Управление финансами

Любите ли вы цены?

А экологически чистые?
Любите ли вы цены?
Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру»

Цены замедляют бег

В середине мая Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

Согласно исследованию темп роста цен на основные продукты и услуги год назад был заметно выше, чем в настоящее время (исключением является ситуация с горючим). При этом на большую часть товаров, по оценкам более половины опрошенных, цены по-прежнему растут.

В первую очередь граждане отмечают повышение стоимости овощей и фруктов (77%, в том числе 40% говорят о существенном росте). Довольно ощутимым является также подорожание мяса — его заметили 68% (в том числе 30% сказали о значительном росте), и молочных продуктов — 70%.

«Падение реальных доходов остается для большинства россиян наиболее болезненным проявлением кризиса. Несмотря на то что рост цен замедлился, общественное сознание продолжает воспринимать его очень остро. Это — одно из наиболее ярких проявлений запаздывания в отражении общественным сознанием реальных экономических процессов», — говорит ведущий эксперт-консультант управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб.

Так как же стимулировать покупателей платить больше?

Экотовары

Аналитический центр Национального агентства финансовой информации (НАФИ) в апреле 2016 г. провел всероссийский опрос на тему того, готовы ли россияне переплачивать за экологичность товаров. Как оказалось, более половины россиян придают значимость экологичности производства и эксплуатации товаров, однако цена покупок для них не менее важна, и переплачивать за заботу об экологии готовы немногие.

Согласно данным исследования НАФИ, почти две трети россиян обращают внимание на экологичность производства и эксплуатации товаров (56–66% в зависимости от категории товара). В большей степени это важно при покупке продуктов питания (67%) и товаров для дома (63%), а в меньшей степени — при приобретении одежды и обуви (56%). Экологичность товаров более значима для женщин, нежели для мужчин, а также для молодежи (от 18 до 34 лет).

Потребительские привычки половины россиян можно назвать экологичными: на натуральность товаров (без консервантов, красителей и другой «химии») при покупке смотрят 53% опрошенных, на локальное производство 51%, а учитывают пользу для здоровья 50% россиян. Тем не менее еще 48% отметили, что для них прежде всего важна стоимость, и они отдают предпочтение продуктам с самой низкой ценой либо товарам, продающимся по акции. Около трети россиян стараются покупать сезонные и фермерские продукты (38 и 32% соответственно), а для 17% важен бренд товара. 13–16% россиян отличаются осознанным потреблением товаров, так как они стараются не покупать консервированные продукты, ищут пометки «био», «эко» или «органик», а также отдают предпочтение продуктам в минималистичной упаковке.

«Товары с пометками „био“, „эко“, „органик“», «фермерские продукты» и «сезонные продукты», «без химии» или «с минимальным количеством упаковки» более склонны выбирать жители крупных городов с населением больше 500 тыс. человек, нежели опрошенные в малых городах, ПГТ и селах. Востребованность всех этих категорий также выше среди граждан с более высоким уровнем образования», — говорится в материалах исследования.

Эксперты НАФИ отмечают, что такие пометки чаще ищут опрошенные в возрасте от 18 до 24 лет. Наименьший интерес к таким продуктам наблюдается среди пенсионеров. Категории «фермерские продукты» и «сезонные продукты» больше привлекают внимание 45-59-летних, а продукты «без химии» — людей в возрасте от 25 до 44 лет.

С точки зрения основной занятости, по данным НАФИ, целевая аудитория продукции «с пометками «био», «эко», «органик» — прежде всего работающие и студенты (21% против 14% в среднем по выборке). Товары категорий «сезонные», «фермерские» и «без химии» наиболее востребованы среди работающих пенсионеров и домохозяек, наименее — среди неработающих студентов и учащихся.

Большинство потребителей не готовы переплачивать за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции (61–71%), а если и рассматривают возможность доплаты, то на уровне не более 5–10% от стоимости товара. Чаще готовы платить за продукты питания (12% опрошенных могли бы доплатить более 10% цены за экологичность), а реже всего — за товары для дома, одежду и обувь.

Made in….

Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на поведение покупателей — это происхождение товара. Согласно глобальному исследованию потребительских предпочтений в отношении происхождения бренда, представленного компанией Nielsen, 75% потребителей во всем мире говорят, что страна происхождения бренда является «несколько» или «более важным» критерием при выборе продукта, чем цена и качество.

Как пишут эксперты компании Nielsen, респонденты из Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока склонны считать, что страна происхождения важнее других критериев выбора товара (33 и 32% соответственно), в то время как для опрошенных из Европы, Северной и Южной Америки место производства менее важно в сравнении с другими факторами, влияющими на выбор товара (35, 32 и 31% соответственно).

Тогда аналитики заинтересовались другим вопросом: когда потребители выбирают локальные бренды, а когда глобальные? «Респонденты во всех регионах выделили ключевые факторы, влияющие на выбор в пользу того или иного производителя: более выгодное ценовое предложение — самая распространенная причина покупки товара глобального (42%) или локального (43%) бренда, положительный предыдущий опыт (32 и 28% соответственно), безопасные ингредиенты и процесс производства (31 и 28% соответственно), качество продукта (31 и 25% соответственно) и акция на товар (26 и 24% соответственно)», — говорится в материалах компании Nielsen.

Мнения потребителей при выборе между местным или международным производителем значительно разнятся, когда речь заходит о таком факторе, как национальная гордость. Это неудивительно, так как патриотически настроенный потребитель, скорее, купит продукцию отечественного производителя, однако нельзя не учесть факт, что мультинациональные гиганты тоже имеют свою историю и страну происхождения. Каждый пятый глобальный респондент (21%) ответил, что патриотические чувства — главная причина покупки товара местного производства. Выше всего эти показатели в Африке и на Ближнем Востоке (25%), в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе (24%) и Латинской Америке (21%). Менее влиятельна национальная гордость при выборе производителя в Европе (16%) и Северной Америке (10%).

Когда речь заходит о детских товарах, почти во всех регионах очевидно превосходство глобальных брендов. Исключением стал Азиатско-Тихоокеанский регион, где вкусы потребителей разделились поровну.

«Для многих категорий имя мультинациональной компании и есть лучшая рекомендация и знак качества, особенно на развивающихся рынках, — говорит Патрик Додд, президент группы „рынки роста“ компании Nielsen. — В Северной Америке и Европе рынок товаров по уходу за детьми довольно развит и строго регулируется, поэтому потребители автоматически предполагают, что детское питание, которое они покупают, безопасно и полезно. Для этих потребителей локальный рынок — гарантия качества».

На рынке средств по уходу за собой глобальные бренды пользуются наибольшей популярностью: потребители предпочитают их в категориях бритв, шампуней и кондиционеров, косметики и дезодорантов.

«Международные компании могут использовать весь свой опыт, экспертизу, исследовательские наработки и опыт развития брендов, им на руку также играет сила капитала марки, чтобы предложить потребителю высокотехнологичные и инновационные решения в категории товаров по уходу за собой на локальных рынках по всему миру, — комментирует Патрик Додд. — В ряде стран ассортимент в непродовольственных товарах настолько скуден, что у потребителя буквально не остается альтернативы, кроме покупки широко распространенных международных брендов».

При покупке продуктов питания

Начать дискуссию