Факторинг

Малый ход

Доступность такого финансового инструмента, как факторинг, для малого и среднего бизнеса в прошлом году снизилась почти на треть: спрос по-прежнему высок, но предложение сильно ограничено. Отечественные компании-факторы в кризисных условиях сосредоточились на крупных клиентах, чтобы минимизировать свои риски и издержки.
Малый ход
Фото Тимура Громова, Кублог

Доступность такого финансового инструмента, как факторинг, для малого и среднего бизнеса в прошлом году снизилась почти на треть: спрос по-прежнему высок, но предложение сильно ограничено. Отечественные компании-факторы в кризисных условиях сосредоточились на крупных клиентах, чтобы минимизировать свои риски и издержки.

Как и многие сектора российского финансового рынка, факторинг в целом продемонстрировал в прошлом году снижение оборота — почти на 10%. Таковы данные ежегодного исследования Ассоциации факторинговых компаний, информацию для которого предоставили все значимые участники — 19 крупнейших российских факторов, формирующих 86% факторингового рынка. В рамках этого исследования АФК по просьбе «Бизнес-журнала» дополнительно провела более глубокое изучение ситуации с факторингом в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ). Выяснилось, что самое большое снижение показателей произошло именно здесь: объем портфеля сократился на 34%, а количество клиентов — на 40%. Почему сегмент превратился в «болевую точку» рынка факторинга?

Объективную оценку трендов несколько затрудняет уход с факторингового рынка ряда крупных игроков, который произошел по разным причинам в 2015 году. Достаточно вспомнить хотя бы громкий прошлогодний отзыв лицензии у Пробизнесбанка, который на протяжении многих лет не только служил расчетным банком для немалого числа небольших компаний, но и обеспечивал фондирование крупного игрока — «Лайф Факторинга», который также фокусировался на работе с МСБ. До этого события, как заявляли представители «Лайф Факторинга», каждый третий новый клиент на рынке факторинга получал финансирование именно от их компании. Уход одного только этого игрока с рынка лишил доступа к услуге почти 400 активных МСБ-клиентов, а это без малого 15% от их нынешнего числа.

Тем не менее общая картина в сегменте факторинга для «малых и средних» просматривается вполне определенная. Уже с конца 2014 года российские факторы занялись ужесточением требований риск‑менеджмента. Они стали чаще отказываться принимать на обслуживание тех клиентов и дебиторов, чья платежная дисциплина потенциально могла бы ухудшиться на фоне падения спроса на реализуемую ими продукцию. А таких отраслей у нас немало.

Аналитики АФК отмечают резкое снижение доступности услуг факторинга для небольших компаний в регионах. Наиболее драматичное сокращение числа МСБ-клиентов в портфелях факторов (свыше 70% за год) отмечено в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах. 61% клиентов (свыше 1,3 тыс. компаний) потеряли за год московские офисы факторов, что снизило долю столицы в совокупном портфеле рынка в сегменте МСБ с 55 до 44%. Рост портфеля в 2015 году был отмечен лишь в Приволжском (+12%) и Северо-Кавказском (+17%) федеральных округах.

Летом прошлого года в России изменились критерии отнесения компаний к малому и среднему бизнесу. Постановление правительства РФ увеличило предельные значения выручки для субъектов МСБ в два раза: для микропредприятий — до 120 млн рублей, малых — до 800 млн, средних — до 2 млрд. Иными словами,техническ количество малых и средних предприятий в стране выросло. Но это не помогло — даже формальным образом — отыграть падение в сегменте факторинга для МСБ. По оценкам факторов, по итогам года это дало им в среднем лишь 5–7% прироста портфеля. То есть без манипуляций с критериями отнесения снижение было бы еще более заметным.
Со

Совершенно очевидно, что крупные компании представляются российским факторам в нынешней макроэкономической ситуации более понятными, прозрачными и устойчивыми. «Тенденция ухудшения качества портфелей у многих факторов, работающих в сегменте МСБ, очень заметна, — рассказывает генеральный директор Русской факторинговой компании Владимир Инякин. — Общий новостной фон таков, что потребительский спрос сокращается практически везде. Ряд наших постоянных клиентов, которые из года в год показывали рост выручки, с осени 2015‑го стали снижать оборот. Повлияло на рынок и то, что крупные факторы еще в декабре 2014 года столкнулись с кризисом ликвидности и закрыли лимиты на многих клиентов».

О том, что факторинговые компании стали жестче подходить к оценке рисков и в ряде случаев предпочитают перестраховаться от потенциальных убытков, говорит и директор дирекции инновационного развития Национальной факторинговой компании Дарья Николаевская. По ее словам, факторы тщательно проанализировали свои портфели и стали избавляться от некачественных и высокорисковых активов. «С точки зрения показателей в прошлом году наш рынок сделал пару шагов назад в своем развитии», — отмечает генеральный директор факторинговой компании «ОФК-Менеджмент» Андрей Аршакуни. Он связывает это с ревизией подходов к рискам, к клиентам, к управлению и к контролю дебиторской задолженности, которую провели российские факторинговые компании. «Это обусловило снижение уровня конкуренции и упрощение продуктового предложения, — говорит эксперт. — Факторы отказались от комплексного факторинга в пользу банального замещения кредитного финансирования».

Основные изменения, произошедшие за последний год, опрошенные «Бизнес-журналом» участники рынка факторинга описывают следующим образом. Во-первых, значительное снижение предложения на рынке происходит не только из‑за политики самих факторов, но и по причине сокращения финансирования со стороны банковского сектора. Сейчас часто говорят о наличии ажиотажного спроса на кредитные продукты со стороны компаний МСБ. Но по факту это лишь результат сокращения предложения. Для многих категорий предприятий заемное финансирование стало попросту недоступно. Во-вторых, многие факторы сузили свою специализацию за счет изменения модели оценки рисков. Сейчас для всех факторов наиболее лакомым кусочком являются поставщики сетевого ритейла; при этом многие стали выставлять также приоритеты по отраслям поставщиков. Однотипная реакция факторов на повышенные риски контрагентов выразилась в усилении конкуренции в низкорисковых сегментах, другие же ниши заметно сузились с точки зрения объемов получаемого фондирования.

Что касается отраслевой структуры, то в ней по-прежнему преобладают такие традиционные для факторинга отрасли, как оптовая торговля и обрабатывающее производство — 46% и 41% соответственно. Правда, по сравнению с предыдущими годами резко выросла доля неторгового сектора. Если в 2013 и 2014 годах на обрабатывающее производство приходилось 31% оборота рынка факторинга, то в 2015‑м — уже 41%. При этом доля оптовой торговли снижается год от года — 62% в 2013‑м, 58% в 2014‑м, 46% в 2015‑м. Сфера услуг стабильна и сохраняет все эти годы долю в 4–5%. Такая отраслевая динамика, считают в АФК, может свидетельствовать лишь о результативности программ поддержки факторинговых операций в неторговом секторе, которые реализует МСП Банк.

При этом совокупный факторинговый портфель, сформированный клиентами МСБ на конец прошлого года, составил 44,5 млрд рублей (15% от совокупного портфеля всего рынка). За год он снизился на 34% (в 2014 году было 67,8 млрд рублей). Наибольший вклад в сокращение портфеля (помимо «Лайф Факторинга») внесли Московский кредитный банк (-89%), ЮниКредит Банк (-62%), Альфа-Банк (-30%) и «ВТБ Факторинг» (-26%). Из респондентов, принимавших участие в опросе АФК по итогам 2015 года, положительную динамику смогли продемонстрировать только факторинговая компания «Клевер» (рост портфеля МСБ на 93%), Металлинвестбанк (+34%), СДМ-Банк (+26%) и ТрансКапиталБанк (+13%).

Пятерка лидеров в сегменте МСБ менялась от квартала к кварталу. По итогам года в Топ-5 вошли Промсвязьбанк (25% оборота сегмента), Металлинвестбанк (18%), Альфа-Банк (16%), ВТБ Факторинг (14%) и Национальная факторинговая компания (7%). Доля остальных четырнадцати факторов-респондентов АФК в обороте рынка составила всего 20%.

Давать прогнозы на этот год участники рынка факторинга в большинстве своем оказались не готовы. Своим видением перспектив в сегменте МСБ с АФК поделились лишь 9 факторов — с диапазоном оценок развития своего бизнеса от -15% до +60% по обороту (среднее — +20%) и от -15% до +40% по портфелю (среднее — +16%) по итогам 2016 года. При этом, как отметили в АФК, в 2015 году плановых показателей достигли 75% факторов. «Очевидно, что эти достижения не распространились на сегмент МСБ — ни в одном из кварталов 2015 года ожидания факторов не совпали с динамикой сегмента, — говорится в исследовании АФК. — Таким образом, представленные прогнозы на 2016 год имеют скорее сакрально-психологическую роль («Падать некуда — будем расти»), чем отражение реальных стратегий участников рынка в сегменте МСБ, где для управления факторам остался доступен, пожалуй, единственный компонент — уровень риска. Остальные компоненты находятся за пределами классического факторингового бизнеса и могут сложиться в любые конфигурации в течение текущего года».

Прогнозный показатель АФК оборота факторинга в сегменте МСБ по итогам 2016 года составляет 353,3 млрд рублей, что может оказаться почти на 25% выше прошлогоднего. Для сравнения: консенсус-прогноз по обороту рынка в целом составляет 1,89 трлн рублей (+3% к результатам 2015 года). При этом совокупный портфель в сегменте МСБ за этот год, по расчетам АФК, может увеличиться на 21% — до 54,7 млрд рублей.

Начать дискуссию