Экономика России

Путевка восвояси

Последние два года сильно перепахали отечественный турбизнес и отпускные привычки россиян. Турпоток резко развернулся внутрь: в 2015‑м за рубежом отдохнуло около 12 млн туристов, в России — 20 млн. А ведь ранее выездной туризм на протяжении многих лет преобладал над внутренним. К столь разительным переменам отрасль по-настоящему не адаптировалась до сих пор.
Путевка восвояси
Фото Анастасия Володченкова, Кублог

Последние два года сильно перепахали отечественный турбизнес и отпускные привычки россиян. Турпоток резко развернулся внутрь: в 2015‑м за рубежом отдохнуло около 12 млн туристов, в России — 20 млн. А ведь ранее выездной туризм на протяжении многих лет преобладал над внутренним. К столь разительным переменам отрасль по-настоящему не адаптировалась до сих пор.

Совсем недавно российский выездной туризм был индустрией, которая по оборотам превосходила экспорт вооружений. При средней стоимости зарубежного тура около $1 тыс. и «исходящем» потоке туристов в 18,3 млн в 2013 году получаем верные $18,3 млрд оборота. Оружием в том же году Россия наторговала лишь на $15,7 млрд.

Однако теперь о прежнем полноводном выездном потоке остались лишь воспоминания: по данным Ростуризма, он уменьшился на треть. И то статистику несколько приукрашивают приграничные поездки; организованный туризм («по турпутевке») сократился, по оценкам отраслевых экспертов, чуть ли не вполовину.

Чтобы понять масштаб потрясений для отрасли, достаточно посмотреть на динамику реестра Ростуризма за последние два года: количество туроператоров выездного туризма снизилось в 7 раз, внутреннего — выросло вдвое. Оптимист скажет, что туристический рынок всего-навсего перегруппировался и занялся полезным импортозамещением. Действительно, все крупнейшие игроки выездного туризма с прошлого года серьезно взялись развивать внутренние направления. Но здесь им пока и близко не удается подойти к оборотам, к которым они привыкли.

Не для наружного применения

Выездной туризм ни жив ни мертв. Даже если скоро «откроется» Египет (что маловероятно), российская туриндустрия в 2016 году может рассчитывать в лучшем случае на 6 млн «организованных» туристов, считает Виктор Тополкараев, генеральный директор НТК «Интурист».

В такое плачевное состояние российский выездной туризм привели два года невзгод — рукотворных и нерукотворных. Началось все в феврале 2014‑го, когда МВД РФ ведомственным распоряжением ограничило выезд за рубеж для своих сотрудников; несколько позже почин подхватили другие ведомства и даже некоторые госкорпорации. Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозировала тогда сокращение выездного турпотока на 4 млн человек. Летом и осенью того же года последовали громкие банкротства ряда старожилов рынка — туроператоров «Нева», «ИнтАэр», «Южный Крест», «Лабиринт» и др.

Все это время шла девальвация национальной валюты: с апреля 2014‑го рубль по отношению к доллару «полегчал» на 123%, так что в рублевом эквиваленте зарубежные туры с тех пор подорожали более чем вдвое.

В ноябре 2015 года произошло закрытие сразу двух самых массовых направлений выезда — Турции (в 2014‑м приняла 3,2 млн туристов из России) и Египта (2,5 млн). Почти 40% зарубежных поездок с целью туризма приходилось именно на эти две страны.

В конце года, как реакция на сбитый турецкими военными на сирийско-турецкой границе российский бомбардировщик Су-24, последовали санкции в отношении турецких компаний, и Ростуризм исключил из реестра туроператоров крупнейших игроков — «Пегас туристик», Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour. Эти компании с турецкими корнями, работающие в России по 15–20 лет, в совокупности контролируют, по разным оценкам, от 40 до 50% выездного рынка. (В середине марта большей частью они были восстановлены в реестре — после того как доказали, что неподконтрольны турецким физическим или юридическим лицам.)

Стали терять свой шарм для россиян и поездки в страны Евросоюза — из‑за террористических угроз (взрывы в Париже и Брюсселе), наплыва беженцев и введения биометрии при получении шенгенской визы в сентябре прошлого года. А в Госдуме депутаты-коммунисты прошлой осенью вдруг заговорили о необходимости ввести выездные визы, объясняя это заботой о безопасности россиян… «Железного занавеса» пока нет, но выезд, как видим, и без этого сильно затруднен самыми разными обстоятельствами. И у российского туриста возникает масса причин горячо полюбить Родину как туристическое направление.

Аборигены против Кука

Бизнес‑модель организованного туризма, которая в ходу до сих пор, придумал английский священник-баптист Томас Кук в 1841 году. Чартерные поезда и пароходы, постоялые дворы и гостиницы, выкупленные целиком под групповое размещение, — такой подход к делу превратил контору «Томас Кук и сын» в транснациональное предприятие еще в XIX веке.

Крупные отечественные операторы выездного туризма, разумеется, и к внутреннему рынку сейчас подходят так, как завещал основатель мирового тур­оперейтинга: стараются действовать с размахом, оптимизировать издержки за счет масштаба, добиваться квот и скидок от контрагентов и упаковывать продукт в виде турпакета. «Ростуризм ставит перед собой задачу распространения практики создания пакетных туров по территории страны», — так обозначил общий вектор еще перед началом прошлого летнего сезона глава ведомства Олег Сафонов.

Однако традиционные технологии туроперейтинга то тут, то там натыкаются на российскую специфику. Уж где-где, а по родной-то стране наш турист предпочитает путешествовать самостоятельно, всеми доступными видами транспорта. «Продажи турпакетов осложняет то, что логистика по России гораздо более диверсифицирована, — говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». — В Анапу чуть ли не половина туристов приезжает на личном транспорте. Из отдохнувших в прошлом году на курортах Краснодарского края 13,5 млн человек меньше трех миллионов прибыло по воздуху». К тому же нередко случается так, что турпакет от туроператора оказывается даже немного дороже, чем поездка, которую турист может организовать самостоятельно, забронировав все компоненты отдельно и напрямую, говорит менеджер турагентства «Дуэт тревэл» Надежда Почтарёва.

С транспортной составляющей тоже не все гладко. Внутренние чартерные рейсы до недавнего времени также не были широко распространены, а некоторые регулярные перевозчики даже практиковали (забудьте про скидки!) «групповую наценку».

Что касается объектов размещения, то они в России в массе своей привыкли вести прямые продажи номеров, и смысл существования такого посредника, как туроператор, требующий к тому же значительных скидок, многим из них непонятен. «Продадим и без вас» — довольно распространенная позиция среди отель­еров, которые давно присутствуют на рынке и располагают сложившейся клиентской базой. Дмитрий Горин, генеральный директор сети «ВИП-сервис» (бронирование и продажа авиа- и железнодорожных билетов) и руководитель транспортного комитета АТОР, полагает, что продажи через туроператоров у отечественных отелей в среднем по стране еще несколько лет назад не превышали 20%.

Большой зависимости от туроператора у российских отельеров нет, соглашается руководитель консалтинговой компании Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. «Когда туроператор приходит на переговоры с гостиницей, — говорит она, — то сразу же заводит разговор о скидке в 40, 50, 60%. Без этого его канал продажи будет неэффективен. Во-первых, он должен обеспечить скидку туристу. Во-вторых, комиссию турагенту — продавцу турпакета — в размере 9–12%. В-третьих, собственную маржу. Конечно, в итоге договариваются о скидке процентов в 20–30, но большого оптимизма гостиницы по поводу такого сотрудничества не испытывают. Тем более что онлайн-турагентства, через которые идет немало бронирований, берут за свои услуги меньшую комиссию — 15%».

Еще меньше пока приспособлен для применения массовых туроператорских технологий Крым, где отели в основном небольшие, по 10–20 номеров. «Ко многим гостиницам в принципе невозможно подъехать на большом туристическом автобусе: нет дороги, не предусмотрено мест для разворота, — говорит Алексей Заливин, представитель туроператора «Библио Глобус» в Крыму. — Объемы, которыми привыкли оперировать на выездных направлениях крупные российские операторы (20 и более тысяч человек в неделю), здесь пока немыслимы. В составе Украины все местные туроператоры размещали здесь в лучшем случае лишь несколько тысяч организованных туристов в неделю. Инфраструктурные ограничения мы, видимо, будем преодолевать в Крыму не один год».

Чего хотел HOTEL

Прошлый летний сезон, по сути, стал пробой сил для «новичков», перепрофилировавшихся с выездного туризма на внутренний. Произвести переворот на рынке и с ходу ворваться в Топ-10 никому не удалось. Старожилы рынка внутренних туров уверяют, что усиления конкуренции не почувствовали. «Рынок вырос примерно на три миллиона туристов, — говорит Сергей Ромашкин из «Дельфина», — а самый успешный из новых игроков обслужил от силы 300 тысяч. Остальные — намного меньше».

Но роль «миссионеров», смягчающих нравы и деловые обычаи на внутреннем рынке, передовики загрантуризма по-своему все-таки играют. Так, на протяжении многих лет российский турбизнес безуспешно пытался выстроить отношения с РЖД по части чартерных железнодорожных перевозок (те, кто пробовал договориться с монополистом, часто сетовали, насколько это сложно «и технологически, и по-человечески»). В прошлом году вопрос наконец впервые решился: туроператор «Библио Глобус» по договоренности с РЖД отправил 19 чартерных поездов по маршруту Москва — Анапа — Москва, которые весь сезон неплохо загружались. В этом году маршрутная сеть и количество железнодорожных чартеров будут увеличены. «Форм сотрудничества с РЖД у турбизнеса станет больше: чартерные поезда, прямая аренда вагонов, групповые тарифы для туроператоров», — знает Дмитрий Горин из «ВИП-сервиса».

Выезд россиян за рубеж с целью туризма в последнее время сильно затруднен самыми разными обстоятельствами — от экономических до бюрократических. Так что у российского туриста возникает масса причин горячо полюбить Родину как туристическое направление

Легче стало решать вопрос с запуском чартерных авиарейсов по внутренним маршрутам. Раньше этому очень сильно противились регулярные авиаперевозчики, опасавшиеся за свой бизнес. Летать по России крупным операторам выездного туризма есть на чем: в разное время они успели приобрести или аффилироваться с чартерными авиакомпаниями: у Anex Tourism Group есть Azur Air (бывшая «Катэкавиа»), у Coral Travel — Royal Flight (бывшая «Абакан-авиа»), у «Пегас Туристик» — Pegas Fly, у TEZ-tour — I Fly.

Несовпадение интересов у гостиниц и туроператоров тоже не стоит преувеличивать, считает Сергей Ромашкин из «Дельфина» (компания работает на рынке внутреннего туризма более 20 лет). С небольшими объектами размещения действительно есть шероховатости в отношениях. Продвигать их тур­оператору бессмысленно, поскольку номера быстро заканчиваются. Долгосрочного сотрудничества обычно не выходит: за пару лет отель обрастает постоянными клиентами. «Чтобы закрыть потребности небольшого отеля в клиентуре на сезон, достаточно базы из сотни семей, — поясняет эксперт. — Клиенты устанавливают прямую связь с директором или владельцем гостиницы, и туроператор становится лишним». С крупными гостиницами свои проблемы: они сильно ориентированы на корпоративные продажи, поэтому нередки ситуации, когда на пиковые даты или даже на целый сезон весь их номерной фонд на корню выкупают «газпромы» и «роснефти». «Лучше всего туроператорам подходят средние по размеру отели — на 100–400 номеров, — уверен Сергей Ромашкин. — Там мы можем рассчитывать на 20–50% номерного фонда. Финансировать отели в виде депозита за квоту номеров на будущий летний сезон мы обычно начинаем еще в ноябре–декабре. В том числе из этих денег гостиницы оплачивают ремонт и зарплаты сотрудникам в несезон».

Отраслевые эксперты констатируют: роль туроператорского канала в продажах отелей за последние два года заметно выросла. «Туроператоры сделали хороший рывок, — говорит Дмитрий Горин («ВИП-сервис»). — Прошлым летом в Сочи, например, через них приехало 64% гостей». «В конце концов, — мечтает Алексей Заливин из «Библио Глобуса», — нам удастся убедить российских отельеров, что туроператор со своей агентской сетью — это более эффективный продавец, и они предоставят продажи нам, а сами сосредоточатся на профильной деятельности и сервисе».

В этом летнем сезоне туроператорам, похоже, удастся оседлать своего любимого «конька»: организовав для себя довольно значительные объемы недорогих чартерных перевозок на внутренних маршрутах (по земле и по воздуху), они смогут предложить рынку на массовых направлениях пляжного отдыха по-настоящему бюджетные турпакеты. (Не исключено также, что на отдельных направлениях дело дойдет до демпинга, которым столь «славен» выездной туризм.) А значит, у «дикого» российского туриста, привыкшего путешествовать по стране самостоятельно, все больше стимулов становиться «организованным». «В этом году стоимость недельного турпакета с авиа­перелетом у некоторых туроператоров будет начинаться чуть ли не от 20 тыс. рублей», — анонсирует Дмитрий Горин.

Летний сезон 2016 года на внутреннем туристическом рынке обещает быть очень неплохим — ведь даже минувшей зимой, как отчитались в Ростуризме, внутренний турпоток вырос на 10%. Крым рассчитывает в этом году принять 6 млн туристов, то есть наконец-таки выйти на объемы, которые предшествовали вхождению полуострова в состав России. Из‑за проблем с энергообеспечением начало года не было обнадеживающим, но сейчас ситуация выправилась и динамика бронирований на 20% лучше прошлого года. Сочи также берет повышенные обязательства принять 6,2 млн туристов.

И туроператоры внутреннего туризма совсем не чужие на этом празднике жизни. Шаг за шагом им удается доказать свою пользу и потребителю, и контрагентам.

Начать дискуссию