Ведение бизнеса

СМИ, власть, деньги

Триада быстрого восхождения на вершины и стремительного падения.
СМИ, власть, деньги
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Но всегда и везде СМИ — это важнейшая манипулятивная технология, позволяющая воздействовать на умы людей и формировать общественное мнение. Именно поэтому реальные владельцы газет, журналов, телеканалов и интернет-ресурсов не ставят целью быстрый возврат инвестиций и немедленную монетизацию опубликованных материалов. С их точки зрения было бы глупо пускать на фарш курицу, несущую золотые яйца. В истории и не только в России, где Борис Березовский — хрестоматийный образчик делания денег из близости к власти и использования СМИ, существует множество примеров, когда СМИ помогали своим владельцам достичь небывалых высот. Правда, с таким мощным ресурсом, нужно всегда оставаться начеку: никакое реальное оружие не прощает своему владельцу излишней беспечности. Свидетельство тому — истории взлетов и падений таких некогда могущественных медиамагнатов, как Лео Кирх и Сильвио Берлускони.

По старой дружбе

Лео Кирх родился в Баварии в 1926 г., когда телевидение еще было чем-то сродни нынешним полетам космических аппаратов на Марс — вполне реальным, но бесконечно далеким явлением. Тем не менее еще в молодости Кирх решил связать свою жизнь именно с ним и потому отправился в Мюнхенский университет изучать деятельность электронных СМИ. Послевоенное телевидение в Германии развивалось весьма интенсивно, и довольно скоро Кирх понял, что в этот бизнес нужно заходить не со стороны науки, а «с тыла» — со стороны контента. Правда, начать он решил издалека и основал в 1956 г. фирму Sirius Film, занимающуюся перепродажей прав на художественные кинофильмы.

Старт оказался удачным. Успехом этим Кирх был обязан собственной интуиции: для того чтобы выкупить за 130 тыс. марок понравившийся ему фильм «Дорога» малоизвестного режиссера Федерико Феллини, Кирх влез в долги. Но эти затраты окупились многократно. Права на показ фильма у Кирха приобрели два ведущих немецких телеканала ARD и ZDF, а также практически все кинотеатры Австрии и Германии.

Вырученные средства Кирх решил инвестировать в расширение своего бизнеса. В 1959 г. он организовал компанию Beta-film, которая начала повсеместно скупать права на показ кинокартин. Уже в начале 1960-х гг. Кирх по праву мог считать себя одной из ключевых фигур немецкого теле- и кинобизнеса. Его компании принадлежали права на показ в Германии практически всех мировых премьер. Ежегодно он продавал немецким телеканалам более 700 фильмов из Италии, Франции, Японии и США. Что же касается остальных картин, не относящихся к новинкам, то их Кирх скупал оптом, по 1,5–2 тыс. штук за раз.

Вскоре владения Кирха разрослись до размеров холдинга под названием KirchGruppe, включающего в себя разнообразные компании, специализирующиеся на прокате, производстве и показе фильмов и телепрограмм, а затем его аппетит распространился на телеканалы и печатные СМИ.

В 1971 г. он создал рейтинговое агентство Merchandising Munchen, которое определяло степень популярности телепрограмм и выступало в качестве консультанта, дающего телеканалам свои рекомендации по формированию сетки вещания. Разумеется, все передачи, так или иначе связанные с Кирхом, получали от него наивысшие оценки и, следовательно, демонстрировались преимущественно в прайм-тайм.

Наивысшего пика карьера Лео Кирха достигла в 1982 г., когда его близкий друг Гельмут Коль был избран на пост канцлера Германии. Империя Кирха стала одной из самых могущественных корпораций Европы, и он получил возможность диктовать медиарынку собственные условия. К примеру, по его предложению в ФРГ была отменена госмонополия на телевещание и стали появляться платные телеканалы. Кроме того, благодаря безграничному доступу к кредитам Кирх принялся активно скупать электронные СМИ по всей Европе. Основным его кредитором был франкфуртский DG-Bank, с руководителем которого Кирха также связывали тесные дружеские отношения. Жизнь удалась, и теперь единственной задачей оставалось только сохранение всех существующих связей.

Но счастье не может быть вечным. В 1998 г. Гельмут Коль был вынужден оставить пост канцлера Германии, и тут же со всех сторон на Кирха обрушился шквал разнообразных обвинений. Как сообщила общественности Комиссия Бундестага, которая занималась расследованием дела о «черной кассе» ХДС, Лео Кирх лично открыл для Коля банковские счета в Монако и перевел на них в общей сложности DM 300 тыс. Невесть какая сумма, но для начала громкого разбирательства этого оказалось достаточно.

Выяснилось, что и канцлер не остался в долгу перед Кирхом. Именно под его влиянием закрывались начатые дела о налоговых махинациях KirchGruppe и отзывались требования антимонопольных органов. Благодаря этому только в 1997 г. Кирх увел из-под налогообложения 400 млн марок, а тремя годами раньше смог сохранить акции телекомпании SAT1, которые по решению одного из местных ведомств по делам телерадиовещания должны были быть проданы.

Для того чтобы хотя бы частично разобраться со своими финансовыми проблемами, Кирху пришлось начать распродажу своих активов. Вырученные деньги он пытался вложить в поддержку оставшегося бизнеса, но эти инвестиции не принесли результатов. Долгие годы сытой жизни дали о себе знать: Кирх растерял все навыки конкурентной борьбы и разучился работать в рыночных условиях. Теперь все, за что он брался, оказывалось провальным. Для того чтобы покрывать убытки, ему приходилось откалывать от своей некогда могущественной империи новые и новые кусочки, до тех пор пока от нее ничего не осталось.

Ничего удивительного

Слияние СМИ и политики — это хрестоматийный сюжет. Но такая история, как бы она ни начиналась, всегда заканчивается одинаково: политика — слишком ненадежный фундамент, для того чтобы базировать на нем все свое будущее. Итальянский политик и бизнесмен Сильвио Берлускони, в отличие от Лео Кирха, начал свою деятельность в политике и только потом прирастил свои политические активы средствами массовой информации. Но перемена мест слагаемых сумму не изменила: медиабизнес не прощает неосторожного обращения.

Сильвио Берлускони на протяжении многих лет являлся реальным олицетворением итальянской власти. В пору его могущества согласно опросам, проводимым в Италии, он по своей популярности опережал не только всемирно известного актера Арнольда Шварценеггера, но даже Иисуса Христа. Когда журналисты обратились к Берлускони с просьбой прокомментировать эти результаты, политик без тени иронии ответил: «Ничего удивительного. Я — самый известный человек в стране. Но, думаю, главное то, что я — самый любимый».

Как же тут не потерять связь с реальностью, когда от тебя полностью зависит повседневная жизнь среднестатистического итальянца? «Я живу в доме, который является собственностью Берлускони. Я работаю на предприятии, главным акционером которого является премьер-министр. Мой автомобиль застрахован в агентстве, чей контрольный пакет акций принадлежит нашему премьеру. Каждое утро я покупаю газету, принадлежащую ему. Банк, где у меня открыт счет, также его собственность. После работы я захожу в супермаркет, который входит в его торговую сеть. Вечером я иду в кинотеатр, тоже входящий в сеть, контролируемую премьером, и смотрю фильм, снятый на средства из госбюджета, которым распоряжается глава правительства. Если включаю телевизор, то почти всегда попадаю на телеканалы, контролируемые премьером, где фильмы прерываются рекламой, снятой на деньги премьера. Так получилось, что я еще и болею за футбольную команду, собственником которой является наш председатель совета министров. Перед сном, включив компьютер, я всегда могу побродить по интернету, воспользовавшись услугами провайдерской компании, принадлежащей премьер-министру. А если мне не спится, под рукой у меня книга, вышедшая в издательстве, которым владеет премьер», — так писал о жизни в своей стране итальянский журналист Джульетто Кьеза.

Первые ростки бизнес-империи Сильвио Берлускони появились в 1962 г., когда он организовал строительную фирму, основной специализацией которой, по его идее, должна была стать

постройка элитного жилья. Сильвио написал бизнес-план по возведению целого комплекса дорогих и престижных домов под названием «Милан-2», и ему оставалось лишь найти кредиторов. Долгожданный кредит был получен только через год, и Берлускони на эти деньги скупил дешевую землю на окраине Милана неподалеку от аэропорта, чем вызвал немалое удивление конкурентов. О каком элитном жилье может идти речь, если прямо над этим участком проходит воздушный коридор для самолетов, идущих на посадку или на взлет? Но через некоторое время траектория движения самолетов вдруг изменилась и стала пролегать в обход земель Берлускони. Предприимчивому бизнесмену просто удалось договориться с диспетчерами.

Благодаря этой истории Берлускони стал известен по всему Милану. Теперь банкиры без проволочек ссужали его деньгами, а власти благосклонно давали добро на строительство все новых и новых объектов. Помимо элитного жилья Берлускони решил заняться строительством коммерческой недвижимости и выстроил крупнейший в Милане торговый центр. Вскоре его личное состояние превысило миллион долларов. Тем не менее бизнесмен продолжал активно брать банковские кредиты. Кроме того, он решил расширить сферу своей деятельности. В качестве следующего объекта для инвестиций Берлускони выбрал средства массовой информации. Именно СМИ — в прямом и в переносном смысле — помогли Берлускони стать по-настоящему богатым и знаменитым.

В 1977 г. будущий премьер-министр купил 32% акций ежедневной национальной газеты Il Giornale, которую возглавлял известный журналист Индро Монтанелли. Затем он приобрел несколько районных теле- и радиоканалов, среди которых оказались Telemilano и Italia-4. После опять решил вернуться к печатным изданиям и стал владельцем одной из популярных итальянских «желтых» газет Sorrisi e Calzoni, публикующей развернутую программу телепередач. Неизвестно, во сколько обошлись ему все эти приобретения, но до сих пор по Италии ходят слухи, что Берлускони скупил свои медиа-активы за бесценок, сумев «обо всем договориться» с нужными людьми.

Параллельно с развитием итальянского телевидения предприниматель заинтересовался и иностранными СМИ. В 1978 г. Берлускони создал компанию Fininvest Holding Company, которая занялась инвестициями в зарубежный телевещательный сектор. В рамках Fininvest были созданы коммерческие телеканалы La Chinq во Франции, Telefunt в Германии и Telechinco в Испании. Уже к началу 1990-х гг. Fininvest сумел стать второй по величине частной компанией в Италии и крупнейшей медиагруппой в Европе. Общая численность ее сотрудников к тому моменту превысила 40 тыс. человек.

Политическая карьера Берлускони на таком фоне оказалась поистине блестящей. В кратчайшие сроки он сумел достичь величайшей вершины и стать во главе Италии. В январе 1994 г. он организовал политическое движение Forza Italia («Вперед, Италия!») и всего через два месяца получил на выборах большинство голосов. В мае президент поручил ему заняться формированием кабинета министров, а по итогам первого года работы правительство Сильвио Берлускони получило наивысшие оценки со стороны всех слоев общества.

Несмотря на череду взлетов и падений популярности, партии Берлускони удавалось оставаться у власти почти до конца 2011 г. 12 ноября 2011 г. на фоне серьезных финансово-экономических трудностей Берлускони с согласия президента Италии ушел в отставку. Последовавшие за этим коррупционные скандалы, обвинения в сексуальных контактах с несовершеннолетними, связях с мафией и налоговыми махинациями привели к окончательному закату головокружительной карьеры итальянского магната. 9 июля 2015 г. Берлускони был лишен пожизненной парламентской ренты и многих других положенных ему привилегий.

Передав права на управление медиа-активами своим детям, Берлускони частично обезопасил свою медиаимперию от развала. Однако дети поспешили перенять у отца схему его работы в бизнесе. Недавно сын Берлускони, стоящий у руля одного из отцовских медиахолдингов, был приговорен к 14 месяцам тюрьмы по делу о мошенничестве. Сейчас весь бизнес бывшего премьера находится словно под микроскопом: у итальянской общественности впервые за десятилетия появилась возможность называть вещи своими именами.

Начать дискуссию