Экономика России

Проблемы синих людей

Как в России пытаются контролировать алкогольный рынок.
Проблемы синих людей
Фото Александры Мальцевой, Кублог

С начала этого года правительство с новой силой взялось за алкогольный рынок. Новая глава отношений власти с продавцами спиртных напитков внезапно началась с применения спецназа и БТР-ов — так прошла вчерашняя «зачистка» нескольких оптовых поставщиков и ликероводочных заводов в Кабардино-Балкарии. Ibusiness решил посмотреть на то, как еще пытались повлиять на эту отрасль в нашей стране.

Пиво или водка?

Как объясняет Polit.ru, для российского правительства алкоголь долгое время являлся не столько социальной проблемой, сколько важным источником налоговых поступлений. Поэтому приоритетным вопросом является скорее учет продажи и производства, а ограничительные меры вводились достаточно осторожно.

К примеру, к середине 90-х ключевая идея звучала примерно так: чтобы отучить население пить крепкие напитки, нужно «привить» им вкус к пиву, вину и коктейлям. Поэтому производителям пива были предложены различные льготы в рекламе и распространении. Результаты были довольно противоречивые: по данным Polit.ru с 1995 года по 2007 потребление пива увеличилось примерно в 5,5 раз, а потребление водки выросло на 20%. Также считается, что благодаря этому значительно вырос подростковый алкоголизм.

Обратные меры были приняты лишь в июле 2012 года, когда были приняты поправки в законодательство, регулирующие алкогольную отрасль. Теперь все напитки с содержанием алкоголя более 0,5% имеют один и тот же статус и на них накладываются одинаковые ограничения. Главное изменение заключалось в том, что пиво теперь можно продавать только в стационарных магазинах площадью не менее 50 квадратных метров. В январе того же года аналогичным образом была ограничена продажа алкогольных коктейлей. Производители пива отчитались о резком падении продаж к первому кварталу 2013 года. По их словам, через ларьки и маленькие магазины реализовывалось до 40% продукции, поэтому снижение продажи отдельных марок достигло 17%.

Акцизы

Повышение акцизов также является одной из любимых мер контроля алкогольного рынка. По данным Росстата, с 2005 по 2015 год цена литра водки в магазинах выросла почти в четыре раза (до 559 рублей). По данным «Полит.ру» поступления в бюджет с 2004 год по 2013 увеличились почти в 10 раз — с 12 миллиардов до 116.

Главным аргументом против повышения акцизов при этом является рост суррогатной продукции. В ноябре прошлого года председатель Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что в 2015 году из-за повышения акцизов доля легально проданного алкоголя снизилась до рекордных 35 процентов, а потери бюджета от «серого» рынка составили 200-270 миллиардов рублей. По словам Матвиенко доля официальной продукции на рынке особенно активно снижалась последние три года.

По данным директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза в 2014 году было продано 1,25 миллиарда литров водки и ликеро-водочных изделий. Акцизы были проданы только с 0,8 миллиарда. Получается, что продано было на 450 миллионов литров больше, чем произведено — это и есть минимальная оценка продаж нелегальной продукции, но конечно же оценить серый в полной мере не представляется возможным.

Перед сном

Также в июле 2010 года было введено ограничение на продажу алкоголя в ночное время. Первоначально изменения касались напитков крепостью более 5%, причем регионы могли самостоятельно регламентировать время, в которое можно заниматься продажей. В 2012 году запрет коснулся и пива.

Оценить эффект от этого ограничения достаточно сложно, поскольку во всех регионах оно реализуется по-разному — по данным РИА «Новостей» в Чечне и Дагестане, например, есть районы, где продажа алкоголя разрешена только на два часа в сутки или же запрещена полностью. В Омской области, к примеру, в марте 2013 года расширили действие федерального закона на три часа — покупать алкоголь в этом регионе можно только с 10 утра до 10 вечера (было — с 8 утра до 11 вечера). Потери бюджета за первые 10 месяцев с момента вступления нового ограничения составили 25 миллионов рублей, при том, что количество случаев алкогольного отравления со смертельным исходом выросло на 8,3%.

Запрет рекламы

С июля 2013 года действует запрет на рекламу алкоголя в печатных СМИ, на ТВ и радио, в интернете, а также на улице и в общественном транспорте. Однако кажется, что больше всего от этого запрета потеряли СМИ и рекламный рынок, а не сами производители. Закон не запрещает рекламировать, например, под пивным брендом безалкогольные напитки — чем и воспользовались многие компании.

Летом 2014 года под давлением FIFA были временно сняты ограничения на рекламу и продажу пива. До 2019 года, на время проведения в России чемпионата мира по футболу разрешается рекламировать пиво в прессе, на стадионах и на платных телеканалах во время спортивных трансляций.

ЕГАИС

С 1 января 2016 года предприятия, торгующие алкоголем, обязаны подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Первоначально продавцов обяжут передавать данные о закупках, а с 1 июля — и о продажах спиртных напитков. «Российская газета» рассказывает о том, как нововведение сказалось на бизнесе в Челябинской области. Необходимость резко внедрять новое оборудование подняла цену на него с 30-40 тысяч рублей до 100, и для многих мелких точек эта сумма оказалась неподъемной. К середине февраля, по данным газеты, к ЕГАИС было подключено менее 20% мелкой розницы в регионе. Как сообщает Forbes, по всей России к концу января к системе подключилось не более 58% предприятий розничной торговли и около 98% «оптовиков». По оценке экспертов, суммарный эффект от ЕГАИС и обновленных акцизов может привести к росту цен на вино на 12-15%, а на водку — 7-8%.

Начать дискуссию