Управление персоналом

Подавлять нельзя мотивировать. Преодоление сопротивления персонала изменениям в компании

Кому не известна народная мудрость про рыбу, которая ищет, где глубже? Так и человек в любой ситуации ищет, а если нашел, то пытается сохранить всеми силами и средствами, что для него лучше: жилье, семья, работа. Чувствуя себя как рыба в воде, сопротивляется он любым переменам, особенно тем, которые привносятся ему извне. Задумал ли директор реорганизацию бизнеса или делает новые должностные назначения, ремонтирует офис или переводит работу на компьютеры - все встречается в штыки. За исключением тех случаев, когда сам становится добровольным инициатором или носителем таких перемен.

Еженедельник "Экономика и жизнь" N 16, 2005 г.

     Кому не известна народная мудрость про рыбу, которая ищет, где глубже? Так и человек в любой ситуации ищет, а если нашел, то пытается сохранить всеми силами и средствами, что для него лучше: жилье, семья, работа. Чувствуя себя как рыба в воде, сопротивляется он любым переменам, особенно тем, которые привносятся ему извне. Задумал ли директор реорганизацию бизнеса или делает новые должностные назначения, ремонтирует офис или переводит работу на компьютеры - все встречается в штыки. За исключением тех случаев, когда сам становится добровольным инициатором или носителем таких перемен.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

     Конфликты между руководителями и подчиненными, столкновение интересов различных групп сотрудников, выливающиеся иногда в саботаж, сопротивление всему и вся разворачиваются по всем правилам боевых действий. И вопрос не всегда упирается в оплату труда сотрудников, но всегда - в дополнительные затраты компании, потерю управляемости, а стало быть, в результативность бизнеса.
     Причины такого поведения сотрудников могут быть разными. Но чаще всего сопротивление изменениям, проводимым в компании, обусловлено отсутствием или недостатком информации о преобразованиях.
     "Восстания" конечно же можно подавлять", считает Елена Суворова (компания "Суворова и партнеры"). Помогает, но не надолго, особенно если, кроме силовых мер, не было никаких действий по предупреждению подобных ситуаций в будущем. То есть не выявлены и не устранены причины: соответствует ли стиль управления времени, специфике и масштабу бизнеса, стратегическим целям компании и существуют ли они в компании, соответствует ли компетенция руководителей высшего и среднего звена занимаемой должности.

     Не часто встретишь руководителя, довольного своими подчиненными, и еще реже руководителя, который понимает причины того, почему подчиненные ведут себя не так, как он ожидает.
     Проблема заключается не только в нежелании или неспособности слушать друг друга, но и в отсутствии эффективных коммуникаций, которые помогают осуществлять постоянный мониторинг персонала на понимание целей компании, готовность следовать им как своим собственным. МОТИВАЦИЯ

     Вероятность успешности проводимых изменений и, как следствие, снижения и предупреждения сопротивления персонала, считает Мария Нестерова (ООО Amiti Ltd), определяют сама необходимость перемен (нововведений), ясность их конечной цели и конкретные результаты по ее достижению.
     Поэтому в случае неудовлетворенности существующим положением дел и если нужно, чтобы сотрудники тоже изменились или изменили свое отношение к проводимым мероприятиям, то их надо убедить в том, что планируемые изменения необходимы. Нужно четко понимать и суметь донести до персонала информацию о том состоянии, которое должно наступить после перемен и насколько всем станет лучше, если они изменятся. Для достижения цели очень важны первые конкретные шаги, которые показывают, что продвижение возможно и происходит благоприятно, если добиваться положительных результатов на ранних стадиях процесса перемен.
     Чтобы руководителю не нажить себе врага в лице своего подчиненного, чтобы не создавать самому себе проблему, которая может стать непреодолимым препятствием на пути проводимых изменений, необходимо постоянно мотивировать персонал на достижение поставленных целей, используя при этом как материальные, так и нематериальные стимулы.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

     Большую роль в предупреждении конфликтов и в преодолении сопротивления персонала изменениям играют личность руководителя, стиль управления и правильное понимание им ситуации.

     Хороший руководитель должен быть стратегом, предвидеть перемены и готовиться к ним заранее, вовлекая в процесс своих сподвижников, подчеркивает Александр Долгоруков (Группа "Социальный дизайн").
     Личностные качества руководителя должны подкрепляться правильным пониманием ситуации, в которой ему приходится принимать решения. Высокий авторитет, а не авторитарные методы управления позволяет руководителю делать сотрудников своими единомышленниками. Принуждение персонала, как следствие неправильного понимания происходящих событий, подавление его сопротивления могут в случае конфликта привести к необратимым последствиям, вплоть до увольнения руководителя, если он не собственник бизнеса.
     Однако выбор того или иного стиля управления во многом зависит и от уровня развития сотрудников.
     Но определяющую роль в отсутствии и предупреждении различного рода сопротивления персонала в период проводимых изменений и инноваций играют управленческие способности и авторитет руководителя, его возможность гармонизировать демократические принципы - выслушивать всех сотрудников или их влиятельное большинство - с принципами единоначалия - принимать взвешенные решения самостоятельно.
     Рыба, как известно, портится с головы, а чистят ее всегда с хвоста. Конечно, можно "почистить" и рыбу, и компанию. Но это придется делать до тех пор, пока будет хватать ресурсов. Конечно, в ущерб времени и стратегическим планам компании. А жаль. НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЛЮБЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ:

     * люди думают, что перемены окажут на них отрицательное воздействие;

     * изменения разрушают формальные, психологические и социальные отношения, сложившиеся у работников;
     * изменения требуют отказа от привычек;
     * недостаток информации по ходу преобразований;
     * традиционная структура и бизнес-системы не связаны с инициативой изменения, а поэтому работают против;
     * работники считают, что их принуждают к изменениям.

Источник: материалы конференции "Контроллинг
и управленческий учет: опыт практической реализации"

СПОСОБЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА:

     - выполнение принципа справедливости;
     - социальная значимость;
     - внутрифирменное обучение;
     - возможность карьерного роста;
     - престижность работы.

Источник: материалы конференции "Контроллинг
и управленческий учет: опыт практической реализации"

Уровень развития
сотрудников 
Рекомендуемый
стиль 
Низкая квалификация,
ограниченные способности
Низкая квалификация,
большие способности

Высокая квалификация,
низкие способности

Высокая квалификация,
большие способности
Приказания (директивный
стиль, слабая поддержка)
Внушения, тренировки
(директивный
поддерживающий стиль)
Участие, поддержка
(поддерживающий стиль,
мягкое руководство)
Делегирование полномочий
(мягкое руководство,
мягкая поддержка) 

Л. ВЛАСОВА,
обозреватель "ЭЖ"


Начать дискуссию

Разыгрываем три именные карты банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Интересные материалы

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.