Наиболее распространенная форма сбережений — депозиты. Для формирования пенсионных накоплений их использует каждый пятый россиянин (19%). Среди жителей городов доля таких вкладчиков вдвое выше, чем среди селян (21% против 12% соответственно). Отчисления в Пенсионный фонд делают 9% опрошенных, причем среди жителей села число таковых составляет всего только 2%. Еще 8% россиян используют в качестве инвестиций недвижимость, а 3% оформили полис страхования жизни.
Каждый пятый опрошенный указал, что ежемесячно откладывает 10% дохода, каждый десятый — от 10 до 20% заработка, каждый двадцатый — более 20%. Тем не менее более половины наших сограждан (52%) вообще не имеют возможности
Если более детально рассмотреть мотивацию тех, кто заинтересован в создании накоплений, то эти люди чаще всего обращают внимание на доходность вложений, справедливо считая, что она должна быть выше инфляции (58%). Второй немаловажный момент — это сохранность и гарантия вложений в будущем: ее оценивают 43%. Был также отмечен фактор наличия возможности забрать деньги, когда потребуется (31%). Примечательно, что жители села больше ценят сохранность вложений (63%), нежели доходность (46%), в то время как выбор горожан более рискованный: 59% ценят доходность и 41% — сохранность.
Как выяснили специалисты НАФИ, почти половина опрошенных (44%) не надеются на то, что в преклонном возрасте смогут рассчитывать на финансовую помощь своих детей. Оптимистично в этом вопросе настроены лишь 39% россиян. Настроения наших сограждан в целом понятны: никто не ждет никаких перемен к лучшему в ближайшие годы, и о будущей пенсии, пока есть возможность, люди стараются не думать.
Электрочайник до лучших времен
Впрочем, все меньше мыслей у россиян и о возможном шопинге. По данным исследования «РосИндекс» компании Synovate Comcon, 41% россиян уже отказываются от покупки бытовой техники
Одной из категорий кухонных приборов, на которых начали экономить больше всего, стали электрочайники. Доля людей, покупающих этот девайс, снизилась с 10% в 2012 г. до 8% по итогам девяти месяцев 2015 г. Кроме того, чайники впервые с 2012 г. подорожали — средние затраты на одну такую покупку увеличились на 111 руб.
Но есть категории товаров для кухни, продажи которых за последний год выросли. Например, по сравнению с 2014 г. доля покупателей
Экономическая ситуация в стране повлияла и на то, где люди предпочитают приобретать мелкую бытовую технику. Теперь россияне реже едут за ней в специализированные сетевые магазины и также в супермаркеты и гипермаркеты, а чаще обращаются в специализированные несетевые торговые точки.
Еще сильнее экономия отражается на крупной бытовой технике. В III квартале прошлого года от ее покупки отказались 37% россиян. Эксперты считают, что это связано с заметным подорожанием товаров, относящихся к этой группе. Например, средние затраты на покупку холодильника с 2014 г. по октябрь 2015 г. увеличились на 825 руб., и в итоге число людей, покупающих этот товар, снизилось с 7% в 2012 г. до 4%, зафиксированных по итогам 9 месяцев 2015 г.
А нам все равно
Несмотря на все эти данные, до сих пор значительной остается доля тех россиян, кто пока еще даже и не начинал экономить. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля тех, кто не экономит на товарах и не стремится выбирать то, что подешевле, за год практически не изменилась. Если в январе 2015 г. она составляла 38%, то в декабре 2015 г. — 37%. Зато заметно выросло число тех, кто уже более шести месяцев экономит на покупках, — с 22% в январе до 34% в декабре. Это в первую очередь пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что начали экономить на товарах в течение последнего полугодия и 7% — в течение месяца.
Существенно больше стало тех, кто уже свыше шести месяцев отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений: их число выросло с 21% в январе до 35% в сентябре. При этом неизменным осталось количество соотечественников, не ущемляющих себя в покупках: 34% респондентов в январе и 35% — в декабре.
Суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32%, при этом число людей, которые этого в принципе не делают, выросло с 56 до 64%. Треть россиян (33%) сообщили о том, что в связи с кризисом в стране стали выращивать на своих участках больше овощей и фруктов. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут также 33% опрошенных. 24% занимают в долг у знакомых, а каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) или берет кредит в банке (20%). Самые дальновидные, как всегда, в меньшинстве: лишь 9% россиян делают накопления в валюте.
«Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары — предприятия не могут продать произведенное, затем следуют увольнение работников или задержки зарплат — и спрос сокращается в еще большей степени. Резкое падение розничного товарооборота сразу на 30% произошло в России в январе 2015 г. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 г. две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости», — расказывает Олег Чернозуб, руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ.
По его мнению, данная тенденция будет только усиливаться. На это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и увеличение числа людей, берущих деньги в долг и наращивающих заготовки фруктов и овощей в личном подсобном хозяйстве. Эксперт считает, что в течение полугода все эти процессы приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления будут «проедены», настанет пора отдавать долги, а часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства.
Начать дискуссию