Нефтяные цены, похоже, достигли минимального уровня, и ближайшие месяцы покажут, насколько стабильными они оказались. Пока же все указывает на то, что причин для взлета котировок, даже к 50 долларам за баррель, спасительным для России, нет. Это значит, что государству нужно приспосабливаться к жизни в совершенно новых условиях как минимум на пару лет. Такое мнение выразил в своем материале на страницах «Газеты.ру» экономист Владислав Иноземцев.
Он подчеркивает, что перестраиваться придется многим сферам. Однако «подстройка», в первую очередь, потребует изменений в управлении госфинансами, которые, как привыкли считать в правительстве, неисчерпаемы. Пока российские власти называют меры, которые выглядят, мягко говоря, смешно, отмечает эксперт. С одной стороны, они заявляют о секвестре бюджета на 10 процентов», благодаря чему страна сэкономит 500 миллиардов рублей». Учитывая, что бюджетные расходы запланированы в размере 16,1 триллиона рублей, то из этого следует, что секвестируемая часть будет составлять не более трети росписи бюджета, в то время как две трети («защищенные», «закрытые» и иные статьи) не могут быть подвернуты никаким урезаниям. Соответственно, никаких перемен с точки зрения бюджетной структуры (и намерений властей) ждать не стоит.
С иной стороны, идут разговоры относительно приватизации - власти задумались даже о продаже некоторой части самой успешной компании государства «Роснефть».
Естественно, отмечает автор, продажа незначительного пакета не поменяет роль Кремля в управлении компанией, однако проблема в том, что на данный момент этот пакет оценивается рынком в 5,7–5,9 миллиарда долларов, а «дыра» в бюджете, которую нужно закрыть - не менее 30 миллиардов долларов.
Можно еще поднять налоги, однако их сборы тоже не очень велики. За исключением НДС, однако, на его пересмотр вряд ли в этом году кто-то пойдет. Поэтому напрашивается вывод, что радикального «прорыва» ожидать не стоит. Остается надежда на «чудо» в виде какой-нибудь склонной к реформам фигуры.
Где же выход?
Владислав Иноземцев предлагает задуматься о достаточно экзотическом «бюджетном маневре», который будет соответствовать сырьевой природе экономики и силовому характеру Российской Федерации. В первую очередь, отмечает эксперт, стоит признать, что российские власти не способны развить экономику вне пределов сырьевой отрасли. Они не готовы управлять государством, используя экономические мотивы.
Если обратиться к цифрам, в нынешнем году федеральный бюджет планирует собрать 3,66 триллиона рублей НДПИ и 2,45 триллиона вывозных таможенных пошлин, тогда как расходы на государственный аппарат 1,15 триллиона рублей, на нацоборону - 3,14 триллиона рублей и на общественную безопасность - 2,02 триллиона рублей. Это планировалось из расчета, что баррель нефти будет стоить 50 долларов. При 40 долларах доходы будут ниже, однако, если предположить 10-процентный секвестр, цифры почти равны.
Если власти хотят больше денег, то они должны понимать, где их взять. Или добывать (при помощи отечественных «чемпионов» либо зарубежных компаний - неважно) больше газа и нефти, или создавать прибыльные государственные корпорации (этого мы просто не умеем делать), или расставаться с какой-то частью собственности.
Очередным шагом могла бы быть реформа НДС. Данный налог стоило бы разделить на региональную и федеральную составляющие в соотношении один к двум. Федеральный бюджет планирует собрать порядка 4,38 триллиона рублей НДС в текущем году и перечислить около 660 миллиардов рублей регионам в качестве различных дотаций и трансфертов - при этом бюджеты регионов останутся дефицитными приблизительно на 500–550 миллиардов рублей. Согласно мнению автора, оставив в распоряжении субъектов треть НДС, правительствосможет полностью решить проблемы субсидирования и, что гораздо более важно, заставит регионы для получения средств стимулировать собственную экономику. Эта мера, по сути во многом сделает регионы партнерами федерального центра и друг друга, а также заставит их конкурировать не за благосклонность высоких федеральных чиновников, а за внимание иностранных и отечественных инвесторов.
Конечно, пишет автор, в государстве останутся территории, которым потребуется помощь и поддержка. В Германии, к примеру, принято, что земли решают между собой, кто нуждается в дополнительной помощи, и организовывают трансферты между отдельными землями, а не между территориями и Берлином. Используя этот опыт, федеральное правительство распоряжалось бы небольшим объемом средств, подчеркивает экономист.
Согласно его мнению, чтобы нарастить поступления, необходимо, с одной стороны, либерализовать бизнес-среду и вернуть бизнесменам желание инвестировать, а с иной - уменьшить налоги на бизнес, предоставляющий большое количество рабочих мест.
Повышение уровня жизни граждан должно вытекать из реального экономического роста, а не из увеличения нефтяных цен и не из раздачи пособий, отмечает Владислав Иноземцев. Автор напоминает, что в Объединенных Арабских Эмиратах давно применяется модель, при которой нефтяные поступления и доходы госкомпаний идут в бюджет, при этом прочие налоги почти отсутствуют. Схожая модель, отмечает он, могла бы радикально поднять «выживаемость» Российской Федерации перед лицом длительных финансовых испытаний.
Начать дискуссию