Главное — борьба с коррупцией
В исследовании приняли участие 120 российских компаний и организаций, из них 34% составили частные компании, 59% — компании, акции которых обращаются на бирже, и 3% — предприятия государственного сектора. Респонденты представляют различные отрасли экономики, в том числе сектор финансовых услуг (23%), промышленное производство (12%), топливно-энергетический сектор (9%), фармацевтическую и медико-биологическую отрасль (9%), сектор розничной торговли и производства потребительских товаров (7%), транспорт и логистику (7%).
«В этом году в центре внимания нашего исследования находятся три вопроса: программы по соблюдению правил деловой этики и нормативно-правовых требований; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и киберпреступления. Помимо конкретных аспектов экономических преступлений, на которых следует сосредоточить особое внимание, в обзоре подчеркивается важность реализации более комплексных и эффективных мер, которые позволяют минимизировать указанные риски. Хотя экономические преступления остаются одной из основных проблем для компаний, ведущих деятельность в России, результаты нашего исследования свидетельствуют о снижении экономической преступности в России на 20%. Мы считаем, что эта положительная тенденция является результатом принятия новых инициатив по противодействию коррупции, усиления роли функции внутреннего аудита и реализации других мер», — рассказывает партнер PwC в России Джереми Оутен.
Согласно данным исследования, 48% компаний и организаций в России столкнулись с экономическими преступлениями за последние два года. Это значительно ниже результата за 2014 г. (60%), но выше общемирового показателя (36%). По мнению исследователей, снижение уровня экономических преступлений может быть вызвано следующими рыночными тенденциями: усилением роли внутреннего аудита в организациях и усовершенствованием систем, предназначенных для выявления противоправных действий.
Менеджеры-нарушители
65% респондентов в России отметили, что в их компаниях оценка рисков мошенничества выполняется не реже одного раза в год. При этом 83% опрошенных ответили, что в их организациях есть официальная программа соблюдения правил деловой этики и нормативно-правовых требований.
В России и во всем мире основная доля правонарушителей из числа сотрудников компании приходится на менеджеров среднего звена (42 и 35% соответственно). Сотрудники младшего руководящего звена также составляют большую долю среди внутренних правонарушителей (31%).
Как оказалось, большинство мошенников среди сотрудников компании составляют мужчины (77%) в возрасте от 31 года до 40 лет (62%), имеющие высшее образование (72%). За последние два года в России доля мошенников среди руководителей высшего звена уменьшилась с 36 до 15%.
Большинство экономических преступлений в России выявляются функцией внутреннего аудита и службой корпоративной безопасности (20 и 15% соответственно). В 2014 г. внутренний аудит был отмечен лишь 10% опрошенных. Значительно возросло и значение информирования о подозрительных операциях как механизма выявления экономических преступлений: 11% в 2016 г. по сравнению с 3% в 2014 г.).
По данным PwC, самыми распространенными видами мошенничества, как и в прошлые годы, являются незаконное присвоение активов, мошенничество в сфере закупок товаров и услуг, взяточничество и коррупция. Если на глобальном уровне киберпреступления переместились на второе место, в России этот вид противоправных действий остается на четвертом месте в списке.
33% респондентов отметили мошенничество при осуществлении закупочной деятельности. При этом, по мнению 95% опрошенных, самым уязвимым этапом в процессе закупок является выбор поставщика.
По словам 44% участников опроса, за последние два года потери их компаний от экономических преступлений составили менее 100 тыс. долл. США; 25% респондентов сообщили о потерях в размере от 100 тыс. до 1 млн долл. США и 23% респондентов указали убытки в размере более 1 млн долл. США.
Увеличилось количество респондентов, обратившихся в правоохранительные органы в связи с экономическими преступлениями, в которых участвовали третьи стороны (67% в 2016 г. и 60% в 2014 г.). Такое действие в отношении внешних преступников остается самым распространенным и во всем мире. Примечательно, что прекращение деловых отношений стало менее популярной мерой в России (56% в 2016 г. по сравнению с 70% в 2014 г.), но все равно этот показатель значительно выше, чем средний по миру (25%).
23% компаний, участвовавших в опросе, сообщили, что в течение последних двух лет они стали жертвами киберпреступлений. Согласно результатам проведенного PwC опроса руководителей крупнейших компаний киберпреступления и неэффективная защита данных входят в число основных бизнес-рисков для руководителей компаний, ведущих деятельность в России (43%).
Для 30% респондентов взяточничество и коррупция оказали воздействие на деятельность их компаний. Результаты за 2016 г. оказались ниже показателей в 2014 г., когда 58% респондентов отметили, что их компании пострадали от этого вида экономических преступлений. 21% участников опроса заявили, что их просили дать взятку — это меньше по сравнению с 41% в 2014 г., говорится в материалах PwC.
Интернет-магазин мошенников
Впрочем, не исключено, что нынешний год несколько «подправит» положительную статистику в худшую сторону. Причиной этому может стать экономическая ситуация в стране.
Как пишет РИА «Новости», общий рост преступности в России за прошедшие четыре месяца вырос на 6,8%.
По данным компании «Доктор Веб», в последнее время растет количество пострадавших от киберпреступников, которые наживаются на излишней доверчивости пользователей интернета. Применяемая злоумышленниками схема мошенничества крайне проста и в то же время, судя по числу жертв, весьма популярна в Рунете.
«Все начинается с появления в сети интернет-магазина, предлагающего дорогую электронику, фототехнику, садовый и строительный инструмент, ювелирную продукцию или иные товары по крайне привлекательным ценам. На сайте торговой площадки, как правило, размещено множество положительных отзывов, оставленных счастливыми клиентами, а его адрес зачастую похож на URL других популярных интернет-магазинов.
Такой ресурс имеет практически все элементы, традиционно присутствующие на сайтах онлайн-магазинов: адрес офиса, контактный телефон (по которому на звонки отвечает диспетчер), название компании — учредителя торговой площадки. Разве что сделаны они все с использованием одного и того же стандартного шаблона», — рассказывают в своих материалах специалисты компании «Доктор Веб».
Соответственно, оплатив покупку, жертва ожидает подтверждения отправки своего заказа, однако спустя некоторое время сайт интернет-магазина неожиданно исчезает, отосланные на контактный адрес электронной почты письма возвращаются, а телефонный номер мошенников замолкает навсегда.
Спустя несколько дней в точности такой же магазин с аналогичным ассортиментом товаров появляется в интернете по другому адресу и с другим названием. Поэтому эксперты советуют проявлять благоразумие: не «покупайтесь» на обещания тотальных распродаж и баснословных скидок. Если дорогой мобильный телефон продается за полцены — это повод насторожиться.
Начать дискуссию