Управление персоналом

Хоровод для прибыли

В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет, такой-то рабочий день... К этому перечню следовало бы добавить еще один пункт: отправление корпоративных ритуалов обязательно.

Елена Мулярова

В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет, такой-то рабочий день... К этому перечню следовало бы добавить еще один пункт: отправление корпоративных ритуалов обязательно.

«Работал я в одной конторе,— вспоминает системный администратор, не пожелавший огласить ни свое имя, ни название компании,— с интереснейшей заморочкой. Каждое утро весь личный состав собирался на молитву. Не православную, не католическую, не магометанскую — в ней упоминались Христос, Будда, Кришна и Перун. Наверное, директор эту религию сам выдумал исключительно для демонстрации лояльности сотрудников. И ничего, демонстрировали».

То, что анонимный сисадмин называет заморочкой, любой специалист по корпоративной культуре обозначит как ритуал. Из того, что корпоративная культура за последние пять-семь лет стала модной темой семинаров, тренингов и газетных публикаций, еще не следует, что раньше ее не было.

Была — со всеми вытекающими из нее планерками, пятиминутками и проработками на профсоюзных собраниях. Корпоративные ритуалы тоже были. Собственно, как ритуалы вообще, которые, согласно энциклопедии, есть «стандартные формы поведения особей одного вида при их взаимодействии в строго определенных ситуациях».

В чем смысл

Одна из целей ритуала— предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы — как формальные, так и неформальные.

Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот.

Так, в компании «Агроторг», владеющей сетью универмагов «Пятерочка», большинство руководства — бывшие военные. Вероятно, по этой причине корпоративные ритуалы «Пятерочки» родом из армии. Помимо флага и гимна это еще и так называемый текст утреннего настроя — своеобразная корпоративная молитва. По мнению руководства компании, все перечисленное помогает сотрудникам работать в напряженном ритме (кассир «Пятерочки», согласно правилам, должен обслужить 60 клиентов в час) и не только не сойти с ума, но и сохранить должную дисциплину.

Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму. «Мы даже не отмечаем День защиты окружающей среды или День Земли, хотя могли бы,— рассказывает сотрудник „Гринпис” Вадим Кантор,— а Рождество, дни рождения или Восьмое марта — обязательно и по доброй воле».

Выпивка и спорт обязательны

Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. «На моей прошлой работе,— вспоминает москвич Николай,— было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения».

Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры ММК (Магнитогорского металлургического комбината) раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче «веревочный тренинг» и прочие тимбилдинги, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег — считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: «Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых — выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать».

Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в московской компании «Аква Лого» весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники «Аква Лого» почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом.

Инициация и хоровод

Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию.

Календарные ритуалы— самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная.

Переходные ритуалы— ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса.

Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу.

В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной.

К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в питерской компании «Картинформ», заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки.

Магические ритуалы — самые древние и самые живучие.

В корпоративной культуре магический оттенок приобретают переходные ритуалы начала рабочего дня. Особенно в компаниях, специализирующихся на сетевом маркетинге.

Например, по свидетельству одного анонимного участника ритуального действа, рабочий день в их компании начался с «круга благодарения», когда сотрудники водили своего рода магический хоровод.

Кризисные ритуалы. По мнению доктора исторических наук, профессора факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина, ритуал— «наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций». Кризисный ритуал в масштабах государства — это обращение его главы к народу.

В масштабах отдельно взятой компании — обращение ее главы к сотрудникам с просьбой затянуть пояса, поработать сверхурочно, отказаться от отпуска или... добровольно уволиться. Сюда же относятся мозговые штурмы, желательно с привлечением кризис-менеджера, а также уже упомянутые тренинги персонала.

Все в баню

Возможно, нашим руководителям следует брать пример с их французских коллег, которые, как сообщает французская La Tribune, предлагают своим подчиненным разнообразные приятные варианты корпоративного времяпрепровождения. Так, в честь пятилетия ИТ-компании Cilaos ее руководитель Серж Холл отправил своих подчиненных в спа-центр. Там «айтишники» посидели в джакузи, погрелись в хаммаме, расслабились в массажном и преобразились в косметическом кабинетах.

«Сначала мужчины — а их в компании большинство — отнеслись к затее с некоторой настороженностью,— рассказывает глава компании,— но я хотел, чтобы мои сотрудники пережили незабываемые моменты и получили ни с чем не сравнимые ощущения, отличающиеся от традиционных командных игр team building».

Серж Холл не одинок в своей инициативе: корпоративные визиты обеспечивают 30% торгового оборота французских спа-салонов. Более того, коллективные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre — «искусство жить». По мнению Марилин Пассини, директора консалтинговой компании Proame, «необходимо предлагать сотруднику то, что его может заинтересовать, например, гурманство, возвращение к природе. Возможно, в компаниях в скором времени войдут в практику посещения сельских хозяйств, прохождение курсов садоводства...» А сейчас сотрудники некоторых французских компаний с удовольствием учатся за счет руководства на кулинарных курсах и даже создают коллективные живописные полотна.

Именно работой над фреской 300 нотариусов компании Monassier отметили приближение нового 2006 года.

Приживутся ли подобные новации у нас? Почему бы и нет. Но только неизвестно, как отреагируют на них наши менеджеры, если походы к косметологу или на кулинарные курсы станут обязательными, а отказ от них будет грозить увольнением. В том, что иные руководители российских компаний организуют эти посещения именно таким образом, сомневаться не приходится.

Комментарии

1
  • Маринка
    [quote]Приживутся ли подобные новации у нас? [/quote]
    Уже приживаются...
    По крайней мере, в той фирме, откуда я недавно уволилась. Корпоративные праздники объявлялись "рабочим днем" и присутствие на них было строго обязательным. Отсутствие должно было быть убедительно мотивировано, и надо было быть готовым к негативному отношению со стороны начальства, вплоть до увольнения.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.