открытия десятков новых филиалов — но ресурсов для этого у компании не имелось. Так что решение начать продавать франшизу стало вполне логичным. Особых противопоказаний не было: бизнес‑модель уже обкатали до мелочей в самых разных городах, равно как и технологический «движок» — в виде собственного программного обеспечения, позволяющего работать с картами и выдавать продукт на‑гора.

Системно заниматься развитием по франчайзинговой модели «2ГИС» начала в 2010 году. Однако первые партнеры у компании стали появляться еще за пять лет до этого: сначала в соседних сибирских городах, а с 2005 года — в Астрахани. И когда пошел вал обращений из самых разных уголков страны, оставалось только «упаковать» свою бизнес-концепцию во франчайзинговое предложение. Паушальный взнос при покупке франшизы сейчас составляет около 1,5 млн рублей, роялти — от 5% от оборота франчайзи в зависимости от города (к третьему–четвертому году с момента запуска сервиса в городе размер роялти обычно планово увеличивается — вплоть до 20%).

Ставка на франчайзинг сыграла: сейчас сервис «2ГИС» охватывает почти все российские города с населением свыше 300 тысяч человек. Как уверяет директор по франчайзингу Сергей Вурим, есть хороший потенциал развития и в населенных пунктах меньшего размера — районных центрах и городах-спутниках: просто они отображаются не на отдельной, а на общей карте агломерации. Так, новосибирская карта захватывает Бердск и Искитим, московская — Реутов, Домодедово и другие территории.

В июле 2015 года «2ГИС» вошла в Топ-25 самых выгодных франшиз в России по версии Forbes. Как утверждают в компании, средняя рентабельность у франчайзи даже во время экономического спада не опускается ниже 28%. Средние годовые обороты, на которые выходят партнеры «2ГИС» через три года с момента начала сотрудничества, составляют сейчас около 28 млн рублей в городах с населением 200 тыс. человек и 94 млн — в миллионниках.

Самое удивительное, что все это время «2ГИС» вообще не занималась активными продажами своей франшизы и ее продвижением на рынке: все нынешние франчайзи выходили на компанию сами. «2ГИС» просто дожидается, пока какой-либо предприниматель не «заискрит» желанием развить этот геоинформационный бизнес у себя в регионе. Так, Борис Левин, развивающий сервис в Астрахани, Краснодаре и Сочи, десять лет назад пытался создать электронный справочник для астраханских абитуриентов. Но быстро обнаружил конкурирующий и более продвинутый продукт от новосибирцев — к тому же включающий не только вузы, но и организации из всех сфер бизнеса. Вместо конкуренции он предпочел кооперацию.

Отбор потенциальных франчайзи в компании строг, но не слишком. «У покупателя франшизы должен быть понятный набор компетенций, — говорит Сергей Вурим. — Нам важно, чтобы партнер имел опыт управления командами из нескольких десятков человек, а также умел управлять отделами продаж, понимал специфику их работы».

Чтобы допустить ошибку, франчайзи действительно надо постараться. «2ГИС» подробно расписывает для партнеров всевозможные бизнес-кейсы, постоянно консультирует и выдает списки рекомендаций. «Каждый раз, когда в Астрахани и Краснодаре я пытался самовольничать и «включать» предпринимательскую жилку вместо того, чтобы следовать стандартам, я начинал отставать от запланированных показателей», — признается Борис Левин. Зато в Сочи, где он сразу все делал «по букве гайдбука», рост оказался даже более интенсивным, чем ожидалось: компания вышла на окупаемость быстрее «средних по больнице» двух лет. «При этом мы не идем поперек здравого смысла, — говорит Сергей Вурим. — Процессы в компании описаны подробно, но если ты как франчайзер присутствуешь на территории от Калининграда до Владивостока в городах очень разного «калибра», неизбежно возникают случаи, когда стандарт не подходит к конкретной ситуации. Если партнер находит собственное удачное решение, мы его только поощряем».

Держаться земли

Основная отстройка «2ГИС» от конкурирующих геоинформационных и справочных продуктов заключается именно в колоссальной «полевой» работе на местах. Сервис не просто агрегирует данные, подобно многим электронным и бумажным справочникам и каталогам. Он стремится нанести на карту каждый забор, тропинку и вход в здание, а также указывает график работы компаний, средний чек, наличие возможности расплатиться картой. Изменения в жизни города отслеживаются ежедневно: улицы обходятся, база телефонов — обзванивается. Как уверяют в компании, актуальность и точность ее данных составляет не менее 95%. «Многие справочники обновляются лишь раз в год, — объясняет разницу Борис Левин. — Причем информацию вносят только по входящей заявке от компании. За это время чуть ли не у половины организаций в городе могут поменяться контакты. Они переезжают, меняют номера телефонов, добавляют или меняют сайты, сферы деятельности. При этом сами сообщают об изменениях лишь доли процента компаний: обычно им не до этого». Так что ручная (а вернее, «ножная») работа «топ-топ менеджеров» по актуализации базы данных имеет принципиальное значение.

Половина сотрудников в офисе франчайзи обычно заняты именно этой кропотливой работой. В зависимости от размера города это от 5 до 15 человек. Им в помощь головной офис «2ГИС» разрабатывает массу высокотехнологичных инструментов — ПО и мобильных приложений. Софт поставляется партнеру в стартовом пакете, а его поддержкой лицензиар занимается самостоятельно.

Сознательные пользователи сервиса также время от времени оказывают посильную, но очень ценную помощь. Директор «2ГИС» в Усть-Каменогорске (Казахстан) Рахат Кисанов вспоминает, как в офис однажды позвонили из местной администрации и пожаловались, что на карту нанесены не все гаражные кооперативы. «А потом к нам пришел человек в форме, и мы подумали, что это проверка какая-то, — говорит Кисанов. — А он нам протягивает список и говорит: исправьте, пожалуйста, а то нам очень нужно вашей картой пользоваться». Иногда работники колл-центра во время регулярного обзвона базы натыкаются на чиновников высшего уровня. «Вы работаете слишком хорошо, давайте-ка заменим телефоны на те, что ниже рангом», — просят их.

В провинциальных городах усилий для детализации карты порой приходится тратить даже больше, чем в мегаполисах. В них высока доля частной застройки, выверка которой занимает долгое время. Нанести 20–30 домов в частном секторе, который зарос деревьями и плохо просматривается на спутниковой карте, сложнее, чем обозначить одну многоэтажку. Как правило, и бизнес в таких городах меняется если не быстрее, то незаметнее: небольшие кафе или ателье бытовых услуг (тем более те, которые работают в теневом секторе) могут не захотеть или просто не догадаться обратиться к картографическому сервису с просьбой внести их в справочник. Впрочем, «2ГИС» постепенно меняет этот уклад. «Большинство новых организаций идут регистрироваться в налоговую, а потом в тот же день связываются с нами и дают информацию о себе, — рассказывает Борис Левин. — Бывает даже, что сначала звонят нам и сообщают, что формируют пакет документов для регистрации, а только потом обращаются в госорганы».

Сложить пасьянс

Города, интересные для «2ГИС», в России почти закончились: рыночный потенциал имеют только 90 агломераций, в 78 из которых проект уже представлен. Но остановить рост теперь невозможно. С 2012 года компания продает франшизы за рубеж — в Казахстан, Италию, Чехию, на Кипр. В 2015‑м состоялся дебют «2ГИС» в Южной Америке и на Ближнем Востоке: сервис запустили в Сантьяго (Чили) и Дубае (ОАЭ).

Подход к ведению бизнеса в СНГ слабо отличается от российского. А вот при выходе на рынки дальнего зарубежья компании приходится куда больше сил тратить на адаптацию продукта и технологий к локальной специфике. Этот процесс сложен еще и потому, что покупают франшизу, как правило, выходцы из России (зачастую те же сибиряки), которые не являются экспертами в особенностях местного делового климата.

«Люди за рубежом по-другому покупают, продают, пользуются информацией, ищут ее», — говорит Сергей Вурим. Причем от страны к стране такие особенности сильно разнятся. Если в Праге один и тот же дом может иметь несколько почтовых адресов, то в Дубае европейская адресная система вообще не работает. Дома там ищут по названию, закрепившемуся в народе, или по описанию объектов, находящихся рядом. Приходится «ассимилироваться»: нанимать локальных специалистов и изучать привычки местных. Только благодаря постоянному наблюдению сотрудники «2ГИС» выяснили, что арабам, как и русским, очень важно знать, где расположен вход в здание. А в Италии и на Кипре проще прийти лично в офис компании, чем попытаться дозвониться по телефону, особенно если на улице хорошая погода. Даже в рабочее время в офисе может никто не поднять трубку из‑за затянувшейся сиесты. Поэтому сам процесс сбора информации тоже приходится локализовывать.

С появлением карт от Google в мире больше не осталось стран, в которых не присутствовали бы картографические сервисы. Однако пространства для роста у «2ГИС» предостаточно, уверяет Максим Бугаев, пресс-секретарь компании: «У конкурирующих сервисов картографические проекты являются не основным источником дохода, а дополнительным инструментом привлечения аудитории. Мы же монетизируемся только за счет карты и справочника, поэтому вынуждены досконально знать город и предоставлять пользователям более точные и полные данные, чем соперники». «В Краснодаре, например, таксисты пользуются только нашим сервисом», — не без гордости добавляет Борис Левин. По его словам, отсутствие прямых конкурентов значительно облегчает работу франчайзи: не нужно бояться появления «клонов» или того, что менеджер уволится и «уведет базу». Кроме того, «2ГИС» за свою историю разработала множество ноу‑хау, которые трудно скопировать.

— Мы строим интеллектуальный бизнес, — говорит Сергей Вурим. — Высокая рентабельность на горизонте три года и более в нем соседствует с тем, что вы имеете дело в основном с незримыми материями и не связаны физическими ресурсами: у вас нет склада с товаром, который надо охранять и волноваться, чтобы он не сгорел. Единственное, чего требует этот бизнес, — внимание.

Начать дискуссию

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Интересные материалы

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.