Управление персоналом

Агент торговой безопасности

Покупатель оплачивает в кассе упакованную утку. У выхода его останавливает охранник. Внутри обычной с виду замороженной тушки обнаруживается тайник, в котором спрятан аудиоплейер. Этот сговор сотрудника магазина и покупателя раскрыли в крупном московском супермаркете.

/ Анатолий Чернов. Елена Горелова /Покупатель оплачивает в кассе упакованную утку. У выхода его останавливает охранник. Внутри обычной с виду замороженной тушки обнаруживается тайник, в котором спрятан аудиоплейер. Этот сговор сотрудника магазина и покупателя раскрыли в крупном московском супермаркете.
Около 1 - 2% от годового оборота ритейлоры теряют из-за краж персонала и покупателей, говорит Андрей Громченко, генеральный директор группы компаний "Ангел", оказывающей охранные услуги - в том числе нескольким магазинам. Такие же данные приводят в петербургском Агентстве исследования и предотвращения потерь (АИПП). Учитывая рентабельность розничной торговли (доходит до 5% ), 2% потерь от оборота - это много.

Генеральный директор АИПП Игорь Чумарин говорит, что все потери торговых сетей распределяются примерно в следующей пропорции: 20 - 25% приходится на брак, 20 - 25% воруют покупатели, 20 - 30% - кассиры, еще 20 - 40% - это кражи остального персонала.

Генеральный директор московской торговой сети "Столица" Олег Пасенов рассказал, что покупатели чаще всего воруют дорогой товар небольшого размера - бритвенные станки, кремы, лосьоны и другую косметику. Заместитель гендиректора по организационным вопросам сети универсамов "Петровский" Владимир Васильев добавляет к этому списку кофе и алкоголь.

"За летний месяц служба безопасности задерживает в среднем 50 покупателей, пытающихся пронести товар мимо кассы, - говорит Владимир Васильев. - Зимой, когда все укутаны в толстые пуховики, эта цифра возрастает". Примерно 15 - 18% задержаний происходит благодаря магнитным наклейкам на товаре, остальные - с помощью визуальных средств наблюдения.

Но представители торговых сетей признают, что традиционные меры защиты от воровства - это лишь профилактика.

Недавно на рынке появилась услуга по подготовке скрытых агентов для торговых сетей. С мая 2003 г. этим занялся Центр безопасности торговли (ЦБТ). Представители этой организации уверяют, что через их школу уже прошло 150 человек. Заказчики - крупные сети супермаркетов. Как пояснил исполнительный директор ЦБТ Вадим Комаров, выпускники школы - это в том числе и торговый персонал магазинов, занимающийся за дополнительное вознаграждение сбором сведений для системы безопасности. Эксперты ЦБТ рекомендуют распределять "секретных агентов" следующим образом: среди торгового персонала и работников склада их должно быть около 5% , среди офисных работников - 10% и среди кассиров - 15%. Информация об агентах должна быть строго конфиденциальной, доступной только ограниченному кругу лиц: начальнику службы безопасности, директору магазина и его заместителям.

По мнению Вадима Комарова, участие персонала различных категорий в сборе сведений - наиболее эффективная мера по устранению потерь. Его петербургские коллеги по цеху из АИПП также высоко оценивают эффективность этой системы.

Однако, по мнению многих представителей розничных компаний, институт сексотов имеет больше недостатков, чем достоинств. Генеральный директор сети магазинов "Магнолия" Дмитрий Митрохин говорит, что ему было бы сложно решиться на подобный шаг и завести службу доносчиков по этическим соображениям. "Я за то, чтобы культивировать в коллективе здоровую атмосферу, - говорит он. - Возможно, в очень крупных сетях это необходимо, но надеюсь, что нам не придется идти на подобные меры. Даже если наш бизнес сильно разрастется". Сейчас сеть "Магнолия" насчитывает восемь магазинов, и, по словам Митрохина, в ближайшее время откроются еще четыре магазина.

Разговоры о здоровой атмосфере не пустой звук. В сети универсамов "Петровский" как-то подметили, что в одних магазинах сети потери на 80% меньше, чем в других. Владимир Васильев говорит, что воровства мало в тех магазинах, в которых директора сумели сплотить коллектив и создать нормальный психологический климат. "Это редкость, но такие магазины у нас есть. Еще подобный пример я знаю в "Седьмом континенте", - говорит Васильев. Воровство - это социальная проблема, замечает он. "На Западе воровство в супермаркетах - это скорее хобби, там воруют психически нездоровые люди, клептоманы. У нас же это происходит от безысходности и вследствие особенностей менталитета, - рассуждает Владимир Васильев. - Помните, как кот Матроскин говорил: "У меня дядя на гуталиновой фабрике работает, у меня этого гуталина - во! " По мнению Васильева, единственный путь решить проблему - это построить систему управления, при которой сам коллектив будет заинтересован изжить воровство.

Начать дискуссию