Торможение emerging markets, многие из которых находятся под сильным давлением падающих сырьевых цен (Всемирный банк понизил ценовые ожидания по 37 товарным группам из основных 46), по опасениям международных экспертов может в 2016 г. перерасти и в спад мирового ВВП. Из крупных экономик в таком состоянии уже пребывают Бразилия и Россия, на подходе ЮАР.
На рынке жидких углеводородов форменный «ойлогеддон» (так текущее положение определили в Citi Group) — равновесия спроса и предложения (избыток последнего в Международном энергетическом агентстве оценивают в 1,75 млн баррелей в сутки) стоит ждать не ранее середины 2017 г. Пока же, пожалуй, главный тренд — сверхволатильность в интервале $20–40 за баррель.
Несолнечно и в наших родных пенатах.
Год обезьяны в «медвежьем» облике
Первый раунд пересмотра прогнозов (в основном за счет китайских впечатлений) состоялся еще прошлой осенью. В январе последовало продолжение. «Медведи» прогнозного рынка (в том числе Всемирный банк, МВФ, «большая тройка» рейтинговых агентств, системно значимые глобальные банки
На этом фоне Россия идет, как водится, своим путем. Разброс ожиданий продолжающегося спада — от 0,7–1,0% у «оптимистов», среди которых главные фигуры — международные финансовые организации и Минэкономразвития, до 1,3–2,2% у «пессимистов», где первую скрипку играют аналитические команды банков. «Реалисты» из ЦБ РФ ждут сезонно очищенных минусов ВВП в I квартале в 0,7%, во II квартале — 0,3%, в целом же по году не исключают зафиксированного статистикой спада в 1,3–1,7% при позитивных значениях основных макропоказателей
В принципе это уже много лучше, чем прошлогодние минус 3,7%. Замечу, что в экспертном сообществе сведения эти воспринимаются сдержанно. В ВЭБе, например, собственно декабрьский нырок оценивают в 4,3%, подчеркивая, что спад усилился и по ряду других показателей. Дискутировать по поводу цифр можно и нужно. Но, не они главный повод озабоченности, а устойчивый эффект дежа вю. «Приостановки» спадов деловой активности были различимы и летом, и в начале осени 2015 г. Затем, правда, «нули» и «маленькие плюсы» стирались переходом в отрицательную область. Между тем в
Диагноз, по большому счету, понятен: отставание от общемировой динамики, а нынче и движение в противофазе — признак структурного кризиса. Можно сколько угодно заменять эту констатацию политкорректной маской «приспособления к новой реальности», суть не изменится. Да и при лучшем раскладе,
Ответом на эти вызовы призвана стать основательная перезагрузка российской
Антикризисный «конфликт интересов»
Сбываемость прогнозов всегда находится в прямой зависимости от содержания экономической политики. О ее
Напомню, что в этом столетии это уже третий случай сверхконцентрации госуправленченских усилий на задачах нештатных ситуаций. В
По остающимся 133,7 млрд источник финансирования намечено определить по ходу исполнения бюджета, сокращение незащищенных расходов которого до уровня
Подчеркну сразу: то, что так или иначе «осмечено», — это оперативные меры «точечной» поддержки регионов и отраслей. С ними примерно понятно — по завету
Естественно, они требуют подстраховки. В помыслах министров речь идет о 0,9 трлн руб. доходов от приватизации, повышении акцизов на бензин, налогов на нефтянку (пересмотр формулы НДПИ с итоговым прибытком для госказны в 300–900 млрд руб. в зависимости от реальной среднегодовой цены на нефть), девелоперов и других новациях.
Судя по всему, двигается с мертвой точки и такое магистральное направление, как повышение эффективности госрасходов. К 1 апреля все непотраченные средства госсубсидий возвращаются в бюджет, при этом с нынешнего года вводится казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование по которым превышает 100 млн руб., исполнители гособоронзаказа смогут использовать в расчетах казначейский аккредитив, адресность господдержки будет обеспечиваться открытием счетов конечных получателей в Федеральном казначействе.
Значительная часть правительственного плана, требующая не денег, а политической воли и
По сути, это конкретизация структурной повестки правительства, в целом сформулированной в основных направлениях его деятельности по 2018 г. включительно. Сюда же следует отнести анонсированный Минэкономразвития аудит издержек инфраструктурных монополий (первый кандидат — РЖД) и вообще госкомпаний, а также запускаемую в текущем году в пилотном режиме оценку фактического воздействия
Но остается немало вопросов. Версий корректировок
К тому же обе части плана различаются по срокам исполнения. Структурные меры по большей части не привязаны к
На поверку же «зачет» лишь у денежных властей, ставших таргетировать инфляцию, одновременно перейдя на плавающий курс рубля. В принципе это — уже приоткрытая дверь в другую экономику. Результаты есть: и резервы сэкономлены (ступенчатая
В том, как будет протекать их подтягивание, как раз и заключается главный
Планы действий издаются и переиздаются, отчасти даже исполняются, но зябкая «новая реальность» мало меняется, а наледь структурных сдержек становится все толще. Скалывать ее одноименными реформами, выстраивая тем самым систему управления средне- и долгосрочными рисками, — это и есть необходимость, предписанная временем перехода в новую модель развития. Все прочее, в том числе и массированная господдержка по всем азимутам, — из разряда возможного. «Муза» этого баланса давно уже на пороге. Если не захлопывать перед ней пока еще только приоткрытую дверь, задвигая в «долгий ящик» структурную политику, то 2016 г. может оказаться плодотворным для формирования желаемого облика российской экономики.
Начать дискуссию