После третьего кризиса за последние двадцать лет российские предприниматели в большинстве своем, кажется, твердо выучили, что кризис — это не только опасность, но и возможность. На мой взгляд, сейчас прекрасная пора для собственников избавляться от низкоэффективного бизнеса и пробовать себя в новых нишах.
Стоимость бизнеса, как и любого другого товара, зависит от факторов внешней среды, и в первую очередь от соотношения спроса и предложения. Поскольку в кризисное время капитализация большинства малых и средних компаний снижается, возрастает и спрос на так называемые distressed assets (в буквальном переводе с английского это означает «активы, подвергшиеся рыночному стрессу»). Однако если это и ведет к росту числа сделок купли-продажи, то совсем незначительному. Действительно, потенциальных инвесторов становится намного больше, но вместе с тем ужесточаются требования к качеству покупаемого бизнеса. Цена в большинстве случаев формируется, исходя из рыночной или даже ликвидационной стоимости чистых активов, а оценка будущих доходов обнуляется в связи с возросшими рисками их получения. Максимум, на что готово большинство покупателей в кризис — заплатить стоимость чистых активов с премией в 25% («как бы за действующий бизнес»).
Кто же в такое непростое время отваживается вкладывать в покупку бизнеса? Я бы выделил пять основных групп инвесторов, вполне осознанно рискующих, но имеющих большие шансы на успех.
Во-первых, это крупные и средние компании, которые пользуются конъюнктурой для скупки конкурентов. Это самое время, чтобы с наименьшими усилиями и затратами произвести передел рынка, нарастить свою долю и избавиться от вечно путающихся под ногами и демпингующих аутсайдеров. Надо понимать, что шанс «слиться» с крупным игроком имеют далеко не все желающие, а только те, кто смог сохранить клиентскую базу и деловую репутацию. И самое главное — адекватно оценивает ситуацию и не упорствует в отстаивании заоблачной цены. Время играет против них, и «дозревание» до сделки может плавно перейти в банкротство.
Во-вторых, это инвесторы, решившие диверсифицировать вложения и выйти на новые для себя рынки. Имея большой опыт предпринимательской деятельности и управленческую команду, они легко адаптируются к условиям малознакомой ранее рыночной среды.
В-третьих — те, кто решил вложить в отечественную экономику средства, которые до этого приносили лишь пассивный доход в российских или зарубежных банках. Такие покупатели, в свою очередь, делятся на «стратегов», готовых лично участвовать в управлении, и финансовых инвесторов, не желающих вникать в проблемы развития бизнеса. Среди последних как всегда много чиновников и топ‑менеджеров крупных компаний, покупающих бизнес через доверенных лиц. Девальвация рубля позволяет приобрести за те же деньги в инвалюте почти в два раза больше активов.
Четвертую категорию покупателей бизнеса в кризис составляют банки и инвестиционные фонды. Как ни странно, но банки значительно повысили активность на рынке купли-продажи бизнеса в последнее время. И если раньше многие из них скупали непрофильные активы для себя или своего руководства, то сейчас они готовы кредитовать покупку бизнеса своими клиентами. Правда, объем инвестиций значительно уменьшился. Еще полтора года назад нередко фигурировали суммы в десятки миллионов долларов под шесть процентов годовых, теперь же редкий раз услышишь о сделке более чем в сто миллионов рублей, а процентные ставки не разглашаются. Инвестиционные фонды переживают не лучшие времена, и их активность скорее проявляется в венчурных сделках, чем на более привычном рынке private equity (рынок прямых инвестиций в бизнес путем покупки доли).
Пятая категория — частные лица, покупающие доли в компаниях на стадии посевных инвестиций или первого дохода. Количество бизнес-ангелов растет, качество инвестиционных проектов падает. Зачастую бизнес-ангелами вынужденно становятся предприниматели, вышедшие из неудачного бизнеса и вкладывающиеся в чужие идеи. Их преимущество перед основателями стартапов состоит в том, что они способны, кроме денег, привнести в бизнес свой опыт и знания, что немаловажно.
Какую же стратегию управления активами следует выбрать в период кризиса? Если ваш бизнес вполне жизнеспособен, а вы имеете свободные средства или возможность привлечения стороннего финансирования, приглядитесь к конкурентам либо к другим отраслям. При отсутствии свободных средств или накоплений можно выбрать стратегию выживания. «Все умрут, а я останусь» — тоже неплохой вариант. Если уверенности в будущем бизнеса нет, но имеется недвижимость в собственности, можно распродать активы, деньги положить в банк, а помещения сдать в аренду. Один из моих клиентов, владелец косметического производства, так и поступил в 2008 году, сдав помещения под магазин «Пятерочка». Теперь рентные платежи хотя и немного меньше прежнего предпринимательского дохода, но появилось свободное время и проценты по вкладу.
Ко мне все чаще стали обращаться старые клиенты, не решившиеся в свое время выйти из дела или отложившие решение до лучших времен в надежде на рост бизнеса. В свое время многих из них так и не удалось убедить, что запрашиваемая ими цена завышена в разы, а «дураков с деньгами» в природе не существует. Теперь наступил так называемый момент истины, но поезд ушел… Даже у меня как бизнес-брокера ужесточились требования как к самим объектам, предлагаемым на продажу, так и к ожиданиям владельца по поводу их стоимости (я сильно рассчитываю на гибкость и готовность собственника принимать мои рекомендации по уровню стартовой цены). Таким образом, выбор стратегии «держать или продавать», схожий с тем, который делают владельцы акций, зависит от многих факторов. Кто правильно оценит ситуацию и примет взвешенное решение, тот и останется в выигрыше. И если фондовый рынок «вдолгую» обыграть практически невозможно, то в бизнесе возможно все.
Комментарии
1Хорошая статья