Страхование

Не ходите, дети, в Мексику гулять

На минувшей неделе в соцсетях бурно обсуждалась история российской туристки, которая пострадала в ДТП в Мексике. Несмотря на наличие международной медстраховки, девушка, по словам ее мужа, 14 дней после аварии провела не в палате, как было предусмотрено договором, а в приемниках скорой помощи в «мягко говоря, не самых лучших условиях».
Не ходите, дети, в Мексику гулять
Фото Тимура Громова, Кублог

На минувшей неделе в соцсетях бурно обсуждалась история российской туристки, которая пострадала в ДТП в Мексике. Несмотря на наличие международной медстраховки, девушка, по словам ее мужа, 14 дней после аварии провела не в палате, как было предусмотрено договором, а в приемниках скорой помощи в «мягко говоря, не самых лучших условиях». Банки.ру разбирался, как себя вести, если вам понадобилась экстренная медпомощь в чужой стране.

Бумажка или документ

История россиянки Насти Семеновой, описанная ее мужем Николаем, набрала более 10 тыс. перепостов в Facebook. Как следует из поста, 23 февраля во время путешествия по Мексике Анастасия попала в серьезную автоаварию, и ей потребовалась срочная госпитализация. После ДТП девушка находилась без сознания, у нее пропали мобильный телефон и некоторые документы. Поэтому о случившемся ее супруг, находившийся в России, узнал только на вторые сутки от российского консула в Мексике и сразу связался со страховой компанией. «Специально для Настиной поездки была приобретена дорогая (10 564 рубля) медицинская страховка для выезжающих за рубеж с лимитом покрытия 50 000 долларов. Страховку приобретали у Альфа-Страхование», — написал Николай (орфография и пунктуация сохранены). Несмотря на ее наличие, по его словам, туристка оказалась предоставлена сама себе.

Организационными вопросами оказания медпомощи российским туристам за границей занимается не страховщик, а ассистанская (то есть сервисная) компания, с которой у страховой заключен договор, — в описываемом случае компания «Класс-ассистанс».

«В публичном госпитале Насте оказали оперативную помощь, проведя диагностику и сделав две операции, после чего ее оставили в приемном покое до тех пор, пока страховая не свяжется с госпиталем и не урегулирует все вопросы ее дальнейшего пребывания в этом медучреждении», — пишет Николай. На принятие решения о признании случая страховым у компании ушло, по его словам, 10 дней — после десятков звонков и писем, плюс с учетом того, что Николай прилетел в Мексику и сам собирал документы. В частности, требовался отчет скорой помощи и из госпиталя, протокол с места ДТП. «Но и в течение 5 дней после признания случая страховым Насте так и не была предоставлена стандартная палата (что предусмотрено договором)», — пишет Николай, так как, по его словам, мексиканские госпитали настаивали, чтобы иностранная страховая компания работала через местного поручителя. Все это дополнялось с разницей во времени в девять часов между Москвой и Мексикой: «Испаноговорящие сотрудники сервисной компании работают с 9 утра до 6 вечера по московскому времени в будние дни. С учетом разницы во времени общаться с госпиталем в Мериде они могли не больше одного часа в день и только в будние дни», — пишет муж пострадавшей.

«В результате Насте была оказана помощь, большей частью аналогичная той, что оказывается любому мексиканскому бомжу, — подытоживает Николай. — Первые 14 дней после ДТП она провела в приемниках скорой помощи. За это время ей так и не была предоставлена палата. Настю все время перевозили с места на место, она поменяла 4 госпиталя, переезд в последний из них занял около 5 часов, и это при том, что состояние Насти оставалось тяжелым. Сейчас Настя находится в палате интенсивной терапии, ей оказывается необходимая медпомощь, и она идет на поправку. Но чего нам это стоило! Вопросы о возмещении стоимости моего перелета, телефонных разговоров в ходе разбирательств, стоимости официальных переводов всех документов (а это немалые суммы) еще даже не поднимались…»

Что говорит страховщик

В компании «АльфаСтрахование» заявили, что случай был признан страховым сразу после получения сервисной компанией обязательного в подобных случаях полицейского протокола и заключения лечащего врача. Сразу после этого был согласован перевод пострадавшей в частный госпиталь в город Канкун с целью оказания более качественных медуслуг и оценки ее готовности к эвакуации на родину, заверили в компании. 10 марта девушке была сделана еще одна операция, ее состояние оценивается как удовлетворительное и готовится эвакуация домой.

«Компании «Класс-Ассистанс» и «АльфаСтрахование» с первого дня поступления информации о ДТП находятся в постоянном взаимодействии с медучреждениями, консульством РФ в Мексике, а также супругом пострадавшей, который с 1 марта находится в Мексике, — заявила руководитель управления страхования путешествующих СК «АльфаСтрахование» Ольга Таборева. — В рамках страховой суммы компания «АльфаСтрахование» гарантирует клиенту и его родственникам покрытие необходимых расходов, в том числе за оказание медицинской, медико-транспортной, транспортной помощи в соответствии с условиями договора страхования. На сегодняшний день приоритетной задачей является завершение всех медицинских мероприятий в Мексике и транспортировка пострадавшей на родину».

Учитывая резонанс, который вызвала история Анастасии, Банки.ру решил спросить у экспертов, что делать в подобных ситуациях.

Мексика — не Швейцария

Этот случай обнажил проблему организации медпомощи в странах с неразвитой системой медицины, комментирует генеральный директор сервиса по продаже туристических страховок Cherehapa Максим Пичугин, отмечая, что речь идет о странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки. «Туристический страховой бизнес организован так, что принять решение о выплате можно, только получив хоть какие-то подтверждающие документы о страховом случае», — объясняет он. При этом задача ассистанса — консультировать клиента на каждом этапе.

Страховая компания не может отвечать за качество здравоохранения в каждой стране мира, говорит председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по страхованию в сфере туризма Юлия Алчеева. «Когда человек выезжает куда-то отдыхать, он должен иметь в виду, что Мексика — это не Швейцария и медицинская помощь там оказывается на другом уровне, — говорит она. – Главное в страховании — то, что страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая компенсировать понесенные туристом расходы в пределах страховой суммы. Например, в камбоджийских больницах все пациенты — мужчины, женщины, дети — лежат в общих палатах. И, отправляясь в Камбоджу, человек должен понимать, что лечить его будут в тех больницах, которыми обладает данная страна».

По договору страховая компания обязана организовать предоставление качественной услуги и ее оплатить, утверждает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. «Те условия, в которые девушку поместили, требованиям по качеству услуги не отвечают однозначно. Ведь в итоге там все-таки нашелся другой госпиталь, с лучшими условиями», — говорит он.

По мнению Юлии Алчеевой, внимание, которое привлекла к себе история Насти Семеновой, излишне раздуто. «Если бы страховая компания отказалась признавать это ДТП страховым случаем, это действительно было бы странно. А тот факт, что решение долго согласовывали, — проблема не страховщика и даже не ассистанса. Скорость принятия решения страховщиком всегда зависит от ответа медицинского учреждения», — говорит эксперт, отмечая, что нормативных сроков для этого не существует. Страховая компания не может выслать гарантийное письмо об оплате расходов «вслепую», не имея подтверждения обстоятельств страхового случая, объясняет Юлия Алчеева: «Задержки ответов больницы есть не только в Мексике — такая проблема есть и с Кубой, и с Доминиканой, и с разными далекими островами». В процесс также вовлечены полиция, подрядчики сервисной компании и другие участники, напоминает Максим Пичугин.

Однако медицинская помощь должна быть организована незамедлительно, утверждает Николай Тюрников. «Задача страховой компании — в тот момент, когда им позвонили, организовать лечение, а не пускать дело на самотек», — утверждает он.

Правда, если впоследствии случай будет признан нестраховым и гарантия страховой компании будет отозвана, человек может «попасть на деньги». Пример подобной истории приводит Максим Пичугин. «Турист во время поездки в Таиланд попал в больницу, по телефону ему подтвердили, что случай страховой, и направили его в самый дорогой госпиталь. Затем, когда страховая компания получила документы, оказалось, что имело место обострение хронического заболевания — а в этом случае по условиям договора страховая оплачивает только 5% от страховой суммы. Клиенту пришлось заплатить около 1 500 долларов, и он возмущался, зачем его, не разобравшись, отправили в самую дорогую больницу».

В случае Анастасии Семеновой, даже если страховщик полностью оплатит медицинские расходы, у девушки есть основания для предъявления иска о компенсации морального вреда и расходов, которые она, вероятно, вынуждена будет понести по возвращению домой в связи с некачественным и неполным оказанием медуслуг в Мексике, считает Николай Тюрников.

Если вы заболели

Если вы находитесь за границей и вам понадобилась медпомощь, существует три варианта сценариев, рассказывает Юлия Алчеева из ВСС.

В случае если нужна экстренная помощь и есть угроза для жизни, пострадавший должен сам (или с помощью окружающих) вызвать местную скорую помощь — в каждой стране есть короткий «заветный» номер. «Вызов скорой по экстренному трехзначному номеру может быть осуществлен только с территории государства, где находится турист», — объясняет Юлия Алчеева. Затем, когда первоочередная помощь оказана, возникает вопрос, кто платит за лечение: тогда либо сам застрахованный, либо его врач связывается со страховой компанией и обсуждает оплату. «Страховщику, чтобы организовать помощь, требуется время — на связь с местным корреспондентом, гарантии, согласование», — подчеркивает Алчеева. Не признавать полис иностранной компании клиники не заинтересованы, так как это их гарантия, что лечение будет оплачено: у туриста денег на это чаще всего нет.

При этом условия и скорость оказания даже экстренной помощи зависят от страны. Например, был случай, когда человек умер на Мальдивах, дожидаясь врача, рассказывает Максим Пичугин. «Мальдивы — это больше тысячи островов. Больница, естественно, есть не на каждом из них. Российский турист поехал на дальний остров, и там у него прихватило сердце. Человек звонит в Москву в ассистанс, сервисная компания ищет местного врача или клинику, клиника должна организовать гидросамолет или катер, чтобы забрать пациента. Пока до него добрались, человек умер. И нельзя сказать, что здесь страховая компания или ассистанс сработали плохо: просто в этой стране медицинская помощь организована вот так. Если бы такое случилось с местным жителем, он был бы в точно таких же условиях», — поясняет гендиректор Cherehapa.

Второй вариант — когда экстренная помощь не нужна, но лечение необходимо, например заболел зуб или поднялась температура. В этом случае нужно позвонить по круглосуточному номеру в сервисную компанию, указанному на полисе, и там подскажут, куда нужно обратиться.

Третий вариант подходит для опытных и как минимум владеющих языком туристов: оплатить расходы самостоятельно и по возвращении домой обратиться за их компенсацией к страховщику. «Здесь нужно очень внимательно читать договор, так как каждый страховщик выставляет свои условия к «самостоятельным телодвижениям», — предупреждает Юлия Алчеева. – Кто-то требует согласовывать с сервисной компанией самостоятельную оплату медпомощи, кто-то рекомендует оплачивать самому только незначительные случаи, а по крупным — обращаться в сервисную компанию. Конечно, страховщику удобнее работать через ассистанс, но часто бывает, что клиника маленькая или врач частный — они могут не принять безналичную оплату, и это нормально».

Основные страховые случаи, покрываемые медстраховкой, — травмы, отравления, в принципе любой существенный вред здоровью или острая боль, а также медицинская транспортировка и репатриация тела в случае гибели, подытоживает Юлия Алчеева. «Если человек простудился и решил вернуться домой досрочно — это его риск», — приводит пример эксперт. Частота страховых случаев, по ее словам, год от года не меняется — одно обращение на 70 застрахованных, а вот число застрахованных в 2015 году снизилось примерно на 40%.

«Общий совет туристам: нужно отдавать себе отчет, в какую страну вы едете, и иметь при себе деньги — или наличными, или на карточке, — говорит эксперт. — Обязательно должны быть деньги на телефоне: звонить в случае чего придется самому, а роуминг никто не отменял. Страховка страховкой, но это еще и вопрос личной ответственности».

Помимо этого, при выборе страховой компании перед поездкой имеет смысл обратить внимание на связку «страховщик — ассистанс», советует Максим Пичугин, почитать отзывы туристов, были ли страховые случаи, как был организован процесс. Вопросы решаются быстрее, если ассистансы имеют прямые договоры с клиниками. «Безусловно, если к потерпевшему может прилететь родственник из России (перелет оплачивают многие страховые компании при госпитализации пострадавшего от 10 дней), это сильно ускорит подготовку всех документов и согласований, и надо быть к этому готовым», — предупреждает эксперт.

При этом цены на туристические страховки в большей степени зависят не от качества медпомощи в конкретной стране, а от убыточности, то есть статистики страховых случаев, рассказывает Максим Пичугин. В Таиланде, например, тариф выше, чем в Европе, — из-за кишечных отравлений, лихорадки Денге, частых ДТП на байках и популярности экстремальных видов спорта. Кроме того, тайские клиники часто завышают цены и назначают избыточные процедуры, чтобы увеличить выплаты от страховой компании, что тоже увеличивает убыточность, отмечает Пичугин.

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Комментарии

3
  • Надежда
    И все равно, многие скажут, что за границей отдыхать лучше, дешевле, красивее и т.д. (нужное подчеркнуть)
  • Над. К

    Выбирать надо не страховую компанию, а ассистанса. Желательно, чтобы у него было представительство в той стране, куда едешь. Хорошо бы еще узнать, с какими клиниками ассистанс постоянно работает.

    А у нас народ вот по цене страховки почему-то подбирает.


  • Надежда


    А у нас народ вот по цене страховки почему-то подбирает.

    да все потому, почему выбирают дешевые туры в дешевые страны. Денег мало. А отдохнуть хочется, да еще и по-царски. Вот и получается как-то так :(


Похожие материалы

Для бизнеса запускают «ЯндексДоски» и добавляют ИИ в почту и «Телемост»

Для корпоративных клиентов откроется сервис «ЯндексДоски», в почте и «Телемосте» станут доступны функции на базе искусственного интеллекта

Через сайт ФНС можно с помощью КЭП сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность бесплатно. 📅⏰«Ночной бухгалтер» № 1899

За электронную подпись тоже платить не придется, ведь получают ее сейчас в налоговой, потратиться придется разве что на носитель для КЭП и может быть на бухгалтера, который вам эту отчетность составит.

Через сайт ФНС можно с помощью КЭП сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность бесплатно. 📅⏰«Ночной бухгалтер» № 1899

Минфин сопоставил КБК 2025 с кодами 2024 года

Это многостраничный документ. По некоторым КБК нет данных для сопоставления, а какие-то сравнения нужны для целей бюджетного (бухгалтерского) учета.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

Реклама автокредита обернулась для Сбербанка штрафом

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала рекламу ненадлежащей и назначил штраф, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП.

ФНС: с 1 марта одна модель ККТ не соответствует требованиям закона

Пользователям касс БФР-112ФС предписано привести ККТ в соответствие с законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ».

Делайте точные расчеты и подробную отчетность по зарплате в 1С:ЗУП — все инструкции в новом онлайн-курсе «Зарплата в 1С:ЗУП»

Вы освоите инструменты для начисления зарплаты, НДФЛ и взносов в 1С:ЗУП. Сможете оформлять в программе 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ, рассчитывать больничные и отпускные, чтобы сдавать всю отчетность в срок и без ошибок. Автоматизируете работу в 1С:ЗУП — сэкономите время на выполнении рутинных задач и посвятите его повышению квалификации и карьерному росту.

olnik2023
НДС

НДС 0 или 20% ИП гостиница

Здравствуйте. ИП УСН + НДС общие нормы. Гостиничный бизнес. На услуги временного размещения НДС 0%. на все остальное-20%.

Заехал гость (просто физ лицо) с собакой...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

и потому не могут не облагаться НДС по ставке 20%.

Т.е. они должны облагаться по ставке 20%. потому что по другому быть не может.

Несообщение в военкомат о смене места жительства обернется повышенным штрафом

Депутаты решили усилить ответственность за воинский учет.

Реклама

Реклама в интернете может подорожать на 30%

На фоне изменения законодательства блогеры могут повышать стоимость продвижения товаров и услуг в своих социальных сетях.

Инвестиции

Топ-6 лучших дивидендных акций от Сбера. Новый, мартовский

Можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и как аналитики переобуваются на лету. В марте аналитики Сбера перекроили список лучших дивидендных акций. Смотрим новый топ.

Топ-6 лучших дивидендных акций от Сбера. Новый, мартовский

В реестр контролируемых лиц попали 640 тысяч мигрантов

До 30 апреля у мигрантов из реестра есть возможность легализовать свое пребывание в России. Если этого не сделать, иностранцев вышлют из РФ.

Как работать с маркетплейсами: бухгалтерия и налоги для онлайн-продавцов

Маркетплейсы — это не только миллионы клиентов, но и миллион нюансов в отчетности. В 2023–2024 годах законодательство для онлайн-продавцов ужесточилось, а налоговая стала активнее проверять сделки. В этой статье собрала для вас все, что важно знать, чтобы не потерять прибыль и избежать штрафов.

💢 Почти 30 млн россиян занимаются малым бизнесом. Кабмин перевыполнил план

В России перевыполнили план по числу россиян, которые заняты в малом бизнесе.

Научим работать с кадрами и составлять отчетность в 1С:ЗУП на новом онлайн-курсе «Кадровый учет в 1С:ЗУП»

Вы сможете выполнять любые, даже самые сложные операции по кадровому учету в последней версии в 1С:ЗУП. Освоите функции для формирования и сдачи отчетности — 6-НДФЛ, РСВ, СТД-Р и т. д. в ФНС и СФР. Сможете автоматизировать ежедневную рутину, а освободившееся время потратить на повышение квалификации и карьерный рост.

⚡️ Итоги дня: ЛДПР запатентует бренд «Жириновский», средний чек на маркетплейсах упадет на 8%, а дилеры снизили цены на китайские авто

Подготовили обзор главных событий дня — 26 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДС

С 1 апреля начнет действовать новое освобождение от НДС

С 01.04.2025 работы подрядчика по договору строительного подряда с использованием счетов эскроу освобождаются от НДС.

ПСН

ФНС уточнила, можно ли при продаже онлайн-курсов применять ПСН

Патент можно применять предпринимателям, которые оказывают образовательные услуги. Также закон не запрещает работать через интернет.

Основателя холдинга «Русагро» задержали по подозрению в мошенничестве

На фоне новостей о задержании основателя компании, стоимость акций «Русагро» резко упала. Бизнесмена обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере.

Госпошлина

При оплате госпошлины в суд ОКТМО не должен быть нулевым

Региональное управление ФНС сообщило об основных ошибках в платежных документах, в том числе на государственную пошлину в суд.

Научим считать зарплату и составлять отчетность по выплатам в 1С:ЗУП на новом онлайн-курсе «Зарплата в 1С:ЗУП»

Вы освоите инструменты для начисления зарплаты, НДФЛ и взносов в 1С:ЗУП. Сможете оформлять в программе 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ, рассчитывать больничные и отпускные, чтобы сдавать всю отчетность в срок и без ошибок. Автоматизируете работу в 1С:ЗУП — сэкономите время на выполнении рутинных задач и посвятите его повышению квалификации и карьерному росту.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Компенсация отпуска деньгами: правовые основания и ограничения

Компенсация за неиспользованный отпуск — это выплата денежных средств работнику взамен предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска. Однако не всегда работодатель может произвести такую компенсацию. Законодательство предусматривает строгие правила для этого процесса, а также установлены исключения и уточнения, которые нужно учитывать.