«Пузырь доткомов» начала 2000‑х годов печально памятен тем, как инвесторы в ажиотаже скупали интернет-компании, выкладывая суммы, подчас превышавшие 200-300% их годовых прибылей. «Пузырь» давно лопнул. Но проблема оценки стоимости молодых компаний, работающих в высокотехнологичном секторе, остается очень острой. Как просчитать «великую будущность» бизнеса, который еще и прибыли толком-то не начал генерировать?
Прогнозы будущих доходов технологических и инженерных компаний, собирающихся выводить на рынок инновационные продукты или сервисы, обычно весьма расплывчаты, поскольку в уравнении слишком много неизвестных величин. Часто приходится иметь дело с компаниями, которым отроду год-два: за ними нет никакой долгой истории, текущие показатели прибыльности отрицательные, конкуренты и аналоги отсутствуют — так что сравнивать особо не с чем, и даже спрос на продукцию до конца не подтвержден.
Однако основополагающие принципы оценки даже в этом случае должны оставаться неизменными. Но если в интернет-индустрии хотя бы существуют устоявшиеся эмпирические показатели (например, ценность в расчете на одного посетителя сайта), то для инженерных стартапов на первый план выходят такие базовые параметры, как степень защищенности патентами и компетенции существующей команды — насколько она способна превратить идею в коммерческий успех. Только взвесив и проверив это, можно приступать собственно к «математике».
При оценке следует руководствоваться мультипликаторами на основе выручки от реализации и будущих темпов ее роста. Стартаперы любят производить впечатление на инвестора цифрами роста продаж в процентах и взмывающими вверх по экспоненте графиками. Инвестору при этом нужно понимать, что рост какой бы то ни было компании не может держаться на уровне 200–300% в год в течение длительного времени. Быстрый рост новой компании — это всегда следствие эффекта «низкой базы», который не может быть долгоиграющим. Важно понимать и то, что рост чистой прибыли у компании будет не поспевать за ростом выручки и происходить со значительным временн’ым лагом.
При прогнозировании роста выручки важную роль играют такие факторы, как темпы роста рынка в целом, наличие входных барьеров и конкурентные преимущества компании. Высокие входные барьеры в отрасли — плюс к стоимости компании, если она уже на рынке и имеет все необходимые лицензии и разрешения для работы. У молодой компании могут быть преимущества в виде юридической защиты интеллектуальной собственности, качества предлагаемой продукции, положения первопроходца на рынке.
Как справедливо заметил американский гуру оценки Асват Дамодоран, «истинный тест при оценке заключается в способности отчетливо вообразить, что будет представлять собой молодая быстрорастущая фирма, когда ее рост стабилизируется».
Какие же темпы роста стоит закладывать в прогноз? В традиционной экономике при умеренной инфляции быстрым может считаться рост на 15% в год. Одной из причин «краха доткомов» как раз и было ожидание ежегодного роста интернет-компаний на 100% и более на протяжении многих лет. Специалисты советуют прогнозировать быстрый рост технологического стартапа в течение двух-трех лет (не более!) — с постепенным снижением до уровня роста отрасли или экономики страны в целом.
При оценке в рамках сравнительного подхода, возможность применения которого зависит от наличия аналогичных компаний с устоявшимся бизнесом, в том числе и зарубежных, используется оценка устойчивости операционной маржи при стабильном росте. Однако у молодых компаний операционная маржа может быть низкой в связи с тем, что правила бухгалтерского учета требуют отнесения капитальных затрат на себестоимость. Поэтому при оценке необходимо нормализовать отчетность, исключив такие затраты из расходной части. Существуют формулы, позволяющие оценить влияние реинвестиций, производимых с целью обеспечить рост бизнеса. Компания будет тем дороже, чем меньше объем реинвестиций, которые требуются на поддержание стабильного роста. Отличным знаком для инвестора будет тот факт, что затраты на обеспечение текущей выручки со временем сокращаются за счет экономии на масштабе. Но если доходы растут, например, вследствие сокращения затрат на НИОКР, то риску подвергается будущий рост бизнеса.
Если исходных данных и объектов для сравнения совсем недостаточно, то инвесторы используют так называемую оценку ценности, основанную на вероятности того, что фирма не выживет, а также ценности собственного капитала и оборотных средств компании. При этом драйверами ценности являются устойчивость маржи и роста выручки бизнеса. При оценке инженерных стартапов всегда возникает «оценочный шум»: результаты, полученные с применением различных подходов, могут значительно различаться. Поэтому рекомендуется использовать диапазон оценки, а не единственно верную сумму.
Советую инвесторам при оценке молодых компаний не доходить до фанатизма, оперируя цифрами и интуицией. Вероятность ошибки всегда будет высока. Тем более что на практике большинство стартапов не укладывается в сделанные ранее прогнозы. Основателям же стартапа не стоит отказываться от применения математических методов в пользу чисто интуитивного подхода — иначе будет трудно достичь взаимопонимания с инвестором.
И напоследок: для венчурного инвестора очень важно, каким образом будет осуществляться выход из бизнеса по истечении срока инвестирования. Одним из способов может быть выкуп инвестором доли отцов-основателей проекта. В этом случае предпринимателю необходимо избегать эффекта, называемого «игрой на ожиданиях», когда незначительное отклонение от стратегических показателей развития компании может вызвать обвал ее стоимости. Существуют действенные инструменты защиты, играющие не менее важную роль, чем качественная оценка. Но это уже тема для отдельного разговора.
Начать дискуссию